Понятие страхования как экономической и правовой категорий

Страховая деятельность обусловлена определенными соци­ально-экономическими потребностями общества. Являясь одним из элементов производственных отношений, страхова­ние создает необходимые условия для проведения предупре­дительных мероприятий по предотвращению отрицательных последствий воздействия стихийных сил природы и других чрезвычайных событий. В случае возникновения ущерба от ука­занных обстоятельств, страхование призвано возместить мате­риальные потери, способствуя восстановлению разрушенных, поврежденных производственных сил, компенсируя вред, при­чиненный в социальной сфере, в том числе и отдельным членам общества.

Страхование является самостоятельным институтом финансо­вой системы общества, а составляющие его общественные отно­шения являются предметом правового регулирования несколь­ких отраслей права, в том числе - финансового права.

Страхование может быть охарактеризовано как экономичес­кая и правовая категории.

Как экономическая категория, страхование* представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованныхи децентрализованных денежных и матери­альных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов. С материальной точки зрения, стра­хование выступает в виде созданных денежных или материаль­ных фондов, которые используются для возмещения ущерба, воз­никшего в результате стихийных бедствий и других непредви­денных обстоятельств.

Понятие страхования дается в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г., с


§ 1. Понятие страхования как экономической и правовой категорий 299

изменениями от 31 декабря 1997 г.1, — это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случа­ев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2).

Сущность страхования, как экономической категории, по­дробно рассмотрена в экономической литературе2.

Страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, является необходимым эле­ментом социально-экономической системы общества.

Создание страховых фондов имеет целью гарантировать вос­становление нарушенных имущественных интересов в случае не­предвиденных обстоятельств, а также оказывает положительное воздействие на укрепление финансов государства, его финансовой системы. Это обусловлено тем, что возмещение ущерба осущест­вляется, главным образом, из страховых фондов, а не за счет бюд­жетных средств, а также тем, что страхование является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

В научной литературе страхование рассматривается не только как экономическая, но и как правовая категория. В этом смысле страхование представляет собой общественные отношения, возни­кающие при создании и использовании страхового фонда и опо­средуемые нормами права3.

В соответствии со ст. 72 (п. «з» ч. 1) Конституции РФ осущест­вление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совмест­ном ведении РФ и ее субъектов. Страхование, как уже отмеча­лось, наряду с другими мерами призвано предотвращать и ликви­дировать отрицательные последствия чрезвычайных обстоя­тельств. Данная важная сфера деятельности в России основывает­ся на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество различных нормативных актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство. Содержа­щиеся в нем нормы права образуют комплексный правовой ин­ститутстраховое право. Они регулируют общественные от­ношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили не-

1 ВВС. 1993. Ш 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4.

2 См.: Страховое дело / Под ред. Л.И. Рейтмана. М., 1992.

3 См.: Шиминова МЛ. Основы страхового права России. М., 1993.


300 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ

обходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких как административное, финансовое, граж­данское, социального обеспечения и др.

Источниками страхового права являются нормативно-право­вые акты разного уровня и ряда отраслей российского законода­тельства, что также обусловлено комплексным характером данно­го института. К важнейшим нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся основными в системе страхового за­конодательства, относятся: ГК РФ (ст. 927—970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 де­кабря 1997 г., Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.1, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.2, Федеральный закон «Об основах обязательного социаль­ного страхования» от 16 июля 1999 г.3 В названных законодатель­ных актах раскрываются такие основные понятия и категории страхования, как страхователь, страховщик, страховой риск, страховой случай, страховая сумма, страховая выплата, страхо­вая премия, страховой взнос, тариф, договор страхования и др.

В настоящее время также действует ряд законов, в которых закреплен правовой статус различных категорий граждан, осу­ществляющих определенные виды профессиональной деятельнос­ти. В названных актах содержатся нормы, гарантирующие стра­ховую охрану их жизни и здоровья (военнослужащие, сотрудни­ки налоговых, таможенных, правоохранительных органов и др.), например, Федеральный закон «Об обязательном государствен­ном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотруд­ников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.4 Нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся и в законах об ипотеке (залоге недвижимости), о ли­зинге, об охране окружающей среды и других. Отношения по страхованию регулируются и иными законодательными актами, например, Кодексом торгового мореплавания (гл. XII —о страхо-

1 ВВС. 1991. № 27. Ст. 920.

2 СЗРФ. 1998. №31. Ст. 1463.

3 СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.

4 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.


§ 1. Понятие страхования как экономической и правовой категорий 301

вании от имущественных потерь); страхование банковских вкла­дов регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в редакции от 3 февраля 1996 г.1; ме­дицинское страхование регулируется Законом РФ «О медицин­ском страховании граждан в Российской Федерации»; страхова­ние пенсий регулируется Законом о государственных пенсиях; в целом обязательное социальное страхование осуществляется в со­ответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного со­циального страхования» от 16 июля 1999 г.

Источником правового регулирования страхования являются и указы Президента страны: «Об обязательном личном страхо­вании пассажиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции от 6 апреля 1994 г.)2; «Об основных направлениях государственной полити­ки в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г.3 и др.

Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ: «Об основных направлениях развития нацио­нальной системы страхования в Российской Федерации в 1998— 2000 годах» от 1 октября 1998 г.4; «О мерах по подготовке к пере­ходу на обязательное социальное страхование от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 29 ян­варя 1999 г.5 и др.

Помимо названных актов высших органов государственной власти страховая деятельность регламентируется актами Минис­терства финансов РФ (например, приказом «Об утверждении Пра­вил размещения страховщиками страховых резервов» от 22 фев­раля 1999 г. № 16н6), инструкциями МНС России, нормативными актами ЦБ РФ по регулированию страховой деятельности в сфере валютных отношений; продолжают действовать инструкции Фе­деральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) и др. Порядок страхования отдельных катего­рий работников регламентируется также нормативными актами отраслевых министерств и ведомств (например, приказом Мини­стра внутренних дел «Об обязательном государственном страхова­нии жизни и здоровья в системе МВД России» от 16 декабря

1 СЗ РФ. 1996. №6. Ст. 492.

2 САПП. 1992. №2. Ст. 35.

3 САПП. 1994. № 15. Ст. 1174.
А СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4968.

5 СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 853.

6 БНА. 1999. № 16.


302 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ

1998 г. № 8251; приказом Директора ФСБ России «Об обязатель­ном страховании жизни и здоровья военнослужащих органов фе­деральной службы безопасности и граждан, призванных на воен­ные сборы» от 15 февраля 1999 г. № 572).

Отношения по страхованию регламентируются также прави­лами об отдельных видах страхования, подавляющее большинст­во которых было издано до начала 90-х гг. Министерством финан­сов СССР. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования и в настоящее время, но только по обоюдному согласию сторон.

Основное место в системе комплексного правового института страхования отводится нормам гражданского права. Они регла­ментируют основания возникновения различных страховых пра­воотношений, например, между страхователем и страховщиком, их права и обязанности, закрепляют объекты страхования, преду­сматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству й т.д.

Вместе с тем, заметное место в комплексном правовом инсти­туте страхования отводится и нормам финансового права. Исходя из предмета финансового права, они регулируют отношения по формированию и использованию финансовых ресурсов государст­венных и муниципальных страховых организаций. К их числу сегодня относятся: Российская государственная страховая компа­ния, Московская государственная страховая компания, Военная страховая компания и др. Муниципальные страховые компании также созданы в ряде регионов. Финансовые ресурсы, аккумули­руемые и используемые через финансовые фонды этих организа­ций, являются государственной или муниципальной собственнос­тью.

Таким образом, во-первых, нормы финансового права регули­руют отношения, опосредующие формирование финансовых фон­дов государственных и муниципальных страховых организаций. Формирование этих фондов осуществляется через распредели­тельные (финансовые) отношения, в которые вступает страховая организация. Это отношения по поводу уплаты налогов страховой организацией, сборов, получения средств из фонда социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособнос-

1 БНА. 1998. № 7.

2 БНА. 1999. 14.


§ 1. Понятие страхования как экономической и правовой категорий 303

ти, по беременности и родам и т.д. Только после распределения полученного дохода и параллельно получения средств из фонда социального страхования страховая организация образует свои финансовые фонды. Все вышеназванные отношения регулируют­ся налоговым законодательством, а также правовыми актами о государственных внебюджетных фондах.

Во-вторых, нормами финансового права регулируются и неко­торые отношения по использованию финансовых ресурсов госу­дарственных и муниципальных страховых организаций. Это, в частности, отношения по уплате в бюджет штрафов за налоговые правонарушения, что осуществляется за счет прибыли страховой организации1. Финансово-правовой режим регулирования финан­сов государственных и муниципальных страховых организаций в значительной мере однотипен с финансово-правовым режимом финансов государственных и муниципальных унитарных пред­приятий.

В-третьих, нормами финансового права регулируются отно­шения между государством, его уполномоченными органами и негосударственными страховыми организациями. Осуществление страхования, как отмечалось, обусловлено определенными соци­ально-экономическими потребностями общества. Это ставит перед государством задачи по осуществлению страхования путем образования государственных страховых компаний, а также со­здания условий для функционирования негосударственного стра­хования как вида предпринимательской деятельности. Государ­ство заинтересовано в том, чтобы негосударственные страховые компании привлекали средства населения и организаций для об­разования децентрализованных страховых фондов в целях возме­щения возникающего ущерба от непредвиденных обстоятельств за счет названных фондов, а не бюджетных средств. Следователь­но, государство решает не только задачу создания страховых резе­рвов, но и вовлечения временно свободных средств населения и организаций в денежное обращение, а также получения новых источников налоговых поступлений в бюджет. Достижение на­званных задач возможно только путем осуществления, в частнос­ти: финансового контроля за деятельностью негосударственных страховых компаний; их государственной регистрации и лицен­зирования; запрета осуществлять банковскую, производственную

1 См. ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // ВВС. 1992.№ 11.Ст. 525;СЗРФ. 1999.N» 14.Ст. 1660;№ 18.Ст. 2221.


304 Глава 14. Правовые основы организации страхования в РФ

и торговую виды деятельности; иных методов государственного регулирования. Возникающие при этом отношения являются предметом финансового права. К ним относятся отношения по: установлению нормативов их деятельности; формированию и раз­мещению страховых резервов; осуществлению страхового надзо­ра и др.

Помимо всего отмеченного, комплексный правовой институт страхования включает в себя и финансово-правовые нормы, регу­лирующие отношения по обязательному страхованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: