Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетные взаимоотношения центра и регионов являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве.
Бюджетное перераспределение средств осуществляется через регулирующие доходы. Регулирующие доходы - это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов.
При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации. Регионы получают также трансферты(финансовую помощь) с учетом душевого бюджетного дохода.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
|
|
Бюджетная классификация РФ включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
экономическую классификацию расходов бюджетов;
классификацию внутренних источников финансирования дефицита бюджета;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Проекты бюджетов составляются в соответствии с нормами и нормативами, установленными законодательством Российской федерации, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.
Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление бюджета базируется на:
• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;
• прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории.
|
|
В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены следующие расходные показатели:
-расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
-общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
-расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
-объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь
-распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
-другие показатели, определенные Бюджетным кодексом, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.
В проекте закона о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга, государственных или муниципальных заимствований:
-источники финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних заимствований;
-верхний предел государственного или муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
-предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований.
Остановимся на рассмотрении и утверждении федерального закона о федеральном бюджете.
• Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года одновременного следующими документами и материалами:
• предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
• прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;
• основными направлениями бюджетной и налоговой политики;
• планом развития государственного и муниципального секторов экономики;
• прогнозом сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
• прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации;
• основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;
• проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;
• проектом федеральной адресной инвестиционной программы;
• проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;
• расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, и дефициту федерального бюджета;
• международными договорами Российской Федерации, вступившими в силу для Российской Федерации и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год и др.
Правительство РФ дополнительно представляет в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года:
• оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный финансовый год;
• проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет за истекший период текущего финансового года;
|
|
• проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;
• предложения по расходам на содержание войск, воинских формирований, в том числе по расходам на содержание военнослужащих и гражданского персонала;
• поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.
Банк России до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно законопроект представляется Президенту РФ.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
Исполнение федерального бюджета РФ осуществляется через казначейскую систему. Отчет об исполнении федерального бюджета утверждаются законодательными органами РФ.
Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, налоговую и бюджетную политику.
Основными направлениями бюджетной политики являются: осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов; проведение бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочение бюджетного процесса в РФ; полномасштабный переход на казначейское исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов; сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств; снижение государственных заимствований.