Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни)

Каждый человек в своей жизни попадает в ситуации, которые создают условия для переживания обиды, стыда, разочарования, тоски и др. Одни из нас на фоне этих эмоций теряются, становятся неработоспособными. Другие умеют справиться с собой, взбодриться, найти достойные ориентиры в жизни. От чего это зависит? Имеет ли в подобных случаях значение индивидуальная специфика мышления, человека? В современной психологии затронутый круг вопросов является частью проблемы саногенного, позитивного мышления. В отличие от традиционного понимания мышления как совокупности умственных действий, с помощью которых в уме решается определенная проблема, термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления.

Что же известно науке о саногенном мышлении? Известны работы зарубежных специалистов: Р. Бернеса, К. Бютнера, М. Джеймса, М. Раттера, К. Хорни и другие, а также отечественных ученых: И.В. Дубровиной, И.А. Захарова и других. Ю.М. Орлов (25) считает, что основная его роль - это создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с самим собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей. Мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, предотвращает заболевание, Ю.М. Орлов предлагает называть саногенным, т.е. мышлением, порождающим здоровье. Соответственно обыденное мышление, находящееся во власти привычек и автоматизмов, программируемых требованиями культуры, можно называть патогенным, т.е. мышлением, порождающим болезни.

Но такое мышление нельзя отождествлять с патологическим, которое является характерным признаком психически больных людей. Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. Следствием этого может быть ухудшение психического и соматического здоровья.

Черты патогенного мышления:

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности. Такая
непроизвольность воображения легко актуализирует отрицательные образы, которые
сопровождаются отрицательными эмоциями. Например, обдумывание обиды приводит к
обдумыванию планов мести, ощущению униженности, выводам о никчемности жизни и т.д.

2. Неумение осуществлять акт прекращения мышления. Структура патогенного
мышления может быть представлена в следующем виде:

Размышление — переживание - закрепление образа — приобретение большой энергии чувств - накопление отрицательного опыта.

Например, обиженный человек превращается в обидчивого, потерявшего веру в себя, с низкой самооценкой.

3. Отсутствие рефлексии, т.е. не способность рассматривать себя и свое поведение как
бы со стороны. Это приводит к полному погружению в ситуацию даже после того, как она прошла, к отождествлению себя с отрицательными образами воображения, неадекватными поведенческими реакциями.

4. Тенденция лелеять себя, сохранять обиду, ревность, стыд, страх и т.д.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоции. Человек, не
знающий как порождается эмоция, относится к ней как к реальности, которая не зависит от него. Возникает чувство бессилия, невозможности справиться с ситуацией. Это порождает страдания, стрессы, неврозы.

6. Тенденция жить воспоминаниями. Люди с патогенным мышлением редко живут
настоящим. Вместо этого они унижают его, сосредотачиваются на своих ошибках в прошлом, жалеют себя и перекладывают ответственность на других.

7. Ожидание негативных событий, несчастий в будущем. Некоторые носители патогенного мышления живут страхом будущих несчастий, вызывают их в своем воображении и многократно проигрывают по патогенному «сценарию».

8. Тенденция прятать свое настоящее лицо под маской. Большую часть своего времени
носители патогенного мышления играют роли, притворяясь и манипулируя, навязанные стереотипами поведения.

9. Избегание взаимной близости и отображение честных и откровенных отношений с
окружающими людьми.

10. Неумение эффективно использовать свои интеллектуальные способности. Люди с патогенным мышлением направляют свои умственные способности на рационализацию, т.е., они стремятся придать своим патогенным мыслям благовидные предлоги, и интеллектуализацию, т.е., стремятся засыпать других пустым красноречием.

Обобщив наиболее яркие черты патогенного мышления, Ю.М. Орлов выделяет следующие формы его проявления:

- Патогенная психологическая защита (агрессия, страх, бегство в мир фантазии и др.).

- Патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд и др.).

- Парадигма насильственного управления (ролевые ожидания, мщение, угрозы и прочее).

В отличие от патогенного, саногенное мышление способствует оздоровлению
психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов. Саногенное мышление осознанно, произвольно.

Черты саногенного мышления:

1. Достаточно высокий уровень сосредоточения и концентрации внимания на объектах размышления.

2. Знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле. Размышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура, от чего она зависит и каковы возможные варианты ее проявления.

3. Способность к рефлексии как умение рассматривать «со стороны» свои
отрицательные образы памяти, сопутствующие им эмоции, свои поступки и прошлый опыт в целом. По мнению К. Хорни рефлексия предполагает освоение техники самоанализа. Причем самоанализ имеет особое значение в ситуациях, глубоко задевающих человека. К. Хорни считает, что столкновение с некоторой правдой о себе порождает не только волнение и тревогу, но имеет и освобождающее свойство, т.е. стимулирует чувство облегчения.

4. Умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя.
Ю.М. Орлов убежден, что если рефлексия осуществляется на фоне релаксации (расслабления), то саногенное мышление дает угасающий эффект. В этом случае человек как бы приспосабливается к ситуации, и когда они повторяются, то острые чувства уже не возникают. Следовательно, мысли могут способствовать напряжению тела или расслаблению его.

5. Достаточно широкий уровень общего кругозора и внутренней культуры человека.
Прежде всего, необходимо понимание истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры. М. Джеймс и Д. Джонгвард называли эти стереотипы культурными и субкультурными сценариями. Знание их сущности, истоков, возможных вариантов программирования в жизни, психологических следствий - это важнейшие предпосылки саногенного мышления.

6.Умение во время выполнять акт прекращения мышления, т.е. исполнять стоп-реакцию, в ситуациях эмоционального напряжения. Тем самым происходит угасание «отрицательного заряда», заключенного, как правило, в воспоминаниях о ситуациях, в которых человек переживал страдания. Человек, способный исполнить стоп-реакцию, прекращает закрепление актов патогенного мышления.

7. Отсутствие привычки ожидать неприятные ситуации в будущем. Не стоит тратить время, предвосхищая свои переживания по поводу грядущих несчастий, прежде чем они произойдут: подобны мысли патогенны, они только отвлекают нас от наслаждения текущим моментом.

Из всех перечисленных черт саногенного мышления на наш взгляд, центральным, основополагающим является тезис о значении общего кругозора и внутренней культуры человека. Каждый человек должен быть уверен, что его поведение должно определяться, прежде всего, им самим, а не культурными стереотипами. «Уйти от них, - считает Ю.М, Орлов, - означает овладеть саногенным мышлением, мышлением ненасилия».

Еще один вид мышления, близкий к саногенному, направленный на формирование психологического здоровья личности - это позитивное мышление. Позитивное мышление характеризуется позитивной, конструктивной направленностью, стремлением разрешить возникающие проблемы и не впадать в уныние, панику, а также - выделением положительных сторон жизни. Слишком многие люди терпят поражения в повседневных жизненных сражениях. Всю свою жизнь они пробираются наверх, жалуясь на так называемые неудачи. Хотя в жизни и есть неудачи, но есть также и моральный дух и метод, с помощью которого мы можем контролировать и даже предвосхищать эти неудачи. Очень жаль, что люди отступают перед жизненными проблемами, заботами и трудностями, а ведь это ничем не оправданно.

Некоторые люди позволяют препятствиям управлять своим разумом до такой степени, что они становятся доминирующим фактором в их мышлении. Научившись выбрасывать их из своего разума, отказавшись ментально содействовать им, люди смогут подняться над препятствиями, которые обычно заставляют их отступать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: