Заключение ко второй главе

«НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИИ XVII СТОЛЕТИЯ»

Создание театра как социокультурного явления было фактом исключительным, зависело от решений отдельных личностных ориентаций, но исторически закономерным.

Личностно-ориентированный подход «театральной дидактики» выявляет принцип равновесности «общего и конкретного», «специального и универсального», «общественного и индивидуального». Регулятивно-деятельностная организация образовательного процесса учитывает необходимое соотношение уровней культурного (уровень первичной грамотности) и природного («нутро») начал личности. Равновесие природосообразного и культуросообразного начал проявляется в форме индивидуального подхода к процессу обучения.

«Модульный» подход к процессу обучения предполагает обретение и усвоение первичных навыков и умений деятельности в ходе самой деятельности (образование деятельностью). Модульный принцип средневековья сохранял в себе действие древнегреческого «техне» – равновесие между ремеслом и искусством, точнее, определялся отсутствием каких-либо границ между искусством и ремеслом. Техническая выучка требовала достижения совершенства в своем деле, достигающая уровня искусства.

В соответствии с законами сценической деятельности модульный принцип сообразуется с индивидуальным подходом в процессе образовательной деятельности: «ролевое» обучение по «фактуре», по «типажу» («амплуа»), т.е. по «нутру» и по «природе».

Синкретический характер организационных форм обучения: Получив государственное финансирование с частичным содержанием, хоть и не на долго, но утвердился социальный статус первого казенного учреждения по обучению театральному (комедийному) делу. Первая «театральная школа» не миновала фазы своего полудомашнего – полугосударственного становления, тем самым, определив две образовательные параллели – внутреннего (сущностного) и внешнего воспитания и обучения сценическому искусству.

Разумеется, система обучения с соответствующей учебно-образовательной структурой отсутствовала как таковая, а точнее она находилась в латентном состоянии периода, скрытого в синкретическом характере первичного опыта становления. Только в конце XVIII столетия театральное образование в Российской империи получит статут государственной образовательной системы, хотя также первые театральные училища будут создаваться не стараниями государственных чиновников и на государственные средства, а общественными усилиями.

Важно отметить «экспериментальный» характер театрального образования, род пробного опыта, имеющего целенаправленно эвристический (поисковый) характер, проводимый в искусственных, воспроизводимых условиях путем их подконтрольного изменения. Экспериментальные новации обучения обусловлены «маргинальным» принципом отрыва воспитанников от родовых корней и закрытым типом «домашне-цехового» ремесленного обучения.

По уровню социальной характеристики первая «комедиальная школа» представляет собой «элитарный» отбор, наиболее приближенный к универсальным, непрагматическим сферам образования. Существенным фактором является момент того, что «элитарность» определяется не сословным признаком, а представляется в качестве динамического элемента культурного развития (так впоследствии – «аристократическая элитарность» трансформируется в «артистическую», «художественную» элиту»).

Естественное движение процесса развития потенциальных возможностей первой театральной школы оборвалось на долгие годы, чтобы затем начаться с начала. «Семена просвещения» театральности нашли свою благодатную почву в среде становления и развития общего образования, и обрели свой мощный расцвет в различных формах и видах «школьного театра». Российский «Театр Школы», возникнув в стенах учебных классов монастырских школ, по своей значимости стал поистине культурным национальным достоянием.

Необходимо отметить еще одно существенное значение первых театральных постановок, а также форм и методов их организации. По замечанию академика Лихачева Д.С., именно театр внес в русскую литературу «решительный перелом» в развитие ее условной изобразительности, т.е. переход от рассказа о событии к воспроизведению этого события, к его изображению в «художественном настоящем времени»: «Литература все активнее и активнее стала «представлять» перед читателем то, о чем она рассказывала. …Не случайно в XVIII в. драматические жанры заняли в литературе одно из ведущих мест и стали воздействовать на художественную структуру остальных литературных жанров». Для создания этого «настоящего художественного времени» потребовалось историческое время по организации широкого «культурного поля» театрального пространства, которой активно содействовал «школьный театр».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: