Бюджетная классификация

Составление и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с бюджетной класси­фикацией.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и рас­ходов бюджетов, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.

Бюджетная классификация необходима для того, чтобы обес­
печить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Иначе говоря, - для того, чтобы в бюджетах разного уровня бюд­
жетной системы можно было легко найти расходы, выделяемые
на одни и те же цели, или доходы, поступающие из одного и того
же источника.,

Бюджетная классификация имеет очень важное значение в бюджетном процессе, а точнее — на стадии составления и испол­нения бюджетов. Именно на этих стадиях бюджетного процесса возникает необходимость сопоставления показателей различных доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В силу значимости бюджетной классификации для бюджетно­го процесса ее понятие и состав определены в БК РФ (ст. 18—27)и конкретизированы в Федеральном законе «О бюджетной класси­фикации Российской Федерации» Ьт 15 августа 1996 г. с измене­ниями и дополнениями1.

Бюджетная классификация включает'.

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

1 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1194; № 13. Ст. 1462; 1999. № 34. Ст. 4030; 2000. №32. Ст. 3338.


§ 3. Бюджетная классификация



- классификацию источников внешнего финансирования де­
фицита федерального бюджета;

— классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

— классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального
бюджета.

Из всех вышеперечисленных видов бюджетной классифика­ции РФ едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы являются: а) классификация доходов бюджетов РФ; б) функцио­нальная классификация расходов бюджетов РФ; в) экономичес­кая классификация расходов бюджетов РФ; г) классификация ис­точников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Эти класси­фикации утверждаются федеральным законом.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации ос­нована на подразделении конкретных видов доходов по источ­никам и способам их получения (ст. 20 БК РФ). Например, такие доходы бюджета, как налоги на имущество, подразделя­ются по источникам их получения на налог на имущество фи­зических лиц и налог на имущество предприятий, а по спосо­бам их получения — на налог на имущество, переходящее в по­рядке наследования или дарения, налог на операции с ценными бумагами. В данном случае источником получения дохода в бюджет является имущество физических лиц и предприятий, а способами получения — операции с ценными бумагами и сдел­ки по переходу имущества в порядке наследования или даре­ния.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы прежде всего классифицируются функционально, ведомственно и эконо­мически.

Функциональная классификация расходов бюджетов являет­ся группировкой расходов по основным функциям государства. Например, выделяются расходы на национальную оборону, международную деятельность, правоохранительную деятель­ность и т.д. Функциональная классификация имеет несколько уровней: разделы, подразделы, статьи, а также виды расходов бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджета является грдопировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов. Она ут­верждается по каждому бюджету.


238 Глава 10. Бюджетный процесс

Перечень главных распорядителей средств федерального бюд­жета утверждается федеральным законом (ст. 24 БК РФ). В соот­ветствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» главными распорядителями расходов федерального бюджета, в частности, являются: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство энергети­ки РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета утверждаются федеральным зако­ном о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 24 БК РФ). В частности, на 2001 г. они утверждены в Приложении № 1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», которое называется «Ведомственная структура расхо­дов федерального бюджета на 2001 год»1.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъек­тов РФ, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, ор­ганом местного самоуправления (ст. 25 БК РФ).

Экономическая классификация расходов бюджетов Россий­ской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содер­жанию (ст. 22 БК РФ). Экономическая классификация предпо­лагает подразделение всех расходов на текущие и капитальные. В рамках этих групп расходов выделяются различные подгруп­пы расходов: закупки товаров и оплата услуг, субвенции, суб­сидии, трансферты и т.д. В конечном итоге, в экономической классификации все расходы дробятся по элементам затрат, т.е. направляются на оплату труда, на капитальный ремонт, на ко­мандировки и т.д.

Классификация источников финансирования дефицитов бюд­жетов РФ является группировкой заемных средств, привлекае­мых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местно­го самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (ст. 23 БК РФ).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут детализировать объекты бюджетной классификации Российской Федерации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классифи-кации РФ.

Российская газета. 2000. 29 дек.


§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов 239

§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов

Рассмотрение и утверждение бюджетов начинается с момента внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа (ст. 185—214 БК РФ).

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправле­ния вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной фи­нансовый год на рассмотрение законодательного (представитель­ного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - Бюджетным кодексом РФ; для бюджета субъекта РФ - законом данного субъ­екта; для местного бюджета — правовыми актами органа местно­го самоуправления. Таким же образом устанавливается порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверж­дения.

Бюджетное законодательство требует, чтобы порядок рассмот­рения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, установленный законом субъекта РФ, правовыми актами органа местного самоуправления, обеспечивал рассмотрение и утвержде­ние указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона (решения) показателей, установленных в ст. 181 БК РФ. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются про­екты законов о бюджетах государственных внебюджетных фон­дов. При этом проекты изменений российского налогового зако­нодательства вносятся субъектом права законодательной инициа­тивы на рассмотрение и утверждение законодательным (предста­вительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год и сопутствующие ему документы и мате­риалы не позднее 26 августа текущего года.

Банк России до 1 октября текущего года представляет в Госу­дарственную Думу проект основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики на очередной финансо­вый год. Предварительно указанный проект направляется Прези­денту РФ и в Правительство РФ.



Глава 10. Бюджетный процесс


Проект федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год считается внесенным в срок, если он до­ставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в че­тырех чтениях.

Российский парламент рассматривает проект федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в пер­вом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государствен­ную Думу Правительством РФ.

В первом чтении обсуждаются самые основные характерис­тики этого проекта.

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и ста­тьям классификации доходов бюджетов РФ;

распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной фи­нансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

При этом Государственная Дума заслушивает доклад Прави­тельства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профиль­ного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и при­нимает решение о принятии или об отклонении указанного зако­нопроекта. В случае принятия парламентом указанного законо­проекта в первом чтении утверждаются основные характеристи­ки федерального бюджета. При утверждении в первом чтении ос­новных характеристик федерального бюджета Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума может:

передать указанный законопроект в согласительную комис­сию по уточнению основных характеристик федерального бюдже­та, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета


§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов 241

Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соот­ветствии с предложениями и, рекомендациями, изложенными в заключениях, комитетов, ответственных, за рассмотрение предме­та первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, от­ветственного за рассмотрение бюджета;

вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на дора­ботку;

поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Федеральные законы о бюджетах государственных внебюд­жетных фондов у о минимальном размере пенсии, о размере та­рифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о по­рядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о ми­нимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государ­ственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении происходит конкретизация показателей бюджета, ут­вержденных в первом чтении. Здесь утверждаются: расходы фе­дерального бюджета по разделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госу­дарственная Дума рассматривает во втором чтении указанный за­конопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чте­нии.

Если Государственная Дума во втором чтении отклоняет про­ект закона о федеральном бюджете, она передает указанный зако­нопроект в согласительную комиссию.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются следую­щие основные показатели бюджета: расходы федерального бюд­жета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансиро­вание федеральных целевых и прочих программ; перечень зако­нодательных актов (статей, пунктов, подпунктов, абзацев), дейст­вие которых отменяется или приостанавливается на очередной



Глава 10. Бюджетный процесс


финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Феде­ральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с п. «а» ст. 106 Конституции РФ. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой, причем голосова­ние проводится на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписа­ния и обнародования.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный федеральный закон передается для пре­одоления возникших разногласий в согласительную комиссию. По результатам ее работы Государственная Дума повторно рас­сматривает закон о федеральном бюджете в одном чтении. Приня­тый Государственной Думой в результате повторного рассмотре­ния закон о федеральном бюджете снова в том же порядке переда­ется в Совет Федерации.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете указанный закон передается для преодоления возник­ших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президен­та РФ.

Законодательство допускает возможность возникновения такой ситуации, когда закон о бюджете не вступает в силу с начала финансового года. Это может быть: а) в случае непринятия Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 15 декабря текущего года; б) в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января оче­редного года. В такой ситуации Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из феде­рального бюджета в первом квартале очередного финансового года и федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с ука­занным федеральным законом. Если такой закон не принят, вво-


§ 5. Правовой режим исполнения бюджетов 243

дится режим временного управления бюджетом (ст. 190 БК РФ), который предусматривает, что орган, исполняющий этот бюджет, правомочен:

осуществлять расходование бюджетных средств на цели, опре­деленные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 — в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ве^ домственной классификаций расходов бюджетов РФ;

не финансировать расходы, не предусмотренные проектом за­кона (решения)'о бюджете на очередной финансовый год.

При этом бюджетное регулирование осуществляется в разме­рах и порядке, которые определены законом (решением) о бюдже­те на предыдущий финансовый год. Порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уров­ней бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном за­коном (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год.

В субъектах РФ и муниципальных образованиях проект бюд­жета рассматривается и утверждается законодательным (предста­вительным) органом, как правило, в трех или даже в двух чте­ниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: