Зрительное восприятие

Факторы риска:

- затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний;

- неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т.п.)

В заключение этого раздела дадим общие рекомендации для учителя начальных классов по сохранению психического здоровья детей, потерявших близких людей и находящихся в состоянии острого горя, которые даны в работе И.В. Дубровиной (1994):

1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких.
В первые недели обычно наблюдаются тенденция к уходу, агрессивность, гневливость,
нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не
показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.

2. Ясли ребенок хочет поговорить, найдете время выслушать его. Это не всегда легко
сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним,
выберите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и
сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка
значение любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что готовы помочь ему.
Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удается их собрать,
объясните им, что когда умирает кто-то, кою вы любите, беседы об этом человеке помогут
сохранить о нем добрую память.

4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто
интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не
знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки.
Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами
родителя или смущать ребенка.

5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не
скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла».
В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему,
что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли? - такая фраза может
стать началом разговора о цирке, и па уроке рисования можно предложить изобразить что-
нибудь веселое.

6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы
надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Дети
честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им
надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет
лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не пониманию,
почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и
ты никогда не забудешь его».

7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между
вами и его семьей, и это создает у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними
изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Учитель должен с вниманием относиться к трудным для ребёнка, потерявшего родителя, дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.

Литература:

1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. - М.: Мир, 1997. 1. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998.

4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. Для учителей и родителей. М., 1988.

6. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.

7. Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. - Калининград, 2000.

8. Венгер А.Л. Хорошо ли вашему ребёнку в школе? В книге: Популярная психология для родителей. Под ред. Бодалёва М. 1989.

9. Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов: для детей /Авт. - сост. Е.М. Аврутина. - Л., 1990.

10. Голдобина О.А., Трешутин В.А. Психическое здоровье на региональном уровне /Под ред. Н.Ф. Герасименко, В.Я. Семке. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.

11. Детская психодиагностика и профориентация: Учеб. пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д.: 1999.

12. Диагностика школьной дезадаптации./ Под ред. Беличевой С.А. - М., 1995.

13. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., 1990.

14. Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М., 1995.

15. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников// Начальная школа. -2002. - № 12.

16. Землянская Е.Н. Мир труда и профессий. - М., 2000.

17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1996.

18. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н. Играя и общаясь, познаем мир и себя. -
Барнаул, 1996.

19. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников.-Барнаул, 1999.

20. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьников. М., 1978.

21. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

22. Лежнева Л.И. Научим детей общаться// Начальная школа. - 1991. - № 10.
23. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.
24. Орлов А.Б. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

25. Петрова Н. Опыт преподавания курса «Основы этикета и искусства общения»//
Воспитание школьников. - 2003. -№ 5.

26. Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению
детьми табака и алкоголя. Материалы для учителя. Под ред. к. п. н. Романовой О.Л. -
М., 1998.

27. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной, М., 1994.

28. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - СПб, 1994.

29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 1997.

30. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / Под ред. В.А. Петровского, А.М. Виноградова. - М., 1993.

31.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.4.-М.: Генезис, 1999.

32.Цукерман Г.А. Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - Томск, 1992.

33. Шемшурина А.И. Этическая грамматика: методическое пособие для ] -2 классов. - Л., 1991.

34. Эберлейв I'. Страхи здоровых детей. - М, 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: