Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от указанных обстоятельств, страхование призвано возместить материальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, причиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.
Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы общества, а составляющие его общественные отношения являются предметом правового регулирования нескольких отраслей права, в том числе - финансового права.
Страхование может быть охарактеризовано как экономическая и правовая категории.
Как экономическая категория, страхование* представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованныхи децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов. С материальной точки зрения, страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.
|
|
Понятие страхования дается в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г., с
§ 1. Понятие страхования как экономической и правовой категорий 299
изменениями от 31 декабря 1997 г.1, — это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2).
Сущность страхования, как экономической категории, подробно рассмотрена в экономической литературе2.
Страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Создание страховых фондов имеет целью гарантировать восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных обстоятельств, а также оказывает положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осуществляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюджетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
|
|
В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория. В этом смысле страхование представляет собой общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда и опосредуемые нормами права3.
В соответствии со ст. 72 (п. «з» ч. 1) Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Страхование, как уже отмечалось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликвидировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоятельств. Данная важная сфера деятельности в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержащиеся в нем нормы права образуют комплексный правовой институт — страховое право. Они регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили не-
1 ВВС. 1993. Ш 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4.
2 См.: Страховое дело / Под ред. Л.И. Рейтмана. М., 1992.
3 См.: Шиминова МЛ. Основы страхового права России. М., 1993.
300 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ
обходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.
Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и ряда отраслей российского законодательства, что также обусловлено комплексным характером данного института. К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового законодательства, относятся: ГК РФ (ст. 927—970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.1, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.2, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.3 В названных законодательных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.
В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осуществляющих определенные виды профессиональной деятельности. В названных актах содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудники налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.4 Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в законах об ипотеке (залоге недвижимости), о лизинге, об охране окружающей среды и других. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII —о страхо-
|
|
1 ВВС. 1991. № 27. Ст. 920.
2 СЗРФ. 1998. №31. Ст. 1463.
3 СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.
4 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
§ 1. Понятие страхования как экономической и правовой категорий 301
вании от имущественных потерь); страхование банковских вкладов регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в редакции от 3 февраля 1996 г.1; медицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; страхование пенсий регулируется Законом о государственных пенсиях; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.
Источником правового регулирования страхования являются и указы Президента страны: «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции от 6 апреля 1994 г.)2; «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г.3 и др.
Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ: «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998— 2000 годах» от 1 октября 1998 г.4; «О мерах по подготовке к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 29 января 1999 г.5 и др.
Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Министерства финансов РФ (например, приказом «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов» от 22 февраля 1999 г. № 16н6), инструкциями МНС России, нормативными актами ЦБ РФ по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др. Порядок страхования отдельных категорий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств (например, приказом Министра внутренних дел «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» от 16 декабря
|
|
1 СЗ РФ. 1996. №6. Ст. 492.
2 САПП. 1992. №2. Ст. 35.
3 САПП. 1994. № 15. Ст. 1174.
А СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4968.
5 СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 853.
6 БНА. 1999. № 16.
302 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ
1998 г. № 8251; приказом Директора ФСБ России «Об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов федеральной службы безопасности и граждан, призванных на военные сборы» от 15 февраля 1999 г. № 572).
Отношения по страхованию регламентируются также правилами об отдельных видах страхования, подавляющее большинство которых было издано до начала 90-х гг. Министерством финансов СССР. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования и в настоящее время, но только по обоюдному согласию сторон.
Основное место в системе комплексного правового института страхования отводится нормам гражданского права. Они регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, например, между страхователем и страховщиком, их права и обязанности, закрепляют объекты страхования, предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству й т.д.
Вместе с тем, заметное место в комплексном правовом институте страхования отводится и нормам финансового права. Исходя из предмета финансового права, они регулируют отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов государственных и муниципальных страховых организаций. К их числу сегодня относятся: Российская государственная страховая компания, Московская государственная страховая компания, Военная страховая компания и др. Муниципальные страховые компании также созданы в ряде регионов. Финансовые ресурсы, аккумулируемые и используемые через финансовые фонды этих организаций, являются государственной или муниципальной собственностью.
Таким образом, во-первых, нормы финансового права регулируют отношения, опосредующие формирование финансовых фондов государственных и муниципальных страховых организаций. Формирование этих фондов осуществляется через распределительные (финансовые) отношения, в которые вступает страховая организация. Это отношения по поводу уплаты налогов страховой организацией, сборов, получения средств из фонда социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособнос-
1 БНА. 1998. № 7.
2 БНА. 1999. № 14.
§ 1. Понятие страхования как экономической и правовой категорий 303
ти, по беременности и родам и т.д. Только после распределения полученного дохода и параллельно получения средств из фонда социального страхования страховая организация образует свои финансовые фонды. Все вышеназванные отношения регулируются налоговым законодательством, а также правовыми актами о государственных внебюджетных фондах.
Во-вторых, нормами финансового права регулируются и некоторые отношения по использованию финансовых ресурсов государственных и муниципальных страховых организаций. Это, в частности, отношения по уплате в бюджет штрафов за налоговые правонарушения, что осуществляется за счет прибыли страховой организации1. Финансово-правовой режим регулирования финансов государственных и муниципальных страховых организаций в значительной мере однотипен с финансово-правовым режимом финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В-третьих, нормами финансового права регулируются отношения между государством, его уполномоченными органами и негосударственными страховыми организациями. Осуществление страхования, как отмечалось, обусловлено определенными социально-экономическими потребностями общества. Это ставит перед государством задачи по осуществлению страхования путем образования государственных страховых компаний, а также создания условий для функционирования негосударственного страхования как вида предпринимательской деятельности. Государство заинтересовано в том, чтобы негосударственные страховые компании привлекали средства населения и организаций для образования децентрализованных страховых фондов в целях возмещения возникающего ущерба от непредвиденных обстоятельств за счет названных фондов, а не бюджетных средств. Следовательно, государство решает не только задачу создания страховых резервов, но и вовлечения временно свободных средств населения и организаций в денежное обращение, а также получения новых источников налоговых поступлений в бюджет. Достижение названных задач возможно только путем осуществления, в частности: финансового контроля за деятельностью негосударственных страховых компаний; их государственной регистрации и лицензирования; запрета осуществлять банковскую, производственную
1 См. ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // ВВС. 1992.№ 11.Ст. 525;СЗРФ. 1999.N» 14.Ст. 1660;№ 18.Ст. 2221.
304 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ
и торговую виды деятельности; иных методов государственного регулирования. Возникающие при этом отношения являются предметом финансового права. К ним относятся отношения по: установлению нормативов их деятельности; формированию и размещению страховых резервов; осуществлению страхового надзора и др.
Помимо всего отмеченного, комплексный правовой институт страхования включает в себя и финансово-правовые нормы, регулирующие отношения по обязательному страхованию.