Морфологическая цепь рисков на предприятии ИП Самойлова магазин ткани «Уют»



Морфологическая цепочка, представленная выше, показывает влияние рисков друг на друга. Идентифицируя один риск, проще определить другие риски, являющиеся его следствием.

Например, если рассмотреть морфологическую цепочку, можно увидеть, что «риск возникновения пожаров, аварий и поломок, приостановление работы сети» ведет за собой возникновение таких рисков, как:

− риск, связанный с приемкой;

− риск, связанный с реализацией товара;

− риск, связанный с транспортировкой товара;

− риски, связанные с ошибками поставщика, ошибками менеджера по логистике предприятия, а так же ошибками сотрудников аутсорсинговых фирм.

Далее выделяем логистические риски.

Логистические риски – это риски выполнения логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций.

Для того, что идентифицировать все логистические риски логисту предприятия необходимо обозначить должностные. В них входят:

− заказ оборудования;

− планирование и согласование графика отгрузок от поставщиков оптимизация схем;

− расчет сроков и стоимости доставки;

− выбор перевозчика и оптимального транспортного средства;

− поиск новых перевозчиков, подготовка и заключение договоров, оформление сопроводительных документов, страхование перевозок;

− подготовка документации для изготовления сертификатов;

− урегулирование спорных вопросов, работа с претензиями;

− контроль работы складов;

− оптимизация складского запаса;

− контроль комплектности и готовности заказов к отгрузке;

− проведение инвентаризаций.

2. Оценка вероятности наступления неблагоприятных событий

3. Определение структуры предполагаемого ущерба

4. Построение законов распределения ущербов.

5. Оценка величины риска

6. Определение и оценка эффективности возможных методов снижения рисков

Такие методы разделяются на группы:

1. методы, которые помогают избежать риска;

2. методы, снижающие вероятность возникновения неблагоприятного события;

3. методы, которые уменьшают возможный ущерб;

4. методы, суть которых сводится к передаче риска другим объектам;

5. методы, которые основываются на компенсации полученного либо нанесенного ущерба.

6. Принятие решения об определении перечня действий по управлению рисками.

7. Контроль эффективности и результатов внедрения мер по снижению рисков.

Итак, в каждой логистической подсистеме магазина ткани «Уют» можно выделить свои риски, примеры которых рассмотрим в таблице ниже.

Таблица 2. Морфологическая таблица логистических рисков магазина ткани «Уют».

Наименование логистических подсистем Риск Вариант решения проблемы
Закупки Несоответствие цены качеству товара. Увеличение затрат на закупку 1 партии товара Функционально-ценовой анализ. Соблюдение бюджетных ограничений. Оптимизация (по Парето) условий сделки
Транспортировка Увеличение транспортных издержек Нарушение графика поставок. Утрата имущества Оптимизация маршрутов Диспетчеризация. Охрана имущества. Имущественное страхование. Страхование ответствен-ности
Хранение Иммобилизация материальных ресу-рсов. Утрата (хищение) имущества Управление запасами. Охрана имущества. Противопожарные мероприятия. Имущественное страхование
Материально-техническое снабжение Несбалансированность (несоответствие объема поставок потребностям) Несоответствие по качеству материальных ресурсов. Ситуации возникновения дефицита. Сверхнормативные запасы и неликвиды Нормирование расхода материальных ресурсов. Входной контроль. Управление производственными запасами. Оперативные закупки. Управление производственными запасами. Поставки "точно в срок"

Рассмотрим каждую из этих подсистем.

1. Закупки:

На основании выставленных счетов поставщиком, ответственный логист проверяет правильность выставления счетом поставщиком, а также соответствии счета поставщика ценовой политике организации. Важно проверять предоставляемые скидки.

Магазин ткани «Уют» является посредником, а значит недостача, пересортица, товар не надлежащего качества – то, с чем может столкнуться компания, при работе с поставщиком. При возникновении подобных ситуаций логистам компании следует писать официальные письма с просьбой проведения инвентаризации на складе поставщика, а также доставки товара в кратчайшие сроки и за счет поставщика.

2. Хранение:

Склад предприятия позволяет разместить груз как на краткосрочный, так и на длительный период хранения. Для такого склада розничной торговли товары размещают в соответствии с группировкой по размерам на стеллажах. На складе имеются секции для крупных и мелких товаров. Для разных товаров нужны различные соотношения количеств мелких, средних и больших ячеек на складе, различные размеры ячеек по глубине.

С 2013 года на склад вводится новая система адресного размещения товаров, что позволит избежать потери товаров, пересортицу и убытки. Это важно для обеспечения увеличения оборота, исключения ошибок в размещении товаров и быстрого нахождения их даже новыми сотрудниками после короткого инструктажа. Каждому месту хранения будет присваивается код (адрес), обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер вертикальной секции и номер полки. При выписке документов на отгрузку или приемку товара, в накладной будет указано место, на котором должен размещаться данный товар.

Для того, чтобы весь товар добрался до адреса в целости и сохранности, следует внимательно отнестись к выбору упаковки. Упаковочные материалы могут быть представлены самыми разными видами: деревянные короба и паллеты, пластиковые контейнеры, тряпичные мешки, полиэтиленовые рулоны и многое другое. В каждом конкретном случае следует выбирать подходящую упаковку, исходя из особенностей самого груза и типа его транспортировки.

Важнейшей необходимостью является инвентаризация на складе.
Основными задачами инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- контроль за сохранностью ТМЦ, путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- выявление ТМЦ, потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и не нужных организации;

- проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ.

3. Транпортировка:

Магазин ткани «Уют» часто пользуется услугами сторонних организаций, а именно доставку товара в п. Кавалерово из других городов перекладывает на плечи поставщиков. Пользуясь услугами аутсорсинга, можно столкнуться с риском задержки сроков поставки, потери товара в пути, а так же его порчи во время перевозки или перегрузки. Во избежание вышесказанных последствий необходимо пользоваться услугами страхования товара от повреждения, утери и порчи.

Страхование - как метод снижения риска - состоит в попытке полностью перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий, имущества, ответственности, здоровья и жизни работников или к поиску "гарантов", полностью перекладывая свой риск на страховую компанию либо на соответствующих гарантов. Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).

Так, например, при составлении рациональных маршрутов учитывают не только расположение пунктов погрузки и разгрузки в рай­оне перевозки, но и вид перевозимых грузов, вид транспорта, применяемого для перевозки, сменность ра­боты, удаленность автотранспортных предприятий.

Магазин ткани «Уют» пользуется услугами поставщиков ООО «Текстиль ДВ Плюс» (г. Владивосток) и ООО «Приморская текстильная компания» (г. Арсеньев).

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. В данном случае, учитывая географическое положение конечного пункта назначения ТМЦ, доставка товара в магазин производится автомобильным грузовым транспортом поставщика.

Автомобильный транспортт радиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую производительность.

ООО «Текстиль ДВ Плюс» и ООО «Приморская текстильная компания» пользуются услугами страховой компании «Альянс» (КАСКО и ОСАГО).

После доставки груза к грузополучателю сам груз и сопровождающие его документы проверяются и, при руководстве действующими инструкциями, производится осмотр транспортных средств, грузовых мест, определяются возможные повреждения, недостача, или полная гибель груза. Грузополучатель должен в минимальные сроки предъявить претензии грузоперевозчику или грузоотправителю.

Письменная претензия о порче груза, его недостаче или скрытом ущербе предъявляется перевозчику в установленные сроки (при автомобильной транспортировке – срок 7 дней с момента передачи груза).

При не предъявлении грузоперевозчику письменной претензии в предусмотренные сроки право иска аннулируется, и транспортная фирма-перевозчик не несет ответственности за причиненный ущерб.

4. Материально-техническое снабжение:

Для успешного осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать достаточным минимумом собственных оборотных средств. Финансовое положение предприятий в значительной мере зависит от состояния собственных оборотных средств, их сохранности и грамотного использования.

Риски управления запасами на данном предприятии достаточно велики, поскольку именно уровень запасов является главной причиной удовлетворения спроса клиента. Если предприятие, не прогнозируя спрос, будет пополнять складской запас, то оно столкнется с тем, что потратит средства на нереализованный товар, который в дальнейшем сможет перейти в группу неликвида. Когда предприятие снижает риск возникновения дефицита материальных ресурсов, оно старается повысить уровень запасов, но запасы могут играть негативную роль на предприятии, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей.

Недостаток средств, чреват уменьшением товарооборота, возникновением задолженности поставщикам и банкам за кредиты. В последствие, данные задолженности ведут за собой риск задержки отгрузок, увеличения сроков поставки, и далее по цепи те же штрафные санкции за не своевременную поставку товара клиенту.

Для того, чтобы пополнить товарные запасы, торговое предприятие прибегает к кредитам, а значит, повышает свой общий риск. Ведь многие крупные компании-клиенты закупают товар по договору, в основе которого лежит оплата после поставки. Это означает, что магазин ткани «Уют» вынужден брать кредит в случае нехватки собственных финансовых средств, для закупки необходимой партии товара.

В итоге, увеличение кредиторской задолженности ведет к тому, что предприятие постоянно будет отвлекать денежные средства из оборота на уплату процентов по кредиту, штрафы. У предприятия может не оказаться достаточных средств, для закупки соответствующего спросу количества товара. А это ведет к снижению товарооборота, а, значит, и прибыли и так далее по цепи. Отсутствие необходимого товара на складе провоцирует упущенную прибыль.

Для того, чтобы сохранять собственные оборотные средства предприятия, логисту необходимо прогнозировать складской запас, при помощи, например, экономико-математических методов и моделей.

При прогнозировании спроса на товары длительного пользования не обойтись без данных об их реальном потреблении в течение анализируемого периода и без фактического наличия этих товаров у населения, а также закономерности их выбытия из употребления.

Исследуя все логистические риски, свойственные данному типу предприятия, магазин ткани «Уют» имеет возможность предостеречь себя от негативных последствий на всех этапах, а именно на этапе снабжения, транспортировки и сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: