Товароведная экспертиза качества и комплектности: сущность, объекты, виды, особенности назначения и производства

Экспертиза товаров по комплектности – это оценка экспертом наличия необходимых элементов комплекта и установление соответствия данным указанным в технических документах.

Основание для выделения данной Экспертизы в самостоятельном виде служит особенности принимаемых товаров, целостность кот обеспечивается наличием всех элементов в комплекте.

Комплектующие элементы: 1)- обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические и эргономические свойства. (отсутствует части пуговиц на одежде, шнурков на обуви). 2) - предназначена для ремонта товара в процессе эксплуатации. (запасные узлы) 3) - определяющие сохранность товара при перевозки хранении и реализации. Комплектность товара должна отражаться в товаросопроводительных документах, удостоверениях качества. В основе для товаров непродовольственного назначения.

ПРЕДМЕТ товароведной экспертизы качества и комплектности – это качественные характеристики товара. Мнение эксперта используют ограниченно – только для определения значений показателей. При проведении экспертизы качества эксперт кроме определения характеристик товара проводит исследования, анализ, и составляет экспертное заключение, которое представляет собой ответ эксперта на поставленные вопросы. Как правило, экспертиза качества проводится в условиях неопределенности, связанных с коммерческим риском или с целью информации потребителей. Исходя из вышеизложенного, экспертную оценку качества нельзя полностью отождествлять с экспертизой качества в том случае, если знания и опыт эксперта используют только для определения характеристик товара. Результаты оценки, в зависимости от ее целей и видов, могут быть представлены в форме отчетов, решений, актов, заключений, протоколов, опросных листов и других документов.

Виды: Экспертиза качества новых товаров (объект – новые товары), Экспертиза качества товарных партий (объект – товарные партии), Экспертиза качества товаров бывших в употреблении (объект – товары бывшие в употреблении), Экспертиза товаров по комплектности.

Нормативно-правовая база: 1. Нормативные документы на конкретный товар, договора, контракты. Положение о приемке товаров по количеству и качеству. 2 Положение о порядке проведения Экспертизы товаров,достоверности информации о товарах (работах,услугах). 3. Закон «О защите прав потребителей». 4. Нормативные документы на конкретный товар, договора, контракты.

2.26. Особенности назначения и производства товароведной экспертизы качества товаров, бывших в эксплуатации.

Нормативной базой явл з-н о защите прав потребителей статья 20. Чаще всего необх провед Э возн в случаях: при наличии разногласий по недостатку товара между потреб и препр- изготовителем, магазином; при возн споров по кач изд между потр и предпр бытового обслуж; при возн поврежд и порчи продукции и товаров в ломбардах, др организациях в рез наруш усл хранения, пожаров, аварий, бедствий;

Особ тов БУ: это достаточно сложная Э из-за особенностей при исслед об- то БУ для изуч кот нет разработан методич базы провед Э. Устан наличие не только явн но и скрытых деф произв характера и деф, возникших вследствие мех поврежд. Идентиф часть исслед должна содержать подробное описание деф и разделение их с учетом происхождения. Одним из важн моментов явл устан степ снижения кач изд, для этого эксп устан наличие не только скрытых деф, но и деф возникших вследствие мех и др поврежд или ненадлеж ухода за тов, те зависящих от его владельца.

При провед этого вида Э необх выявить показатели по кот отмечено сниж кач; установить сниж знач показателей в процентах. При этом оценку сниж кач необх проводить отдельно по деф произв характера и деф, кот возникли в проц эксплуатации. Устан степ износа тов за время эксплуат. Деф, кот мб выявл при дан Э делят на 3 группы:

- видимые произв деф, кот были на момент продажи

- скрытые произв деф, кот проявились в проц эксплуат

- эксплуатационные деф.

При провед дан Э помимо самого тов эксп необх иметь докум связ с покупокой и послед эксплуат тов: договоры, чеки, талоны, квитанции, инструкции по эксплуат. При необх на Э мб предст и рекламные материалы на товар. Это важно если решается вопрос о соотв потреб свойств куплен тов той инф, кот была доведена до потребителя продавцом и определила его выбор при покупке. Если решаются вопросы, связ с устан усл транспортирования, эксплуат, хран тов, то эксперту м понадобиться упаковка, тара или их фото. Если тов был изгот из сырья ли полуфабрикатов, предст потребителем предпр- изготовителю, то м понадобиться остатки этих материалов. Это важно, если заказчик считает сто его заказ выполнен из др материала.

2.27. Товароведная экспертиза качества новой продукции: сущность, задачи, особенности назначения и производства.

Новый товар - продукция, предназн для реализации и отличающ от имеющихся тов-аналогов измененными потребит св-ми.

Экс-за кач-ва нов тов- оц-ка кач-ва тов по номенклатуре показ, х-щих степень новизны тов.

Особенность этой экс-зы в том,что новые тов часто имеют не только улучшенные, но и нов потреб св-ва, поэтому при оц-ке важное знач имеет разработанная номенкл св-в и методов их опред-я.

По степени новизны тов делят на: 1.тов-аналоги; 2.модифицир тов; 3. новые тов.

Степень новизны- колич и кач-е изм-ния потреб св-в,формируемые и удовлетв новые потреб-ти.

Тов-аналоги имеют min степень новизны,х-ся незначит отличиями в рецептуре (новое назв,марка).

Модифицир тов х-ся улучшенными потреб св-ми. Они имеют доп х-ки засчет лучшей рецептуры,отделки,сырья.

Новые тов обладают новыми св-ми, назначениями, повыш эффективн и комфортностью при эксплуатации.

Этапы:1- постановка цели(оц-ка конкурентоспособности тов, оц кач-ва ряда аналогичн тов, выбор оптимального варианта при закупке); 2- выбор номенклатуры показ кач-ва; 3- опред-е показат кач-ва нов тов в соотв-е с номенклатурой; 4- заключение по рез-м экс-зы.

Методы изуч нов тов: Сравнительный(для тов со степенью новизны до 70%)- осн на сравнении показателей кач тов одного наимен, новых и уже известных. Прогнозно-аналоговый осн на построении перспективно-прогнозн ряда базовых образцов тов-аналогов и исп его для сравнения оц нов товаров. Безаналоговый осн на анализе процесса потребления тов разными гр потребителей, при этом не требуя сравнения нов тов с их аналогами.Ценность нов тов опред-ся по степени удовлетвор потребителей, которую выявляют путем анализа процесса потребления. Комбинированный осн на совмещении оц ранее известных и нов потребит св-в изучаемых товаров. Обычно применяют сравнительный с прогнозно-аналоговым или с безаналоговым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: