Унитарными предприятиями

В соответствии с законодательством источником формирова­ния финансовых ресурсов предприятия помимо прибыли являют­ся амортизационные отчисления, бюджетные ассигнования, кре­диты банка и прочие поступления, не противоречащие закону.

Немаловажным источником формирования финансовых ре­сурсов предприятия являются амортизационные отчисления, т.е. средства, которые накапливаются на предприятии в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства и обращения.

Норма амортизации — это выраженная в процентах доля ба­лансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Нормы амортизаци­онных отчислений установлены постановлением Совета Мини­стров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. и различаются по классификацион­ным группам основных средств. Порядок начисления амортиза­ции на предприятии определен Положением о порядке начисле­ния амортизационных отчислений по основным фондам в народ­ном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 г.1

Амортизационные отчисления как источник финансовых ре­сурсов предприятия имеют целевое назначение. Они предназначе­ны для полного восстановления изношенных основаых фондов предприятия. До 1 января 1992 г., т.е. до принятия Минфином России нового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчис­ления накапливались на предприятии на специальном счете «Амортизационные отчисления». По новому плану счетов бухгал-

БНА.1991. № 7. С. 3—17.


292 Глава 13. Регулирование образования и использования финансовых ресурсов

терского учета амортизационный фонд на предприятии не созда­ется1. Поэтому сегодня амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов накапливаются предприятием на других счетах бухгалтерского учета и как источник финансо­вых ресурсов поступают на расчетный счет предприятия в составе выручки от реализации продукции, работ и услуг2.

Следующим по значимости источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий являются бюд­жетные кредиты.

Бюджетный кредит согласно ст. 6 БК РФ - это форма финан­сирования бюджетных расходов, которая предусматривает предо­ставление средств на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные кредиты предоставляются государственным и му­ниципальным унитарным предприятиям на условиях и в преде­лах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюдже­тами. При этом, названным субъектам бюджетные кредиты могут быть предоставлены как процентные, так и беспроцентные (ст. 77 БК РФ).

Бюджетный кредит должен быть возвращен в установленный срок. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в ор­ганы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответству­ющих законодательных (представительных) органов.

До вступления в силу БК РФ одним из источников финансо­вых ресурсов казенного предприятия являлись бюджетные ассиг­нования. Они выделялись из федерального бюджета в порядке, предусмотренном п. 13 постановления Правительства РФ «О по­рядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» от 6 октября 1994 г. БК РФ не предусматривает выделение бюджетных ассиг­нований казенным предприятиям. В связи с этим п. 13 вышена­званного постановления Правительства РФ признан утратившим силу3.

Немаловажным источником финансовых ресурсов предпри­ятия являются кредиты банков. Это средства, полученные субъ­ектом на конкретные цели на условиях срочности, возвратности,

1 См.: Новый план счетов бухгалтерского учета // Финансы. 1992. № 2.
С. 3-4.

2 См.: Основы методологии учета основных средств // Экономика и жизнь.
1993. № 52.

3 См.: Российская газета. 2001. 27 июня.


§ 3. Правовые основы использования кредитов, амортизационных отчислений 293

платности. Коммерческие банки представляют кредиты на самые различные цели, а именно: для осуществления планов техничес­кой реконструкции, расширения производства, поддержания не­обходимого уровня оборотных средств предприятия и т.д. В связи с этим суммы, полученные предприятием в порядке банковского кредитования, являются целевым источником формирования его финансовых ресурсов.

Получение предприятием кредита в банке оформляется кре­дитным договором, заключаемым в соответствии с нормами граж­данского права. В этом договоре определяются сумма кредита, га­рантии предприятия-должника по возврату кредита, срок возвра­та кредита и плата за пользование кредитом (процентная ставка).

Особенностью банковского кредита как источника формирова­ния финансовых ресурсов предприятия является его возвратность и платность, т.е. кредит является таким источником финансов предприятия, который должен быть возвращен, и за пользование им предприятие должно уплатить банковский процент. Финансо­во-правовой режим уплаты предприятием банковского процента определен в постановлении Верховного Совета РФ «О внесении изменений в постановления Верховного Совета РФ по вопросам налогообложения» от 10 июля 1992 г.1 Согласно этому постанов­лению платежи предприятий по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. Расходы по уплате процентов, превышающих этот предел, а также по от­сроченным и просроченным ссудам осуществляются за счет при­были, остающейся в распоряжении предприятия. При этом под учетной ставкой ЦБ РФ понимается ставка процента, которую ЦБ РФ взимает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам.

Источником формирования финансовых ресурсов государст­венных и муниципальных унитарных предприятий могут являть­ся и средства, выделяемые из отраслевых фондов. Причем, как правило, средства из этих фондов выделяются предприятиям на возвратной основе. Поэтому средства, выделяемые предприятиям из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, являют­ся целевым и возвратным источником финансовых4 ресурсов пред* приятия.

Источником формирования финансовых ресурсов предпри­ятий могут быть также деньги, предоставленные на условиях

См.: Российская газета. 1992. 14 авг.


294 Глава 13. Регулирование образования и использования финансовых ресурсов

займа юридическими и физическими лицами, безвозмездная фи­нансовая помощь, коммерческий кредит, плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.

Предоставление предприятию денежных займов оформляется договором, заключаемым в соответствии с нормами гражданского права. Предприятие-заемщик обязуется возвратить заимодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества. В соответствии с гражданским законодательством дого­вор займа может быть возмездным, т.е. предприятие-заемщик обязано будет не только возвратить сумму займа, но и уплатить заимодавцу определенный, обусловленный договором займа про­цент. В связи с этим заем является возвратным и, чаще всего, возмездным источником финансовых ресурсов предприятия. При этом, в случае получения денежных займов, их возврат и уплата по ним процентов предприятием-заемщиком осуществляется за счет собственных средств предприятия и не относится на издерж­ки производства и обращения.

Весьма стабильным источником финансовых ресурсов пред­приятия является коммерческий кредит. Это средства, образо­вавшиеся у предприятия на какое-то время в результате предо­ставления ему отсрочки, рассрочки платежа, получения аванса, предварительной оплаты по гражданско-правовым договорам от других предприятий. Коммерческий кредит возникает у пред­приятия в результате реализации договоров купли-продажи, по­ставки, подряда и т.д. Например, в том случае если покупатель по договору поставки получает от поставщика отсрочку или рас­срочку платежа за поставленный товар, у него возникают на пе­риод до полного расчета с поставщиком дополнительные финан­совые ресурсы, т.е. он получает от поставщика коммерческий кредит. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда постав­щик (продавец) еще до реализации своего товара покупателю получает от него авансовый платеж в размере частичной стои­мости товара или предварительную оплату. Коммерческий кре­дит - это возвратный источник финансовых ресурсов предпри­ятия. Его возврат происходит тогда, когда покупатель полнос­тью оплачивает авансированный товар или когда поставщик (продавец) осуществляет поставку (продажу) авансированного товара.

В том случае если за предприятием закреплены и находятся на его балансе объекты социальной сферы, платежи за использова­ние этих объектов в виде платы за содержание детей в дошколь­ных учреждениях, за пользование спортивными сооружениями,


§ 4. Правовые.требования к распределению и использованию прибыли 295

оплаты санаторных путевок и др. могут служить источником его финансовых ресурсов.

Предприятие может получать безвозмездную финансовую по­мощь от других предприятий, которая также пополняет его фи­нансы.

§ 4. Правовые требования к распределению и использованию прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий

Важнейшим источником формирования финансов государст­венных и муниципальных унитарных предприятий является при­быль. Именно в результате распределения прибыли предприятия образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на самые различные нужды предприятия.

Порядок распределения прибыли на государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях различен.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения распределяют прибыль, исходя из ст. 295 ГК РФ, самостоятельно. Однако собственник (государ­ство или муниципальное образование) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хо­зяйственном ведении предприятия.

Законодательством не устанавливается режим распределения прибыли государственного или муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения. Как правило, в уставах вышена­званных предприятий, утвержденных собственником, отмечает­ся, что предприятие самостоятельно распоряжается частью полу­ченной в результате его деятельности прибыли после уплаты на­логов и перечисления в соответствующий бюджет доли, устанав­ливаемой собственником1.

На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто распределяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль пред­приятия, а также нормативы их образования определяются фи­нансовым планом предприятия или распоряжением руководите -

1 См., например: постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии» от 26 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 15июля.


296 Глава 13. Регулирование образования и использования финансовых ресурсов

ля предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления — на предостав­ление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. При этом жестких границ меж­ду фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первосте­пенные нужды.

Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены дейст­вующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включа­емых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке фи­нансирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (1992 г.), определены расходы предприятия, относящие­ся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предпри­ятия должна осуществляться за счет прибыли или иных источни­ков финансовых ресурсов предприятия. Из содержания вышена­званного Положения следует, что из прибыли производятся:

— выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям;

— выплата единовременных пособий уходящим на пенсию ве­теранам труда;

— оплата проезда к месту работы транспортом общего пользо­вания за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестои­мость продукции;

— оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);

— платежи за превышение предельно допустимых норм вы­бросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 «з»);

— представительские расходы при превышении установлен­ных законодательством норм;

— расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 «и»);

— плата за воду, забираемую промышленными предприятия­ми сверх установленных пределов (п. 2 «б»);

— затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 «д»);

— затраты по капитальным вложениям, не относимые к ос­воению новых производств (п. 2 «в»);

— отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 «р»); и др.

Государственные предприятия на праве оперативного управле­ния (казенные предприятия) распределяют полученную ими при-


§ 4. Правовые требования к распределению и использованию прибыли 297

быль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномочен­ным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хо­зяйств)» от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется сво­бодный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход фе­дерального бюджета.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое валовая прибыль предприятия? Из чего она скла­дывается?

2. Что такое себестоимость продукции?

3. Какие затраты предприятия включаются в себестоимость продукции, работ, услуг?

4. Каковы особенности затрат, включенных в себестоимость услуг банков, страховых организаций?

5. Определите источники образования финансовых ресурсов предприятия.

6. Каков порядок формирования валютной прибыли предпри­ятия?

7. Каков порядок начисления амортизации на предприятии? Что такое норма амортизации?

8. Перечислите все финансовые отношения, -которые имеют место на государственных и муниципальных унитарных предпри­ятиях.

9. Перечислите финансовые правоотношения, которые скла­дываются на казенных предприятиях.

10. Перечислите все финансовые правоотношения, которые
складываются на государственных и муниципальных унитарных
предприятиях на праве хозяйственного ведения.


Глава 14

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: