Лекция одиннадцатая

Лондон, 30 августа 1922 года

Так как мы столь редко встречаемся, у меня бывает желание вместить в одну лекцию как можно больше и поэтому иногда, может быть, приходится сообщать даже с излишком. Несмотря на это, я намерен дать вам, с определённой точки зрения, описание другой сто­роны человеческой жизни на Земле; я хочу сопоставить это с тем, сколь значительно для нашего века это углублённое познание — духовное познание.

В конце концов, в обычных условиях в какой мере может человек иметь знание о своей земной жизни? Что ему скажут его восприятия и прикованный к ним рассудок? Своим обыкновенным сознанием мы осознаём только свою бодрственную жизнь. Но большое значение имеет тот факт, что управляющие миром духовные силы внедрили в земную жизнь человека состояние сна.

От засыпания до пробуждения с человеком происходит необычайно многое. Фактически даже большая часть того, что дух должен совершить на Земле посредством человека, происходит во время сна. Во время бодрствования, происходит на Земле лишь то, что человек может предпринять с самим собой или со своим отношением к окружающим его вещам. Но, когда мы засыпаем, начинается активность другого рода. Во время сна, высокие духовные существа работают в человеческой душе, ведя человека к его полному развитию в земной жизни.

Человек, который достиг современного посвятительного знания, может иметь ясное и детальное созерцание значительных процессов, протекающих во время сна. Но не следует представлять себе ошибочно, что эти вещи протекают только для посвящённых; их испытывают буквально все люди, без различия. Человеческая эволюция целиком зависит от тех фактов, которые имеют место от засыпания до пробуждения. Но в случае посвящённого разница состоит в том, что он может направить внимание на эти факты. Имеет очень большое значение, если все, кто считает, что существование человека на Земле имеет какой-то смысл, обратят внимание на эти факты.

Теперь позвольте нарисовать перед вами следующую картину того, какие влияния принимает человек во время сна. Представьте себе, что кто-либо засыпает. Как вы знаете, мы описываем этот процесс следующим образом: мы говорим, что его астральное тело и «Я» освобождаются от физического и эфирного тел и находятся в духовном мире; они уже более не пронизывают физическое и эфирное тела, как во время бодрствования. Но если мы хотим действительно нарисовать картину того, что происходит с человеком во время сна, то необходимо более отчётливо воспринять отношение человека к Земле в бодрственном состоянии. Как связан человек с Землей во время бодрствования? В первую очередь, при помощи своих восприятий. При помощи своих вос­приятий он воспринимает и осмысливает феномены различных царств природы. Но это ещё не всё. Человек связан с Землёй ещё и той активностью, которую он осуществляет бессознательно,— во время бодрствования. Например, человек дышит и этим он связан с Землёй. Вся Земля отражается в этом воздухе, который он вдыхает. Этот воздух содержит множество субстанций, которые существуют в нём в весьма утончённом виде. И как раз благодаря тому факту, что они существуют в нём в столь утончённом виде, они оказывают такое влияние на человека, которое не менее значительно, чем влияние вдыхаемого воздуха. То, что человек воспринимает через восприятия, это входит в него сознательно; но подсознательно во время бодрствования это вхо­дит в человека более субстанционально, чем когда оно прокладывает путь через более утончённые и идеальные каналы мыслей и восприятий. Путём дыхания, в человека входит его же окружение, в более материальном и субстанциональном виде. Я не буду вам напоминать, каким образом зависит земная организация человека от принятия земной пищи. Вместе со всем этим мы должны признать существование множества влияний, которые входят в нас во время бодрствования.

Однако теперь нашей целью не является более детальное рассмотрение этого; сегодня мы будем говорить о том, что влияет на чело­века во сне. И здесь нам приходится сказать: точно так же, как во время бодрствования, мы видим, что человек связан с внешними земными субстанциями, а во время сна он входит в определённое соотношение со всем Космосом. Этим я не подразумеваю, что астраль­ное тело человека каждой ночью становится как бы причастным ко всей безмерности Космоса. Это было бы преувеличением, но факт, что человек каждую ночь врастает в Космос. Как здесь на Земле мы связаны с растениями, минералами и с воздухом, так же связаны мы ночью с движениями планет и с констелляциями неподвижных звёзд. С момента нашего засыпания и до пробуждения небо с его светилами становится нашим миром, так же как и вся Земля есть наш мир во время бодрствования.

Когда мы начинаем более детальное описание нашего пути после засыпания, мы видим, что можем различать определённые сферы, которые проходим в это время. Первое — это та сфера, в которой «Я» и астральное тело,— так сказать, душа человека во время сна,— чувству­ют себя связанными с движениями планет. Когда мы просыпаемся по утрам и проскальзываем в наше физическое и эфирное тела, то мы имеем в теле, как мы знаем, лёгкие, сердце, печень и мозг. А первая сфера, с которой мы входим в контакт сразу после засыпания,— это сфера планетных сил и движений. Той же будет последняя сфера, которую мы проходим до пробуждения. Это, конечно, не значит, что мы получаем каждую ночь всю совокупность планетных движений; мы носим в себе, так сказать, малую картину, в которой происходит репродукция планетных движений. И эта картина различна для каждого человека. Это первый опыт, через который проходит каждый из нас после засыпания. Так что мы следуем нашим астральным телом за всем тем, что происходит в планетах, когда они движутся в обширном космическом пространстве; мы переживаем это в своём астральном теле, как своего рода планетарный глобус.

Возможно, что у нас возникает вопрос: на что мне это? Я же не могу воспринять всё это? Конечно, вы не видите всё это своими собственными глазами и не слышите всё это своими собственными ушами, но как только вы переходите в состояние сна, та часть вашего астрального тела, которая во время бодрствования вчленяется в ваше сердце, превращается в око,— превращается в нечто такое, что мы поистине можем назвать оком сердца или сердечным оком; и этим сердечным оком вы «видите» на сей раз, что происходит вокруг вас. Для сегодняшнего человечества это восприятие очень туманно. Несмотря на это, оно всё-таки существует; сердечное око воспринимает опыт первой сферы сна.

Сразу же после засыпания сердечное око оглядывается на то, что осталось в постели. Ваше «Я» и астральное тело смотрят сердечным оком в ваше физическое и эфирное тела. И тот образ планетарных движений, который вы теперь воспринимаете в астральном теле, светит вам уже из эфирного тела; вы видите его отражение в эфирном теле.

Конституция современного человека такова, что по пробуждении он забывает то туманное сознание, которое он имел ночью, благодаря сердечному оку. Хотя в некоторых сновидениях мы заметим отзвук всего этого. Такие сновидения вызываются внутренним движением, которое представляет собой реминисценцию планетарных движений. В это время в такие сновидения проникают картины из повседневной жизни; но это происходит лишь тогда, когда астральное тело ныряет в эфирное тело, а это последнее содержит воспоминания нашей повседневной жизни.

Легко может произойти следующее. Вы просыпаетесь утром. При возвращении проходите через планетарную сферу. Допустим, что вы испытали определённое соотношение между Юпитером и Венерой. Такой опыт будет связан интимно с вашей судьбой; иначе вы бы не имели его. Если бы вы смогли вынести этот опыт в жизнь — в вашу повседневную жизнь,— это пролило бы свет на ваши способности и задатки, так как это факт, что наши способности не принадлежат Земле. Они происходят из Космоса. Каково ваше отношение к Космосу,— таковы и ваш талант и способности. Такова и ваша доброта — или же, во всяком случае, ваша склонность к доброму или злому. Если бы смогли внести в повседневную жизнь вышеупомянутый опыт, вы бы узнали, что говорили друг другу Юпитер и Венера, так как наяву увидели бы то, что ночью увидели сердечным оком,— или, я бы сказал, услышали сер­дечным ухом, т.к. между этими двумя не существует разницы во время сна. Всё это забывается человеком, т.к. это воспринимается весьма смутно. Но результат этого опыта остаётся в вашем астральном теле; взаимоотношение между Юпитером и Венерой вызывает соответственное движение в вашем астральном теле и теперь к нему присоединяется определённый опыт, который вы имели давно, когда вам было 17 или 25 лет, допустим, в один полдень, в Оксфорде или Манчестере. Картины этого давнишнего происшествия присоединяются к космическому опыту; они смешиваются друг с другом. Поэтому, как видите, картины, кото­рые даются нам в сновидениях, не представляют собой существенную часть сновидения; они напоминают нам одежды, в которые одевается космический опыт.

Все эти переживания, которые протекают так, как я вам описал, сопровождаются некоторым чувством томления, более или менее интен­сивным томлением, которое имеет спиритуальный характер; это происходит в особенности тогда, когда космический опыт для души звучит, отражается от эфирного тела, и один луч — я его называю просто лучом, но он очень много говорит сердечному оку,— этот один луч идёт от вашего лба, а другой луч, который идёт от нижней части сердца, соединяется с музыкой и светом первого. В каждой человеческой душе, которая ещё не огрубела окончательно, в это время возникает то бес­покойство и томление, которое я вам описал. Душа говорит во сне са­мой себе: космический туман окружил меня, он принял меня в своё лоно. Мы чувствуем себя смутно и туманно, и сами — наподобие космического тумана, как будто мы лишь облако, которое плавает в мировых космических туманностях. Таков тот первый опыт, который воспринимается душой после засыпания.

Затем в душе начинает возникать другого рода чувство. Из того первого опыта, который наполняет нас беспокойством и предчувствием, в которых мы чувствуем себя наподобие маленького облачка в мировых туманностях, в нас развивается второго рода настроение, настроение самоотдачи божественному, настроение благоговения и самоотдачи перед божественным, которое наполняет и обнимает собой весь мир.

Вот, что происходит, мои милые друзья, в первой сфере, в которую мы входим после засыпания. В душе обитают два основных чувства: я нахожусь в мировых туманностях; мне бы хотелось почить в лоне Бога, что укрыло бы меня и спасло от растворения в мировых туманностях. Этот опыт, сердечное восприятие должно внести в бодрственную утреннюю жизнь, — жизнь, когда душа вновь ныряет в физическое и эфирное тело. Если бы мы не принесли с собой этот опыт, тогда те вещества, которые мы принимаем в виде пищи на протяжении дня, сохраняли бы свой полный земной характер и внесли бы в наш организм полный беспорядок. Это касается не только нашей пищи, но и всех тех веществ, которые участвуют в процессе нашего обмена веществ. Если мы даже ходим совсем голодными, всё равно происходит принятие веществ, — на этот раз, от нашего же собственного тела, и происходит работа в виде обмена веществ.

Мои дорогие друзья, как видите, сон имеет огромное значение для бодрственного состояния. Мы можем отметить тот факт, что на данном этапе эволюции человеку не даётся возможности увидеть, как входят божественные силы в бодрственную жизнь. Ибо человеческим существам сегодня было бы очень трудно с полным сознанием переносить эти влияния, приходящие с той стороны бытия в повседневную бодрственную жизнь.

Затем человек переходит в следующую сферу — это значит, что он оставляет первую; восприятием сердца он находится ещё в первой сфере. А эта следующая сфера, которая намного сложней, воспринима­ется другой частью астрального тела, — той, которая во времени бодрственной жизни связана с солнечным сплетением и всей организацией конечностей человека. Та часть астрального тела, которая проникает солнечное сплетение, руки и ноги, на этот раз представляет собой opган восприятия, и при помощи этого органа человек чувствует в своём астральном теле силы, которые притекают от созвездий Зодиака. Эти силы разделяются на два вида — первые притекают к нему непосредственно от Зодиака, вторые же сперва проходят Землю. Ибо имеет большое значение, где расположено то или иное созвездие — поверх Земли или внизу.

Так что человеку, вернее, той его части, которая выходит из тела, каждую ночь даётся возможность установить связь со всем Космосом; сперва с планетарными движениями, а затем с констелляциями неподвижных звёзд. Этот последний опыт мы можем иметь через полчаса после засыпания, или позже, хотя для большинства людей это начинается скоро; здесь человек чувствует себя в двенадцати констел­ляциях Зодиака, и те опыты, которые он встречает в этих констелляциях, крайне сложны.

Мои дорогие друзья, я верю, что вы много путешествовали и видели много интересных и значительных мест на всей Земле. Но всё-таки вы не смогли бы приобрести столько разнообразных и богатых опытов, какие воспринимает ваш солнечный глаз каждую ночь в связи с отдельными зодиакальными констелляциями. Люди древних времён, которые ещё обладали силой полного ясновидения, могли воспринимать в ясновидческом сознании многое из того, что я вам рассказал. Этих людей менее всего затрудняло иметь такие переживания во время сна. В наше время, для человека крайне сложно достичь при помощи своего солнечного глаза хотя бы в малейшей степени ясности касательно этого двенадцатиричного опыта. Он нуждается в нём, хотя днём им уже бывает забыто всё это; хотя он не сможет этого сделать, если бы он не получал с сердечным пониманием знания о Христе и обо всём том, чего хотел Христос для Земли, когда Он прошёл Мистерию Голгофы. Если мы когда-либо чувствовали, что значит для земной жизни то обстоятельство, что Христос прошёл Мистерию Голгофы, если во время бодрственной жизни мы думали о Христе, тогда наше астральное тело сможет получить через физическое и эфирное тела определённый отпечаток или свойство, и это влечёт за собой тот факт, что Христос становится нашим вождём и водителем в Зодиаке во время сна. И как в сфере планетных движений, здесь человеком также овладевает чувство беспокойства. Он имеет следующее переживание: ведь возможно, что я потеряю себя во множестве звёзд, в этом разнообразии явлений! Но, если он сможет оглянуться к тем мыслям, волевым импульсам и чувствованиям, которые он направлял к Христу во время бодрствования, тогда Христос становится его вождём и приводит в порядок ужасающие явления этих сфер. Тем самым становится ясным тот факт, что мы лишь в том случае можем оценить всё современное значение Христа для Земли, когда обращаем свой взор в потусторонний мир; а понять то, чем станет Христос для будущей земной жизни, совершенно невозможно для человека, живущего в условиях нынешней обычной цивилизации.

Среди нас слишком мало таких людей, которые могут правильно пройти через переживания во время сна; часто и ложно истолковывают их опыт. Люди, которые не имели соприкосновения с событиями Христа, переносят эти ночные опыты в дневное сознание в спутанном и хаотическом виде. Мы догадываемся, как это происходит, когда мы узнаём, что с нами бывает во время сна. Как мы видели, в той сфере существования, где нас окружает как бы туман, мы чувствуем приближение к такому миру, который смущает и приводит нас в ужас. Вот здесь воссияет для нас Христос, как духовное Солнце, и становится нашим вождём; и после этого весь ужас и смущение превращаются в гармонию, которую мы слышим и содержание которой мы понимаем. Поэтому Христос должен стать нашим учителем во время сна. Это имеет для нас огромное значение. Ибо, как только мы вступаем в эту сферу, и нас окружают живые взаимодействия зодиакальных констелляций и планетных движений,— это момент, когда мы предстаём и перед нашей кармой. Нашим солнечным глазом мы созерцаем нашу карму. Поистине каждый человек обладает видением своей кармы во время сна. А по возвращении в бодрственную жизнь у него остаётся от этого вос­приятия лишь тусклое эхо.

Допустим, человек стал на путь самопознания. Возможно, он откроет, что в его душе оживает такое настроение и отношение к жизни, которое представляет собой далёкий отзвук того ночного переживания, когда Христос вёл его от Овна к Тельцу, от Тельца к Близнецам и т.д. Тем самым Он пояснял ему звёздный мир, вследствие че­го человек вернулся к жизни с обновлёнными силами. Это самое удивительное чувство, которое ожидает человека в этой сфере. Сам Христос, и никто другой становится его вождём в ужасающих явлениях Зодиака; Он ведёт человека и указывает ему путь от констелляции к констелляции, чтобы он смог с полнотой и гармонией принять в свою душу те силы, которые ему нужны в бодрственной жизни.

***

Таков опыт, через который человек проходит каждую ночь от засыпания до пробуждения, — это результат того факта, что его душа и дух родственны Космосу. Ибо так же, как он родственен Земле физическим и эфирным телами, родственен он Космосу душой и духом, иначе говоря, астральным телом и «Я». Когда он выходит из физического и эфирного тел и врастает в Космос, те опыты, которые он здесь проходит, светят ему, подобно внутренней картине, из оставшейся в постели части. Он в это время чувствует себя в крайне глубоком союзе с Космосом и хочет, поистине, пойти ещё дальше, чтобы отдалиться от Зодиака, — но здесь, уже выявляется вторая сила, которая тянет его назад. Из-за этого второго элемента, который проникает во все его переживания в продолжение сна, для него становится невозможным выход по ту сторону Зодиака в жизни между рождением и смертью. Мы имеем здесь дело с воздействием совершенно иного рода и свойства, а именно с воздействием Луны.

Это воздействие пронизывает весь Космос определённой субстанциональностью в продолжение целой ночи, — это происходит как при полнолунии, так и при новолунии. Эту субстанциональность человек переживает вместе со всем другим. Он чувствует, как лунные силы тянут его назад из Зодиакального мира и как возвращают его к началу пробуждения. Даже в той первой сфере, в которую человек входит после засыпания, он уже чувствует смутно действие этого влияния; он уже отчётливо ощущает эту силу во второй сфере, где он обладает сильным и ясным переживанием мистерий смерти и рождения. Тот орган, с помощью которого происходит восприятие этих переживаний, находится намного глубже в человеке, чем сердечное око или солнечное око; можно сказать, что он заключается во всём человеке. Этим органом человек переживает каждую ночь, как нисходит он — дух и душа — в физическое существование путём рождения, и как его тело постепенно ввергается в смерть. Ибо это факт, что мы постепенно умираем в каждый момент нашей жизни; мы каждый день переносим смерть, пока она окончательно не наступит. С этим переживанием связано ещё нечто определённое. Те же самые силы, благодаря которым мы переживаем, как проходит душа свой путь в земном и телесном бытии,— они в то же время осуществляют нашу взаимозависимость со всем остальным человечеством.

Мои дорогие друзья, я хочу указать на тот факт, что даже самая незначительная встреча или контакт с другим человеческим существом занимает особое место и имеет связь со всей нашей судьбой. Существуют души, с которыми мы бывали вместе в какой-либо прошедшей земной жизни, или с которыми мы связаны в нынешней жизни, несмотря на то, находятся ли они в духовном мире или на Земле, и всё то, что нас связывало друг с другом, все человеческие взаимоотношения, которые интимно связаны с тайнами смерти и рождения, обнаруживаются для духовного ока, можно сказать, и для всего человека, поскольку это раскрывается перед нашим взором; мы чувствуем, что мы в действительности находимся в самом течении всей нашей жизненной судьбы.

Это происходит в связи с тем фактом, что все силы, силы план­ет и неподвижных звёзд, влекут нас в далёкий Космос, в то время как Луна хочет, чтобы мы были в человеческого мире. Луною мы выводимся из Космоса. Луна заключает силы, которые непосредственно противополагаются силам солнца и звёзд; она укрепляет нашу родственность с Землёй. Отсюда вытекает то, что Луна возвращает нас назад каждую ночь, выводит нас из зодиакальных переживаний в планетарные переживания, и оттуда вводит в земные переживания, чем мы вновь вовлекаемся в физическое тело. Здесь вы видите, с одной точки зрения, различие между смертью и сном. Когда человек спит, он всё ещё остаётся в тесном контакте с силами Луны. Лунные силы каждую ночь указывают ему на значение земной жизни. Это становится возможным с помощью того факта, что человек может увидеть в своём эфирном теле отражение всего ночного опыта. Во время же смерти человек отделяет своё эфирное тело от физического тела. Затем начинается, как вы знаете, воспоминание, которое обозревает в обратной порядке последнюю земную жизнь. Эфирное тело разрушается и в несколько дней рассеивается в том космическом тумане, о котором я упоминал.

Я рассказал вам, каким образом мы живём каждую ночь, как некое облако, как туман, в космическом тумане. По ночам этот туман, который есть опять же мы сами, находимся вне эфирного тела; но когда мы умрём, эфирное тело несколько дней находится вместе с нами. Затем эфирное тело постепенно рассеивается в Космосе, воспоминание ослабевает и гаснет, и мы начинаем обладать непосредственно внутренними переживаниями планетарных движений и констелляций неподвижных звёзд, тогда как во время сна мы имели лишь отражение звёздных переживаний в нашей, остающейся в постели, части.

Вы можете прочесть в моей книге «Теософия» описание этих переживаний с другой точки зрения. Вы найдёте там описание того, каково окружение человека во время между смертью и новым рождением. Но так же, как здесь, не могло быть красок и звуков без наличия глаз и ушей, или дыхания лёгких и сердца, также мы не восприняли бы после смерти всё то, что описано в моей книге «Мир Душ» или «Страна Духов», если бы у вас не было в вас же самих Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Овна, Тельца, Близнецов и т.д. Они находятся в вас, они являются вашим организмом, вашим космическим организмом, которым вы получаете опыт после смерти. Луна не может вернуть вас назад, так как она в состоянии вернуть человека только в эфирном теле, но эфирное тело уже рассеяно в Космосе.

Впрочем, у человека после смерти, остаётся определённый оста­ток лунных сил, который даёт ему возможность на протяжении определённого отрезка времени оставаться в Мире Душ со всё ещё обращённым к земле взглядом. Затем он переходит в Страну Духов и здесь он ощущает и познаёт те переживания, которые проходят по ту сторону Зодиака, по ту сторону сферы неподвижных звёзд. Таков путь жизни человека во время между смертью и новым рождением.

Я могу привести вам картинное описание ночного странствования человека в духовном мире. Но нужно остерегаться того, чтобы принимать эту картину буквально во всех деталях, ибо, как вам известно, почти невозможно передать эти вещи в земных понятиях. Всё же это будет истинной картиной, она поможет вам конкретно представить себе это странствование.

Представьте себе, что перед вами поле. Из каждого полевого цветка, из распустившихся цветов на деревьях выходят спирали и уходят в космическое пространство. Эти спирали суть проводники тех сил, при помощи которых Космос управляет и регулирует рост растений на Земле. Ибо растения вырастают не только из семени. Они нуждаются для роста в космических влияниях, которые окружают землю со своими спирально направленными силами. Космические силы действуют и зимой; они находятся даже в тех пустынях, где вообще такие растения не растут. Когда для человека наступает ночь, он должен использовать эти спиральные силы, как своего рода лестницу, при помощи которой он сможет подняться в сферу планетарных движений. Человек поднимается в планетарные движения по спиральной лестнице, которые возносятся от растений. Существует ещё другая сила, которая выгоняет растения от корня вверх, которая даёт растению возможность расти вертикально. При помощи этой второй силы человек поднимается во вторую сферу, описанную мной. (В зодиакальную сферу. Прим. перев.)

Вспомните на минуту те переживания, которые рождают в чело­веке чувство беспокойства: я клочок тумана в этой бесконечной туманности Вселенной,— я хочу почить в лоне Бога. Это душевное состояние, которым мы обладаем на Земле, следующее. Я почиваю в этой благодати Космоса, что сходит на полевые цветы, которые раскрываются в свете. Что же сходит на растения спиральными линиями сил? Это животворящее лоно Бога, где человек находит убежище во время сна.

С другой стороны, Луна возвращает человека к животному аспекту его природы. Силы растений влекут его всё дальше и дальше, в далёкий Космос. Но человек имеет в своём строении нечто, что роднит его с животным миром. Поэтому Луна может его возвращать назад каждое утро из-за его животной природы. Так вы видите картину отношения человека к Космосу,— то влияние, которое оказывает на него Космос во время сна. Мы можем слегка расширить эту картину. Сердечным оком, солнечным оком и тем оком, которое представляет собой целого человека мы можем пережить во сне нечто такое, к чему мы привыкли и в бодрственной жизни, когда находимся в интимных и близких отношениях с другими личностями. Это мы не сможем понять в словах и в словах нам это никто не говорит. Это нам говорят растения, это мы слышим от растений, которые поднимают нас как бы спиральной лестницей в планетарный мир, а затем ещё выше, в мир Зодиака.

Если мы хотим в словах выразить всё то, что мы переживаем таким образом, мы должны сказать: я имею общение с той или иной личностью, лилии мне сказали то-то, розы сказали то-то; сила розы, сила лилии, сила тюльпана возбуждают во мне переживание этого общения. Так превращается вся Земля в книгу жизни, которая даёт интерпретацию мира человеческой души, через который мы прокладываем путь на протяжении нашей жизни.

Те переживания, через которые человек проходит во время сна, не всегда были одинаковыми; они отличались друг от друга в разные эпохи. Если мы вернёмся к древней Индии, мы увидим, что в то время существовали люди, которые стремились узнать,— чему может на­учить нас сон в связи с звёздным миром. Они ограничивались в исследовании звёздных констелляций теми констелляциями, которые были поверх горизонта Земли,— конечно, к определённому моменту времени, т.к. констелляции меняют своё местоположение на небе, древний индус не имел желания связаться с теми констелляциями, которые находились ниже горизонта Земли, и силы которых достигают человека, только проходя через Землю. Взгляните на позу, которая характерна для Будды, или на позу других мудрецов, которые ставили своей целью упражнения для достижения духовной мудрости. Будда сидит, подобрав ноги под себя. Он хочет, чтобы активно действовала только верхняя часть его тела, которая находится в связи с верхними констелляция­ми. Верхняя часть,— и только. При помощи солнечного ока, в нём работает и то, что действует в низших конечностях, но он не активизирует это. Он, так сказать, хочет выключить силы низших конечностей во время духовных упражнений. Так что, из самой позы такого искате­ля мудрости очевидно, что он хочет иметь отношение только к тому, что находится только поверх горизонта Земли. Весь его интерес направлен на знания, касающиеся души.

Но мир был бы неполноценным, если бы человеческое стремление к познанию ограничилось этим, если бы человек навсегда остался в позе Будды, когда он следовал пути познания. Случилось наоборот. В греческую эпоху человек ощутил то, что необходимо связаться и с теми силами, которые работают внизу из-под земли (конечно, в данный момент). Греческая мифология даёт нам замечательные сведения об этом. Вновь и вновь рассказывают нам о таком посвящении, во время которого посвящённый нисходит в преисподнюю. Когда вы читаете о сошествии в преисподнюю какого-либо греческого героя, вы должны быть уверены, что это значит пройти посвящение, которое даст ему знание о тех силах Космоса, которые действуют из-под земли. Греки называли эти силы хтоническими силами.

Каждая эпоха, как видите, имеет свою определённую задачу и миссию. Восточный посвящённый должен был обрести знание, чтобы передать его своим ближним, он должен был изучить сферу духа и души, в которой человек находится до рождения, или, я бы сказал, до зачатия. Он должен был изучить опыт человека до его сошествия в земной мир. Всё то величие, которое мы воспринимаем в могучей поэзии Востока, в его концепциях Вселенной, является следствием того факта, что в то время люди были в состоянии прозревать ту жизнь, которую они вели до сошествия на Землю. В Греции же люди начали приобретать знания о Земле и обо всём том, что принадлежит Земле. Грек в качестве исходной точки своей космологии, берёт Урана и Гею (Землю); он стремится также познать Мистерии Земли, которые в то же время содержат космические Мистерии, действующие через Землю.

Подумайте, сколь незначительно было у греков,— не говоря уже ничего о Востоке,— изучение истории с нашей нынешней точки зрения! Грек гораздо больше интересовался тем началом Земли, когда она формировалась в Космосе,— когда внутренние титанические силы Земли вели войну с другими силами, с высокими духовными силами, кото­рые в представлении греков составляли основу земного бытия, в которое вплетён человек. Но мы, люди нового времени, призваны понять историю. Мы должны быть в состоянии показать, как начал человек с древнего сновидческого ясновидения и как он теперь достиг сознания интеллектуального характера, которое окрашено только воспоминанием о мифическом. После этого мы должны уяснить, сколь необходимо, чтобы человек проложил себе путь к избавлению от этого интеллектуального сознания и научился непосредственно видеть духовный мир. Ибо сегодняшняя эпоха, это — переходное время, для достижения со­знательного восприятия духовного мира. Вот почему столь необходимо для нас направить внимание на историю. Вы увидите, что в антро­пософской работе мы вновь вдаёмся в изучение различных исторических эпох. Мы возвращаемся первым долгом к тому времени, когда люди ещё получали своё знание от высших существ, и потом прослеживали всё наше развитие вплоть до нашей эпохи.

Изучение истории происходит в наших школах и университетах, конечно, крайне абстрактно. Разве есть что-либо более абстрактное, чем те демаркационные линии, которые проводятся теперь людьми при развитии какой-либо исторической темы! Для древних народов история была облечена ещё в одеяние мифа, она связывалась с природой и со всем тем, что происходит в мире. Люди сегодня не могут повторять этого. Но они не проявляют также желания вглядеться в прошедшие эпохи более глубоко. Они не чувствуют необходимости в том, чтобы был поставлен вопрос: каков был человек, когда он получал мудрость от высших существ? Или, как произошло, что он принимал от них всё меньше и меньше знания? Или, как снизошёл сам Бог, чтобы воплотиться в человека, пройти через Мистерию Голгофы и дать Земле высокую космическую миссию, дать ей истинное значение. Вся теология ХІХ-ХХ ст. оказалась несостоятельной, так как она не поняла всё спиритуальное значение Христа. Мои дорогие друзья, это то, что должна принести наша наука посвящения, — она должна принести понимание Христа. Мы нуждаемся в науке посвящения, которая вновь постигнет духовный мир, будет говорить вновь о смерти и рождении, о жизни между смертью и новым рождением, о состоянии души во время сна, — будет говорить так, как мы говорили сегодня. Человеку будет вновь дана возможность вернуть себе знания о той стороне бытия, о духовной его стороне. В противном случае он просто не сможет развиваться к будущему.

В старое время, в поисках знания люди направляли своё ис­следование к высшим мирам, — это нам демонстрирует поза Будды. Потом, в более поздние эпохи, человек брал за исходную точку земную эволюцию и читал свою космологию в земной эволюции; в Греции он приобщался к хтоническим мистериям, как мы это видим во многих греческих мифах, где описание подобного посвящения часто представляет собой основную часть мифа. Наше жe исследование должно принять новое направление. Мы должны изучить древние мистерии земли и неба; мы нуждаемся сегодня в науке посвящения, которая в состоянии ритмически двигаться между землёй и небом,— в науке посвящения, которая спрашивает небо, когда она хочет понять землю, и спрашивает землю, когда она хочет приобрести знание о небе.

Ответ на поставленные вопросы — как это возможно сегодня — вы найдёте в моей книге «Очерк тайноведения». Разрешите сказать со всем смирением, что в этой книге даётся попытка передать знание, которое нужно сегодняшнему человеку — нужно так же, как Восток нуждался в небесных мистериях, а греки — в мистериях земли. Мы должны установить и понаблюдать — каково современное посвящение и отношение к нему человека на современном этапе. Разрешите вкратце описать вам в третьей части моей лекции те задачи, которые ставит себе современное посвящение.

***

Для того чтобы дать некоторое понятие о задачах совре­менного посвящения, я должен повторить то же, что я сказал вам в Оксфорде несколько дней тому назад.

И сегодня я отметил, что посвящение ранних времён обращало особое внимание на созерцание высших духовных миров, откуда сходит человек, чтобы одеться в земное тело, в то время как для более поздних посвящённых первостепенное значение имело то, что греки описывали как сошествие в преисподнюю. Современный посвящённый имеет задачу другого рода. В поисках знания он должен наблюдать за ритмическим отношением между небом и землёй. Для этого он должен знать и небо, и землю, но при своём исследовании он должен иметь всегда в виду человека, в котором, в отличие от всех окружающих нас существ, небо и земля создают полное единство. Да, сам человек должен стать предметом его изучения. Сердечное око, солнечное око и духовное око, которое создаётся всем существом человека, должно быть направлено на самого человека. Ибо, мои дорогие друзья, человек носит в себе бесконечно больше тайн и мистерий, чем те миры, которые мы воспринимаем внешними чувствами и разъясняем интеллектом, который прикован к ним. Достижения знания о человеке как о духе, достижения духовного знания о человеке, — вот задача современного посвящения. На этом пути посвящения универсальным должно считаться лишь то знание, которое не упустит из виду вышеуказанную цель. Когда мы научимся понимать мир, весь Космос,— в конце концов, мы достигнем понимания человека.

Теперь сравним состояние современного посвящённого с состоянием древнего посвящённого. Люди древних времён обладали духовными способностями, при помощи которых они вспоминали то время, когда человек начинает нисходить в земное тело. Так что, для таких посвящённых стоял вопрос пробуждения космического воспоминания. Для греков это было прозрением в природу, созерцанием природы. А цель современного посвящённого — познание человека; его призвание — непосредственно познать человека как духовное существо. Для этого он должен освободиться от современной ограниченности и научиться пониманию земного в его связи со Вселенной. Разрешите повторить пример, приведенный мною на днях, в Оксфорде, как мы должны достигнуть этого освобождения.

Одна из задач науки посвящения, это установление контакта с душами ушедших, что представляет собой неслыханные трудности. Конечно, сложно установить такой контакт, но это возможно осуществить, если мы пробудим более глубокие душевные силы. Необходимо, в первую очередь, привыкнуть к тому, что надо выработать прилежным упражнением язык, которым смо­жем разговаривать с ушедшими. Этот язык — своего рода дитя нашего обычного человеческого языка. Но вы потерпите поражение, если вздумаете, что обыкновенная человеческая речь мо­жет вам пригодиться для установления контакта с умершими. Одно из главных открытий то, что умершие лишь на протяжении краткого времени могут понимать имена существительные. В их языке нет средств для выражения отдельного «предмета», кото­рый мы называем именем существительным. Слова их языка содержат чувство движения, они полны внутренней активности. Отсюда мы видим, что умерший может отвечать лишь на те слова, кото­рые выражают активность, т.е. на глаголы. Во время общения с умершими мы хотим порой задавать им вопросы, поэтому мы должны знать, как направить внимание на эти вопросы, как понять их. Как правило, должно пройти несколько суток, пока покойник сможет ответить на вопрос. Это, как видите, зависит от того, как мы найдём постепенно путь к языку умерших. Потребуется много времени, пока этот язык дастся нам. Умершие должны жить в этом языке; как вы знаете, их душевная жизнь целиком выключена из земли. Обычный язык умерших не связан с земными условиями, он возникает из сердца,— да, это действительно сердечная речь. Эта речь создаётся так, как создаются междометия и восклицания в земных языках. Например, мы произносим «ах», когда чему-нибудь удивляемся или восхищаемся. Язык умерших создаётся подобным же путём. Звуки и комбинации звуков сохраняют в этом языке полное и реальное значение. С момента смерти этот язык постепенно меняется для нас. Это уже не то, что произносят органы речи. Это превращается в такую речь, которую я вам описывал недавно, когда говорил, что возникает из цветов нечто, что даёт нам известие о каком-либо нашем ближнем. Мы сами начинаем разговаривать не органами речи, а тем, что идёт из цветов. Мы сами превращаемся в цветы, мы распускаемся вместе с цветами; мы входим, например, нашими душевными силами в тюльпан и выражаем в имагинации тюльпана то, что выражалось здесь, на земле, словесной формулировкой. Мы вырастаем и вновь превращаемся в дух, в вездесущий дух.

Вы легко можете увидеть на примере языка, что человек должен ощутить свой путь в совершенно иных условиях по прохождении им врат смерти. В действительности мы будем иметь лишь малое знание о человеке, если будем судить по тому, что мы видим глазами. Современная наука посвящения в состоянии изучить вторую сторону человека. То, что я вам показал в связи с языком, лишь начало. Мы откроем, что само человеческое тело, в сущности, отлично от того, описание чего нам даётся в научных книгах. Чем дальше мы продвигаемся в науке посвящения, тем более человеческое тело превращается для нас в целый мир. Задачей древних посвящённых было пробуж­дение в человеке той утраченной способности, которая принесла бы ему воспоминание о жизни до рождения. Современный же посвящённый имеет миссию совершенно другого рода. Он должен выполнить новую задачу, он должен сделать новый шаг вперёд. И деяние, выполненное им, сохраняет своё значение и тогда, когда сама Земля не будет больше существовать в Космосе, когда человек оставит Землю. Вот такого рода задачу должна исполнить современная наука посвящения. В силе и твёрдости этой задачи должна она стоять и разговаривать с миром.

Мои дорогие друзья, вам известно, что наука посвящения всегда принимала участие в духовной эволюции Земли. Она вновь и вновь возникала среди людей. Знание посвящения, которое должно вступить в нынешний мир, рассматривает всё знание нашей эпохи как лишь начало того единого знания, ко­торым должен обладать человек. Поэтому знание посвящения будет встречено со всё более возрастающим сопротивлением и противодействием. Вы должны напрячь все силы, чтобы победить ту огромную силу, которая восстаёт против него. Посвящение нового времени открывает путь человеку для новой связи со сверхчувственными силами. И перед тем, как это новое посвящение начало занимать своё настоящее место в мире в последней трети XIX ст., противоборствующие силы уже стали действовать. Они старались пронизать цивилизацию, пронизать человечество такими тенденциями, которые уничтожили бы современное посвящение, стёрли бы с лица земли.

Вы, наверное, замечаете, как говорят люди, когда им даёшь какой-либо новый факт или знание: «Я смотрю на это так-то и так-то. Это моя точка зрения!». И всё это говорится с удивительной лёгкостью, без прохождения какого-либо особенного развития души или ума. Общепризнано, что каждый обладает правом объявить своё собственное суждение и говорить именно с той точки зрения, на которой он стоит в данный момент. Люди глубоко оскорблены и даже возмущены тем, когда кто-либо посмеет сделать замечание, что существует такое знание, для достижения которого необходимо пройти определённое внутреннее развитие. Я только что сказал вам, что в последней трети XIX ст., когда возникла для человека возможность искания нового пути посвящения, противоборствующие силы уже действовали. Видите ли, они хотели внести принципы равенства также и в сферу духа и мышления, чтобы все человеческие существа рассматривались как стоящие на одном и том же уровне. Я могу указать на многие личности, в которых действует этот метод сопротивления современному посвящению.

Мои дорогие друзья, когда я говорю с вами, исходя из духа науки посвящения, не думайте, что в это время слова имеют ту же ценность, что и при разговоре с земной точки зрения. Я только что пытался объяснить вам, как нужно претворять этот язык, когда дело касается общения с существами духовного мира. Язык должен стать совершенно иным. Так что, я думаю, вы правильно поймёте меня, когда я вам скажу, как рассматривает наука посвящения, например, такого человека, как Руссо. Говоря с земной точки зрения, я всегда отмечаю величие Руссо и его значение. Но в то же самое время, я готов присоединиться к той ценной критике, которую высказали другие об этой личности. Я постараюсь передать земным языком, как рассматривают Руссо с точки зрения науки посвящения. Я бы сказал так: Руссо, который внёс идею духовного равенства людей,— один из многочисленных пустословов нашей цивилизации. Вождь и глава таких пустословов! Быть может, некоторым трудно будет понять, как это возможно, что с земной точки зрения назвать человека великим и в то же самое время с точки зрения науки посвящения назвать его величайшим пустословом. Но если мы искренне хотим приобрести знание о человеке так, как я вам сказал, мы должны признать необходимость рассмотрения неба и земли, а затем рассмотреть ритм, который существует между ними. В таком случае мы увидим, что такое, на первый взгляд, парадоксальное выражение одновременно истинно и необходимо. Поистине, когда мы научаемся слушать обе стороны — слушать то, что слышится как с одной стороны, так и с другой стороны бытия,— получается так, как если мы слушаем обе стороны вместе. Этим открывается для нас путь приобретения истинного знания о человеке.

Истинное знание о человеке должно зиждиться на той же основе, на которой строили его посвящённые древних времён. Его основой должно стать выражение: «Ex Deo nascimur» — «Из Бога рождаемся»; в памяти оно должно зиждиться на том, что открывается перед нами, когда мы смотрим в мир, где Христос бессознательно становится нашим вождём, как я вам сказал. Так что наша задача всё более и более раскрывать наше сознание Христу, чтобы под Его водительством приобрести знание о тех царствах, к которым принадлежит смерть. Тогда мы наверняка будем знать, что мы живём в смерти, что прокладываем путь через этот умирающий мир вместе с Христом: «In Christo morimur» — «Во Христе умираем».

И поскольку мы бываем положены в гроб земной жизни, за этим последует для нас воскресение вместе с Христом сошествие Духа: «Per Spiritum Sanctum reviviscimus» — «Со Святым Духом воскресаем».

Эти слова — Per Spiritum Sanctum reviviscimus — должны стать целью для современного посвящённого. Продумайте хорошо это выражение и затем сравните его с тем настроением мысли, которое господствует в современной науке; тем самым вы увидите, что неизбеж­но сопротивление современному посвящению. Несомненно, что это новое посвящение встретится со страшным сопротивлением, — с таким сопротивлением, которое мы даже не можем себе представить сегодня. Сопротивление, которое проявится более делом, чем словами, оно выразится в неистовых попытках искоренить всякую возможность приобретения знаний посвящения для людей.

Поэтому, моим серьёзным желанием было, в этом сравнительно малом и истинном кругу, дать описание того знания, которое может приобрести современная наука посвящения. Я надеюсь, что это описание найдёт место в ваших сердцах, в ваших душах и даст возможность силам взрасти в них. Хотя бы малая часть этого поколения, которая может правильно передавать вещи, должна сказать, с одной стороны, что хочет войти в наш мир из духовных миров; с другой стороны, она должна отметить, как действуют те, кто старается любыми доступными средствами препятствовать пронизанию земной жизни духовностью. Вот, что я хотел вложить в ваши сердца, мои дорогие друзья, так как мы здесь собрались в более малом кругу после того, как к моей радости, в Оксфорде у нас была возможность провести более публичные лекции. В этих лекциях я касался более внешних аспектов, а в этом узком кругу было необходимо коснуться эзотерической стороны знания посвящения.

Нас уже не должен беспокоить и удивлять тот факт, что духовные миры кажутся парадоксальными. Именно такими они должны казаться нам, ибо язык духовных миров отличается от земного языка; поистине, человеку приходится преодолевать большие трудности, когда он облекает в одеяние земной речи те истины, которые должны выражаться в совершенно другой форме. Это требует напряжения всех сил. Поэтому мы должны быть готовы к тому, что людей будут шокировать непосредственные и прямые слова о каком-либо факте духовного мира. Таким образом, я хотел направить ваше внимание на то чувство, на тот импульс, который лежит в основе нашей лекции. На этот раз я хочу присоединить к этому моё безмерное удовлетворение, так как мне была дана возможность беседовать с вами ещё раз, здесь, в Лондоне. Я всегда доволен, когда мне даётся подобная возможность. Как я сказал, это происходит редко, но во время этих редких встреч мы должны воспользоваться возможностью, чтобы возбудить в наших сердцах и душах более интенсивное чувство единства, которое обнимает во всём мире всех людей, связанных с делом Антропософии. Вот что было моим намерением, и в заключение высказываю серьёзное желание, мои дорогие-друзья, чтобы в будущем мы оставались вместе, опять вместе, если мы даже пространственно будем друг от друга отдалены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: