Стратегическое управление коммуникациями в зарубежной и российской практике

Важность коммуникационного менеджмента отражается в возрастающей потребности в специалистах по коммуникации как на западе, так и в России. С другой стороны, стратегическое управление коммуникациями еще не оформилось как самостоятельная дисциплина даже за рубежом. Во многом это еще только идеальная модель, представленная в работах различных ученых в сфере связей с общественностью, в первую очередь, Дж. Грунига и его коллег. Ряд проведенных ими исследований позволяет сделать вывод, что стратегический коммуникационный менеджмент (именно так название дисциплины звучит в учебных планах английских и американских вузов) является если не утопией для современной организации, то остается пока труднодостижимым этапом в общении с ее аудиториями, или публиками.

Несмотря на довольно зыбкий статус коммуникационного менеджмента в теории и практике коммуникации, у нас в стране в настоящее время циркулирует большой объем литературы по дисциплине. В России существуют несколько кафедр с таким названием, хотя разработкой программ занимаются и кафедры философии, и связей с общественностью, и теории коммуникации, и журналистики, и экономики.

Наличие множества источников по дисциплине приводит к необходимости проявить критическое мышление при отборе информации. Во многом коммуникационные дисциплины дублируют друг друга, освещая одинаковые разделы, опираясь на схожие примеры, однако дискурс стратегического коммуникационного менеджмента предполагает высокий теоретический уровень обучающихся, владение терминологией и основными концепциями традиционных связей с общественностью, основ теории коммуникации и т.д.

Интересен тот факт, что в зарубежной практике подготовки специалистов по коммуникациям этот курс входит в магистерскую программу. Да и в принципе, освоить связи с общественностью, например, в Великобритании можно лишь на уровне магистратуры, после получения степени бакалавра по рекламе, социологии или других смежных дисциплин.

В России этот предмет преподается с опорой на переводы западной литературы, отражая попытки определить особенности коммуникационного менеджмента в нашей стране и применить техники, близкие к российской реальности. Пока же, учитывая уровень развития связей с общественностью в России, о чем пойдет речь далее, можно остановиться на переводах и теоретических разработках в этой области, ибо о практикующемся сейчас в России стратегическом коммуникационном менеджменте речи нет. Воплотить эту концепцию на практике – задача новых поколений специалистов по коммуникации.

Итак, при всей очевидной необходимости изучать и применять стратегический коммуникационный менеджмент в работе организаций – необходимости, признанной не только учеными, но и самими организациями – эта область еще не имеет четких теоретических границ, поскольку в основном базируется на моделях и концепциях, общих для всех коммуникационных дисциплин. Сложность и многогранность этого явления, попытки обособить коммуникационный менеджмент от традиционных связей с общественностью, стремление изучить спрос на подобного рода специалистов со стороны крупного, среднего и мелкого бизнеса, конкретные функции специалистов по корпоративным коммуникациям – вот круг вопросов, которые составили проблематику современного коммуникационного менеджмента как во всем мире, так и в нашей стране.





Подборка статей по вашей теме: