Гармонизация потребностей и возможностей, отсутствие длительных, глубоких противоречий между потребностями и возможностями

Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек как личность, гласит: чего хочет человек, что для нею привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

В качестве основных условий развития личности выступает удовлетворение базовых потребностей. К ним относятся:

-потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих благоприятный социальный статус;

- потребность в понимании;

- потребность в наличии жизненных целей и смыслов;

- потребность в познании окружающего мира;

- потребность в творческой активности, реализации творческого потенциала.

Все потребности и соответствующие им мотивы можно разделить на две группы: материальные и духовные. Потребности души (в познании, красоте, любви и уважении и т.д.) и потребности тела (в пище, сне. отдыхе, жилище и т.д.) могут дополнять друг друга, что создаёт внутреннюю непротиворечивость, гармонию, а могут приводить к внутреннему конфликту, неудовлетворенности жизнью, дисгармонии. Вопрос гармонизации потребностей

- это вопрос соответствия духовных и материальных потребностей, вопрос формирования разумных потребностей, а также - соответствия между значимостью потребности и её доступностью, т.е. возможностью удовлетворения.

10. Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность * (ощущение, воображение, внимание, память и т.д.)

У психически здоровых детей адекватно возрасту развиты психические процессы. При задержке психического развития наблюдается отставание, прежде всего по психическим процессам, и коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется по определённым программам. В данном пособии мы не будем раскрывать особенности развития психических процессов в норме, у психически здоровых детей, т.к. они подробно описаны в специальных пособиях.

Существует более 200 факторов (по оценке психологов), которые влияют на обучение. Все их учесть невозможно, но на некоторые из них следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе и в начале обучения. Отметим лишь некоторые факторы риска, влияющие на успешность обучения и связанные с развитием психических процессов: Деятельность и общее развитие

Факторы риска:

- неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения заданий - даже с помощью взрослых;

- хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («Не отвлекайся», «Будь внимателен» и т.п.);

- трудность работы без отвлечений - даже в течение 5-7 минут;

- явно отрицательная реакция на неудачу (слёзы, отказ от работы);

- низкий запас сведений, знаний;

- трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления (несформированность
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- низкий уровень развития памяти.

Особое внимание следует обратить на:

- способность ребёнка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы;

- умение чётко и правильно отвечать на них;

- умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: