Упражнение «Юмор классиков»

Участникам предлагается отрывок из какого-нибудь исто­рического анекдота, который они должны завершить остроум­ным высказыванием, соревнуясь в находчивости с классика­ми Пушкиным, Ломоносовым... Например, вот история о М. В. Ломоносове."

«Однажды Ломоносов оказался на императорском приеме. И как на грех, именно на этом приеме у него надорвался кру­жевной манжет. Один из придворных не замедлил воспользо­ваться этим поводом для насмешки:

— Что, Михаил Васильевич, мудрость выглядывает?»

Вопрос к участникам: «Что мог ответить на этот вопрос Ломоносов?».

На самом деле, Ломоносов ответил: «Нет, глупость загля­дывает». Участникам групп обычно нравится соревноваться с классиками в поисках неожиданного ответа, расширяющего масштабы ситуации или мгновенно переворачивающего ее смысл.

Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения

Рассмотрим психотерапевтические и тренинговые упраж­нения, которые требуют нового, иногда непривычного дейст­вия и потому обладают реориентирующим потенциалом.

СЕССИЯ Я-ПОСЛАНИЙ

В транзактной терапии Я-послания используются для «очистки атмосферы» перед началом каждой психотерапевти­ческой сессии. Ведущий спрашивает: «Какие есть неудоволь­ствия и паранойи?» После этого каждый, у кого возникло хотя бы легкое неудовольствие, раздражение, недоумение, обида в связи с поступком другого члена группы, высказывает это вслух в соответствии со следующим ритуалом:

Участник А: Нина, у меня, есть неудовольствие по отноше­нию к тебе. Ты хочешь узнать какое?

Участница Б: Да, хочу. Выскажи его, пожалуйста.

Если участнице Б сейчас не хочется слышать «неудоволь­ствия» в свой адрес, она может сказать: «Не сейчас, пожалуй­ста. Завтра». Или: «На следующей сессии». Или: «Через 15 ми­нут, хорошо?».

Если участница согласилась выслушать послание прямо

сейчас, участник А продолжает:

А: Сегодня перед занятиями, когда я спросил тебя, захо­чешь ли ты работать с моей проблемой, ты только посмотрела на меня и улыбнулась. У меня возникло разочарование из-за этого. Я ожидал какой-то большей заинтересованности.

Б: Спасибо, что ты сказал мне об этом. Я включу это в

свой опыт.

Как правило, тот, кто получил негативное Я-послание, испытывает сильнейшее желание оправдаться. Как это ни тя­жело, негативное Я-послание нужно включить в свой опыт: мы не хотели произвести такого воздействия на человека, но тем не менее произвели — он разочарован, обижен. Значит, мы все же что-то сделали не так, наше самовыражение было неточным.

Сессия «неудовольствии» в тренинге обычно начинается вяло, участники недоуменно восклицают: «А где взять неудо­вольствия?» — и пожимают плечами. Однако через некоторое время каждый вспоминает, что у него были и есть поводы для неудовольствия. Постепенно атмосфера накаляется. Прихо­дится прилагать усилия к тому, чтобы неукоснительно выпол­нялся ритуал упражнения. Если кому-то из участников хочет­ся ответить, он может послать ответное неудовольствие, но в строгом соответствии с ритуалом. Упражнение вовлекает всех, но вовлеченность эта далека от радостного чувства единения. Необходим следующий шаг. После того как все неудовольст­вия высказаны, группа переходит к обмену положительными Я-посланиями. Обычно группа облегченно вздыхает при этом переходе, чувствуется, что время такого перехода действитель­но пришло. Освобождение от негативных чувств снимает бло­кировку с выражений положительных эмоций.

После обмена положительными Я-посланиями группа обычно испытывает подъем. Мы пренебрегаем и собственны­ми чувствами, и чувствами других. Между тем их можно ис­пользовать в терапии даже как чисто информационный сиг­нал. Так, согласно представлениям адлерианской терапии, реакции терапевта до определенной степени отражают реакции других взрослых на поведение ребенка.

Для того чтобы собственные чувства помогали психотера­пии, необходимо научиться их осознавать и выражать. На это и направлена сессия Я-посланий. Вначале многие участники даже не осознают, что, собственно, они чувствуют. «Что я чувствую? Да ничего не чувствую... Нормально чувствую», — или: «Да нет у меня никаких чувств, просто... сижу». Сессия Я-посланий - это вмешательство в привычную работу «внутреннего компаса». В результате почти «принудительного» осознания и выражения негативных чувств его стрелка осво­бождается от зажима, после чего становится легче выражать и положительные чувства. Реориентирующий эффект заключа­ется тут в более полном переживании, осознании и выраже­нии собственных чувств, то есть фактически в преодолении общего, по мнению К. Стейнера, для многих людей сценария «Не чувствуй и не радуйся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: