В литературе и в практической деятельности часто путают понятия имиджа и репутации. Как правило, под имиджмейкингом понимают работу над внешними характеристиками организации, так что при столкновении с компанией у индивида сложится желаемый образ (солидная, надежная, приносящая доход или молодежная, «прикольная», дарящая незабываемые впечатления). Репутационный менеджмент скорее имеет дело с внутренними характеристиками компании. Имидж основан на символе, образе, картинке. Репутация – на поступке.
По определению IPR – Британского Института по связям с общественностью – репутация – это то, что вы делаете и говорите и то, что другие говорят о вас. Таким образом, к репутации можно отнести как первичные (то, что вы делаете) и вторичные (то, что говорите), так и третичные коммуникации (что говорят другие). Однако эти же типы коммуникации используются при создании имиджа. В чем же разница?
Основное отличие имиджа от репутации – кратковременность. Имидж – это фотография, разная у каждого индивида, репутация – фотоальбом из всех индивидуальных мнений об организации. Это данные о финансовом состоянии компании за время ее существования, информация обо всех удачных или неудачных моментах в ее работе, случаи, когда компания проявила свои лучшие или худшие качества.
|
|
При этом репутация обладает большей стабильностью, ее гораздо труднее изменить, чем имидж. Если до кризиса компания имела хорошую репутацию, есть шанс благополучно пережить этот кризис. С другой стороны, если случилась катастрофа, можно навести лоск, сменить имидж, но старые раны будут долго заживать. Например, после кризиса, связанного с уничтожением нефтяной платформы Брент Спар, компания Shell в течение долгого времени предпринимала попытки улучшить репутацию и стать «зеленой» компанией. Требуется длительный срок и большие усилия для того, чтобы изменить репутацию.
Репутация – это ключевой стратегический актив организации. В этом плане не только имидж, но и репутация делает компанию уникальной. Она может быть отделена и удалена от предмета: кого-то мы знаем только по репутации. Тем не менее, хорошая репутация дает публикам основание доверять организации даже при отсутствии непосредственных контактов с ней.
Так, если имиджмейкинг – это забота связей с общественностью, то стратегический коммуникационный менеджмент занимается скорее репутацией.