Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек как личность, гласит: чего хочет человек, что для нею привлекательно, к чему он стремится? Этот вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
В качестве основных условий развития личности выступает удовлетворение базовых потребностей. К ним относятся:
-потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих благоприятный социальный статус;
- потребность в понимании;
- потребность в наличии жизненных целей и смыслов;
- потребность в познании окружающего мира;
- потребность в творческой активности, реализации творческого потенциала.
Все потребности и соответствующие им мотивы можно разделить на две группы: материальные и духовные. Потребности души (в познании, красоте, любви и уважении и т.д.) и потребности тела (в пище, сне. отдыхе, жилище и т.д.) могут дополнять друг друга, что создаёт внутреннюю непротиворечивость, гармонию, а могут приводить к внутреннему конфликту, неудовлетворенности жизнью, дисгармонии. Вопрос гармонизации потребностей
- это вопрос соответствия духовных и материальных потребностей, вопрос формирования разумных потребностей, а также - соответствия между значимостью потребности и её доступностью, т.е. возможностью удовлетворения.
10. Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность * (ощущение, воображение, внимание, память и т.д.)
У психически здоровых детей адекватно возрасту развиты психические процессы. При задержке психического развития наблюдается отставание, прежде всего по психическим процессам, и коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется по определённым программам. В данном пособии мы не будем раскрывать особенности развития психических процессов в норме, у психически здоровых детей, т.к. они подробно описаны в специальных пособиях.
Существует более 200 факторов (по оценке психологов), которые влияют на обучение. Все их учесть невозможно, но на некоторые из них следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе и в начале обучения. Отметим лишь некоторые факторы риска, влияющие на успешность обучения и связанные с развитием психических процессов: Деятельность и общее развитие
Факторы риска:
- неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения заданий - даже с помощью взрослых;
- хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («Не отвлекайся», «Будь внимателен» и т.п.);
- трудность работы без отвлечений - даже в течение 5-7 минут;
- явно отрицательная реакция на неудачу (слёзы, отказ от работы);
- низкий запас сведений, знаний;
- трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления (несформированность
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
- низкий уровень развития памяти.
Особое внимание следует обратить на:
- способность ребёнка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы;
- умение чётко и правильно отвечать на них;
- умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.