double arrow
Основные черты и этапы, формирования русской нации

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей.

Важным условием формирования этноса является общность языка. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Религия как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает значительное влияние на формирование всех этносов.

Показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание (чувство принадлежности к определенному этносу).

Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком».




Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произошел в середине IX в.: начинала формироваться высшая форма русского этноса – русская нация.Согласно П.А. Сорокину, нацияявляется многообразной (многофункциональной) солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития.



Эта группа состоит из индивидов, которые:

1) являются гражданами одного государства;

2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников;

3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П.А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности еще не дают нации. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.

Древнейшей же формой развития людей является раса,отражающая наиболее характерные физические особенности человека (цвет кожи, черты лица, рост и т. д.).

Первобытному строю присущи такие общности как племя и род – это общности людей, характеризующиеся естественнородовой, производствен-ной и кровнородовой связью между людьми. Через родовую общину прошло все человечество. В условиях возникновения частной собственности, имущественного расслоения и классового расслоения возникает народность.

Народностьпредставляет собойсоциально-этническую общность людей, исторически складывающуюся на этапе перехода от первобытного к рабовладельческому строю на основе развития и смешения племен и племенных союзов.

Одной из производных форм этноса является этническая. Этническая группакак часть этноса – это люди некоренной национальности, живущие на территории других (коренных) этносов. Этническая группа, как правило, тесно вписана в систему социально-экономических и культурных отношений основной этнической общности.

В современном обществе (на Западе, и у нас) существует неравенство этнических групп, т. е. этническая стратификация. И привилегированные этнические группы, и подчиненные могут искусственно углублять свои культурные различия, стремиться законсервировать и упрочить свой особый образ жизни. Исторические формы этноса рассматриваются в социальной науке в качестве важного фактора и элемента развития общественной системы.






Сейчас читают про: