«НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РОССИИ XVII СТОЛЕТИЯ»
Создание театра как социокультурного явления было фактом исключительным, зависело от решений отдельных личностных ориентаций, но исторически закономерным.
Личностно-ориентированный подход «театральной дидактики» выявляет принцип равновесности «общего и конкретного», «специального и универсального», «общественного и индивидуального». Регулятивно-деятельностная организация образовательного процесса учитывает необходимое соотношение уровней культурного (уровень первичной грамотности) и природного («нутро») начал личности. Равновесие природосообразного и культуросообразного начал проявляется в форме индивидуального подхода к процессу обучения.
«Модульный» подход к процессу обучения предполагает обретение и усвоение первичных навыков и умений деятельности в ходе самой деятельности (образование деятельностью). Модульный принцип средневековья сохранял в себе действие древнегреческого «техне» – равновесие между ремеслом и искусством, точнее, определялся отсутствием каких-либо границ между искусством и ремеслом. Техническая выучка требовала достижения совершенства в своем деле, достигающая уровня искусства.
|
|
В соответствии с законами сценической деятельности модульный принцип сообразуется с индивидуальным подходом в процессе образовательной деятельности: «ролевое» обучение по «фактуре», по «типажу» («амплуа»), т.е. по «нутру» и по «природе».
Синкретический характер организационных форм обучения: Получив государственное финансирование с частичным содержанием, хоть и не на долго, но утвердился социальный статус первого казенного учреждения по обучению театральному (комедийному) делу. Первая «театральная школа» не миновала фазы своего полудомашнего – полугосударственного становления, тем самым, определив две образовательные параллели – внутреннего (сущностного) и внешнего воспитания и обучения сценическому искусству.
Разумеется, система обучения с соответствующей учебно-образовательной структурой отсутствовала как таковая, а точнее она находилась в латентном состоянии периода, скрытого в синкретическом характере первичного опыта становления. Только в конце XVIII столетия театральное образование в Российской империи получит статут государственной образовательной системы, хотя также первые театральные училища будут создаваться не стараниями государственных чиновников и на государственные средства, а общественными усилиями.
Важно отметить «экспериментальный» характер театрального образования, род пробного опыта, имеющего целенаправленно эвристический (поисковый) характер, проводимый в искусственных, воспроизводимых условиях путем их подконтрольного изменения. Экспериментальные новации обучения обусловлены «маргинальным» принципом отрыва воспитанников от родовых корней и закрытым типом «домашне-цехового» ремесленного обучения.
|
|
По уровню социальной характеристики первая «комедиальная школа» представляет собой «элитарный» отбор, наиболее приближенный к универсальным, непрагматическим сферам образования. Существенным фактором является момент того, что «элитарность» определяется не сословным признаком, а представляется в качестве динамического элемента культурного развития (так впоследствии – «аристократическая элитарность» трансформируется в «артистическую», «художественную» элиту»).
Естественное движение процесса развития потенциальных возможностей первой театральной школы оборвалось на долгие годы, чтобы затем начаться с начала. «Семена просвещения» театральности нашли свою благодатную почву в среде становления и развития общего образования, и обрели свой мощный расцвет в различных формах и видах «школьного театра». Российский «Театр Школы», возникнув в стенах учебных классов монастырских школ, по своей значимости стал поистине культурным национальным достоянием.
Необходимо отметить еще одно существенное значение первых театральных постановок, а также форм и методов их организации. По замечанию академика Лихачева Д.С., именно театр внес в русскую литературу «решительный перелом» в развитие ее условной изобразительности, т.е. переход от рассказа о событии к воспроизведению этого события, к его изображению в «художественном настоящем времени»: «Литература все активнее и активнее стала «представлять» перед читателем то, о чем она рассказывала. …Не случайно в XVIII в. драматические жанры заняли в литературе одно из ведущих мест и стали воздействовать на художественную структуру остальных литературных жанров». Для создания этого «настоящего художественного времени» потребовалось историческое время по организации широкого «культурного поля» театрального пространства, которой активно содействовал «школьный театр».