Первая единая система образования в России

1700 год – новый век, новое исчисление по европейскому календарю, наступление Нового времени в России. Попечение об образовании становится делом общим – государственным (гражданским), церковным (конфессиональным) и, одновременно, общественным – личным («по собственному усмотрению»).

Русская культурная традиция, в том числе и новая педагогика на основах универсализма начинает разрабатывать идеал человека-личности, у которого на смену средневековому мышлению приходит идеальная практически-умственная деятельность: любознательность, любопытство, вкус к наукам и художнической деятельности. Начинают распространяться «свободные науки» (математика, механика, философия, искусства и др.), возникла необходимость в светской школе и соответствующей системе обучения с систематическими формами занятий. Все эти процессы осуществляются в духовной среде монастырей (первоначально на Украине, а затем и в московской Руси).

Монастырская система профессионального обучения (с ХI столетия – Киевско-Печерский монастырь) – первая в Европе и на Руси модель полного систематического образования. Притом, что учиться в ней могли не только те, кто готовился к духовному званию, но и просто желавшие знать грамоту. Монастыри способствовали накоплению и распространению грамотности, книжного дела. В монастырях, которые обладали большими библиотеками, существовали особые «книгохранительные палаты» и находились под наблюдением специального «книгохранителя» (И.Е. Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»). Книги выдавались для чтения «на пользу читателям», притом, что существовал значительный «запретный» фонд, на книгах которого имелась соответствующая надпись о запрещении ее к выдаче для чтения. Монастырские библиотеки содержали не только книги духовного содержания, проникала в них и находила хождение в читательских кругах и «мирская» литература, и не только учебные и научные, но и произведения художественной литературы, как русские, так и переводные.

Долгое время духовенство оставалось единственным «учительным сословием» на Руси, помимо незначительного числа иностранных «частных» преподавателей языков «на дому».

На территории Украины в 1632 году было создано первое высшее учебное заведение на основе объединения Киевской братской школы (с 1615 г.) и Славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре, что была основана Петром Могилой в 1631 году. С 1633 года, фактически первый университет европейского типа в России, носил название Киево-Могилянской духовной коллегии. В 1701 году коллегия получила статус академии. Известная также как Киевская академия, она была крупным просветительским (до 2 тысяч учащихся; полный курс обучения – 8 лет, структура обучения – 8 классов) и научным центром восточнославянских народов. В разные годы из нее были выпущены: Г. Сковорода, С. Полоцкий, Ф. Прокопович, И. Скоропадский, М. Березовский, С. Яворский, Д. Самойлович и др.

Академическое образование предполагает расширенный и углубленный курс обучения самым различным дисциплинам (классическим). Прежде всего, языковым предметам – славянский, греческий, латинский, – что придавало лингвистический уклон классическому образованию. Среди прочего обязательными дисциплинами были: нотное пение (нотации), катехизис, арифметика, поэтика, риторика, философия, богословие. Преподавание ряда предметов велось на латинском языке. Необходимым практическим приложением к Пиитике являлась школьная драма. Также каждую субботу необходимо было принимать участие в диспутах-далогах с элементами школьной декламации (declamatio – упражнение в красноречии).

Общую образовательную концепцию Академии можно определить словами Киевского митрополита Варлаама Ясинского о том, что незнание – это начало греха, а разум и знания достигаются путем изучения природы, а, изучив природу, мы изучим свое существо и можем познать Бога. В первой половине XVII века распространение подобных взглядов в общей массе простых верующих («простецов»), даже в юго-западной части Руси, было достаточно опасным занятием. Префект Киевской академии признавался: «Мы, исповедовавшись, только и ждали, что начнут нами начинать желудки днепровских осетров, или же того огнем, другого мечом отправят на тот свет».

Москва после долгого противостояния «ученым латинам» малоросской Академии в конце XVII века вынуждена была признать в их лице необходимую потребность в общей системе школьного и высшего образования. В 1687 году в Москве учреждается высшее учебное заведение в Заиконоспасском монастыре – Еллино-греческая академия, с целью преподавания «грамматической хитрости, языков словенского, греческого и латинского и прочих свободных учений».

В школьной пьесе «Действо о семи науках» (1702/1703) есть примечательный «вымышленный» диалог, обращенный к царю Петру и царевичу Алексею и посвященный «важному» событию – Петр как бы отдает сына в «школы» Славяно-греко-латинской академии учиться семи свободным наукам. Юноша-школяр, «предстательствующий» в диалоге, по сути, излагал программу обучения царевича в академии в «привлекательной форме». (Реально же Алексея Петровича предполагалось обучать по другой учебной программе, составленной ученым наставником царевича бароном Генрихом Гюйссеном (Гизен) и значительно отличающейся от «академической».) В этой пьесе впервые иноземной системе преподавания была противопоставлена наша отечественная, после того как Петр расширил число предметов преподавания в Славяно-греко-латинской академии.

В 1701 году вышел царский Указ, повелевавший в Еллино-Греческой Академии в Заиконоспасском монастыре (греко-византийская образовательная ориентация), основанной Симеоном Полоцким, «завесть в Академии учения латинские», для чего из Киево-Могилянской академии прибыли новые преподаватели, которых киевский митрополит В. Ясинский характеризовал как «честных и ученых иноков». Академия получила новое название – Славено-Латинской – и среди всех прочих наук и «практических упражнений», одно из первых мест отводилось «Риторике», «Пиитике» («поэтике») и «школьному театру».

Общий курс обучения растягивался от 12 до 20 лет, формально возрастных и сословных ограничений не было. Здесь обучались и князья Одоевские, Голицыны, князь Антиох Кантемир (один из основоположников русского классицизма), и безродные, такие как Левшин (в будущем митрополит Платон), и Ломоносов (академик).

Состав учащихся Славяно-латинской академии, не смотря на дух нового времени и указ Петра обучать и «благородных», и простых, и безродных «от сирот», был достаточно четко и контрастно дифференцирован по сословным признакам. Перед администрацией Московской академии стояла воспитательно-педагогическая задача примирить интересы отпрысков аристократических семей (из рода Рюриковичей – братья Лобановы, князья Хованский и Барятинский, Апраксин, Бутурлин, Лопухин и др. знатные фамилии), «учеников от сирот» и просто «учеников» без роду и племени. Постановка первой пьесы «Ужасная измена сластолюбивого жития…», построенная на материале притчи о богатом и Лазаре, по своей идейной направленности предназначалась для решения этой вечной проблемы бедности и богатства. Идея служения Отечеству и государству Российскому уравнивала в правах и возможностях знатных и именитых с бедными и безродными. И те, и другие вместе разучивали и представляли театральное действо на сцене школьного театра.

В России к XVIII в. сложилось два направления школьного театра: «южнорусское» (малоросское) и «великоросское». Оба они определялись относительно европейских церковно-учительных традиций «византийства» и «латинства», «восточной» и «западной».

Академик Н.С. Тихонравов, выделив существенное отличие школьной драматургии Москвы от всех иных драматических произведений данного времени, фактически первый из ученых исследователей определил ее автономное культурное значение – «московский» тип школьного театра. В «новосияющих славенолатинских Афинах, в царствующем и спасаемом великом граде Москве» расцвел свой театр, и дважды в год регламент предусматривал «делать комедии, что зело полезно к наставлению и к резолюции, си есть честной смелости».

Московский школьный театр Славяно-греко-латинской академии, при активном содействии и участии учителей – ученых монахов и магистров Киевской школы, развивался своим путем, разрабатывая общую традицию Театра Школы.

Резюме

Становление школьного театра в России осуществляется в системе академического образования. Восходя к традициям Платоновской Академии, это наименование научных и учебных заведений стало применяться вновь в эпоху Возрождения XV–XVI вв. Уже к XVII столетию в Европе были сформированы Академии Наук.

Учреждение в Заиконоспасском монастыре учебной академии создавало возможность максимально расширить общую программу обучения и повысить привилегии образовательного статуса. На основе академической системы позднее возникает тип общего среднего образования, получивший название «классическое образование». Поскольку главными предметами классического образования были древние языки (греческий, латынь и пр.), то естественным и закономерным для данной образовательной модели было наличие программного курса практических упражнений в школьном театре.

В России XIX века учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет. Школьный театр в системе классического и университетского образования выходит из обязательной программы обучения, но остается существенным элементом развития и воспитания, трансформируясь в форму любительского театра. Здесь и заключается причина столь широкого увлечения театром в среде гимназистов, лицеистов и студенчества, которая дала Российскому театру не мало талантливых и выдающихся деятелей: драматургов, актеров, режиссеров.

Учебно-исследовательские задания к дидактическому практикуму:

– Почему именно в среде духовной общины (монастыри) возникает модель единого образования.

– Чем определяется особенность академического образования, и какова роль школьного театра в этой системе.

– Перечислить исторические формы российского школьного театра и определить их специфику относительно задач единой образовательной системы.

– Какое место мог бы занять школьный театр в современных условиях культурно-исторического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: