Финансово-правовое регулирование обязательного страхования

Обязательное страхование — одна из форм страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Обяза­тельное страхование подразделяется на государственное, регули­руемое специальным законодательством Российской Федерации, и социальное, правовую основу которого образуют, в первую оче­редь, Федеральные законы «Об обязательном социальном страхо­вании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» от 24 июля 1998 г.3; «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.4 и иные норматив­ные акты.

Возникающие при обязательном социальном страховании об­щественные отношения являются одновременно предметом тру-

1 САГШ. 1993. № 52. Ст. 5069.

2 СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6052.

3 СЗ РФ. 1998. № 31. 1463.

4 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.


310 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ

дового права, права социального обеспечения, а также финансово­го права.

Обязательное страхование подразумевает возложение обя­занности по страхованию на лиц, указанных в законе (ст. 935 ГК РФ). Этот вид страхования включает страхование: жи^ни, здоро­вья или имущества других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Обязан­ность страховать свою жизнь или здоровье не может возлагаться на гражданина по закону.

Государство устанавливает обязательную форму страхования в том случае, когда защита тех или иных объектов связана с инте­ресами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Обязательное страхование проводится на основе соответствую­щих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию; объем страховой ответст­венности; уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; поря­док установления тарифных ставок страховых платежей и неко­торые другие вопросы. Закон определяет круг страховых органи­заций, которым поручается проведение обязательного страхова­ния.

Принцип обязательности в равной степени распространяется на страхователя и страховщика: первый обязан вносить страхо­вые платежи по действующим ставкам, другой — выплачивать страховое возмещение во всех предусмотренных случаях.

Финансово-правовое регулирование в сфере обязательного страхования обусловлено тем, что: во-первых, именно государст­во в законодательном порядке устанавливает виды, условия обя­зательного страхования; во-вторых, определяет бюджетные ис­точники выплат страховых возмещений; в-третьих, государство выступает или одной из сторон данных отношений, или осущест­вляет государственный надзор за выполнением требований зако­на страховщиком и страхователем; в-четвертых, регулирование отношений по обязательному страхованию осуществляется госу­дарством с использованием императивного метода, что является характерным для метода финансового права.

Цель финансово-правового регулирования данных отношений заключается в обеспечении, с одной стороны, автономности фи • нансовой системы обязательного социального страхования, ас


§ 3. Финансово-правовое регулирование обязательного,страхования 311

другой стороны, ее включенности в финансовую систему государ­ства, гарантированностигосударством соблюдения прав за­страхованных лиц.

Субъектами отношений, в частности, по обязательному соци­альному страхованию от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний, и регулируемых нормами финансово­го права, выступают: страховщик — Фонд социального страхова­ния РФ и страховательюридическое лицо любой организаци­онно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории РФ и нани­мающая российских граждан) либо физическое лицо, нанимаю­щее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К отношениям по обязательному социальному страхованию, регулируемым финансово-правовыми нормами, относятся сле­дующие.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах обя­зательного социального страхования» в случае нехватки в данной системе средств для социальных выплат Правительство РФ в лице своих органов - Министерства финансов РФ и Министерст­ва экономического развития и торговли РФ — должно при разра­ботке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусмотреть дотации Фонду социального страхования в раз^ мерах, позволяющих обеспечить необходимые выплаты по обяза­тельному социальному страхованию.

Законодательство предусматривает возможность вложения временно свободных денежных средств обязательного социально­го страхования Фондом социального страхования РФ только под обязательства Правительства РФ. Согласно п. 3 и 5 ст. 13 назван­ного Федерального закона средства обязательного социального страхования являются федеральной собственностью, страховщи­ки же осуществляют их оперативное управление.

За финансово-хозяйственной деятельностью страховщика и осуществлением обязательного социального страхования от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний проводится государственный контроль Счетной палатой РФ1, а в части использования ассигнований из федерального бюд­жета - федеральным органом исполнительной власти в области финансов - Министерством финансов РФ.

1 См. ст. 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на. производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 1463).


312 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ

Предметом финансового права являются также отношения между Фондом социального страхования РФ и страхователями по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного со­циального страхования, включая отношения по формированию резервов средств на осуществление социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний; отношения в процессе аккумуляции платежей, в том числе капитализации платежей в случае ликвидации страховате­ля, а также отношения между страховщиком и страхователем по взиманию пеней с последнего за каждый день просрочки уплаты страхового взноса или штрафов.

Особую группу отношений между Фондом социального страхо­вания РФ и страхователями образуют отношения по выделению средств из бюджета данного фонда страхователям на страхо­вые выплаты застрахованным.

Обязательное страхование во всех других случаях осуществля­ется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком. Этот вид страхования производится за счет стра­хователя, за исключением обязательного страхования пассажи­ров, которое в предусмотренных законом случаях может осущест­вляться и за их счет, а также при обязательном государственном страховании жизни, здоровья и имущества граждан страхование проводится за счет соответствующего бюджета (п. 3 ст. 927 ГК РФ).

Принцип обязательности достаточно широко применяется в имущественном страховании. Так, законодательством предусмот­рены случаи обязательного страхования юридическими лицами имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или опе­ративном управлении и являющимся государственной или муни­ципальной собственностью.

Обязательное государственное личное страхование преду­смотрено различными законодательными актами и включает:

— страхование личности работников ядерных установок и иных аналогичных предприятий, а также некоторых других лиц от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»1);

1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.


§ 3. Финансово-правовое регулирование обязательного страхования 313

— обязательное государственное страхование военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальст­вующего состава органов внутренних дел, работников налоговых ор­ганов и налоговой полиции, судей, всех сотрудников кадрового со­става органов внешней разведки и органов государственной безопас­ности, судебных приставов (Закон РФ «О налоговых органах Рос­сийской Федерации»1; Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»2; Закон РФ «О федеральных органах налоговой поли­ции»3; Федеральный закон «Об органах федеральной службы без­опасности в Российской Федерации»4; Федеральный закон «О внеш­ней разведке»5; Федеральный закон «Об обязательном государствен­ном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего со­става органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотруд­ников федеральных органов налоговой полиции»6);

— страхование врачей-психиатров и другого персонала, уча­ствующего в оказании психиатрической помощи (Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее ока­зание»7);

— страхование лиц, пострадавших от чернобыльской катас­трофы, а также граждан, оказавшихся в зоне влияния неблаго­приятных факторов аварии 1957 г. на производственном объеди­нении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»8);

— страхование должностных лиц таможенных органов (ст. 431ТКРФ);

— страхование доноров за счет средств службы крови на слу­чай заражения их инфекционными заболеваниями при выполне­нии донорской функции (Закон РФ «О донорстве крови и ее ком­понентов»9).


i

ВВС. 1991. № 15. Ст. 492; СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

2 ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792.

ВВС. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973.

СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.

СЗ РФ. 1£98. № 13. Ст. 1474.

ВВС. 1992. № 33. Ст. 1913.

ВВС. 19М. № 21. Ст. 699.

ВВС. 1993. № 28. Ст. 1064.


314 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ

К отношениям, регулируемым нормами финансового права, относятся, во-первых, отношения, связанные с лицензированием деятельности страховщика. Страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организа­ции, имеющие лицензию на осуществление данного вида стра­хования. Разрешения (лицензии) выдаются Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. К страховщи­кам предъявляются дополнительные требования, связанные с тем, что они должны иметь определенный опыт работы, а также их уставный капитал должен быть сформирован без учас­тия иностранных инвестиций. Страховщики выбираются на конкурсной основе.

Во-вторых, к отношениям, регулируемым нормами финансо­вого права, относятся отношения между страхователями и стра­ховщиками в связи с уплатой страховых взносов и осуществлени­ем страховых выплат. Страхователями в данных отношениях яв­ляются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобороны России, МВД России, МНС Рос­сии, ФСНП России, ГТК России и др. Застрахованными являют­ся, например, военнослужащие, работники налоговых органов, налоговой полиции и др. категории работников..

Основой правоотношений между страхователем и страхов­щиком является заключение соответствующего договора, что регулируется нормами гражданского права. В то же время, обя­зательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответст­вующих бюджетов, следовательно, возникающие при этом от­ношения можно считать предметом финансового права, по­скольку они возникают в ходе использования государством финансовых ресурсов, т.е. в сфере финансовой деятельности го­сударства, и регулируются, как отмечалось ранее, в императив­ном порядке.

В-третьих, Счетная палата РФ осуществляет государствен­ный финансовый контроль за законным и целевым расходовани­ем бюджетных средств, в том числе на цели обязательного госу­дарственного страхования. Одновременно Департамент страхово­го надзора Министерства финансов РФ осуществляет надзор за де­ятельностью страховщиков, имеющих лицензию на проведение данного вида страхования.


Контрольные вопросы и задания 315

Контрольные вопросы и заданий

1. Проанализируйте страхование как экономическую и право­вую категории.

2. Какими отраслями права регулируются страховые отноше­ния?

3. Назовите источники страхового права.

4. Каковы основные направления государственного регулиро­вания страховой деятельности?

5. Какие виды страхования осуществляются в России?

6. Какова сущность обязательного страхования? Назовите его виды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: