Понятие страхования, как отмечалось ранее, содержится в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в редакции от 31 декабря 1997 г., в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий). Указанные общественные отношения урегулированы нормами права и приобретают форму правоотношения, субъекты которого обладают юридическими правами и обязанностями.
Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем. Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию (разрешение) заниматься страховой деятельностью на территории РФ.
Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-производственная и банковская деятельность. Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создать общества взаимного страхования.
|
|
Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных). В страховых правоотношениях может появляться и выгодоприобретатель, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.
§ 2. Виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности 305
Объектами страхования в соответствии с названным Законом являются не противоречащие российскому законодательству имущественные интересы, связанные:
—с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
—с владением, пользованием, распоряжением имуществом;
—с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.
ГК РФ к перечисленным выше имущественным интересам, подлежащим страхованию, относит и страхование предпринимательского риска. В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
В России существуют несколько видов страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.
|
|
В соответствии чс директивой Евроцейского экономического сообщества (ЕЭС), принятой в 1979 г., и законами о страховых компаниях Сообщества, для всех страховых компаний стран-членов ЕЭС были установлены шесть видов долгосрочного и 17 видов общего страхования1.
Российским законодательством предусмотрены две формы страхования: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).
Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.
Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
По объекту страхования и в соответствии с классификацией видов страховой деятельности оно делится на:
— имущественное страхование, в котором объектом страхо
вых отношений выступает имущественный интерес, связанный с
1 См.: Шахов ВЛ. Введение в страхование М., 1992.
306 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ
владением, пользованием и распоряжением имуществом (ст. 4 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
— личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
— страхование ответственности и страхование предприни
мательского риска.
Проведение политики страхования возложено, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:
— выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
— ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;
— осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
— устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов;
— разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;
— обобщает практику страховой деятельности.
Важнейшим проявлением государственного регулирования
страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также подзаконными актами.
Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страхов щиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.
Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при
§ 2. Виды страхования. Государственное регулирование страховой деятельности 307
соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее. выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного й обязательного:
1) личного страхования, включающего страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;
|
|
2) имущественного страхования, включающего страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, кроме перечисленных;
3) страхования ответственности, включающего страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование иных видов ответственности;
4) перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.
Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с российскими законами.
Помимо лицензирования Министерство финансов РФ утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов1. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации2, возвратности, прибыльности и ликвидности. В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:
1) государственные ценные бумаги РФ, субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги;
2) векселя банков;
3) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах;
1 БНА. 1999. № 16.
2 Распределение денежных ресурсов между различными объектами вложе
ний с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него (от
лат. diversus- разный и f асеге - делать).
308 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ
4) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;
5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;
7) недвижимое имущество, расположенное на территории РФ;
|
|
8) доля перестраховщиков в страховых резервах;
9) премии по рискам, принятым в перестрахование;
10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
11) денежная наличность в рублях;
12) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;
13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории РФ.
Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 19 июня 1995 г.
После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ имеет право:
— получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;
— осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;
— при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Департамент имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.
Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.
На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено
§ 3. Финансово-правовое регулирование обязательного страхования 309
Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 22631. Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финан-сов РФ.
В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства Правительством РФ 27 ноября 1998 г. было принято соответствующее постановление, согласно которому при Министерстве финансов РФ образуется государственное учреждение — Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства2.
В соответствии с названным постановлением принято решение об образовании Федерального сельскохозяйственного страхового резерва. Его средства направляются страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур.