И муниципальных доходов

Любому государству для осуществления своей деятельности и для выполнения внутренних и внешних функций необходимы де­нежные средства, т.е. доходы.

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспре­деления через различные виды денежных поступлений в собст­венность и распоряжение государства с целью создания финан­совой базы, необходимой для выполнения его задач по осу­ществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов1. В Российской Федерации в связи с существованием местного самоуправления, к государственным доходам примыкают муниципальные до­ходы.

К государственным и муниципальным доходам в РФ отно­сятся:

1. Доходы бюджета (федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ, доходы муниципальных бюджетов);

2. Доходы государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

3. Доходы государственных отраслевых фондов;

4. Доходы отраслевых фондов Правительства РФ;

5. Прочие денежные фонды (государственные и муниципаль­ные).

Центральное место в системе государственных и муниципаль­ных доходов принадлежит доходам бюджетов. Согласно ст. 6 БК РФ, доходы бюджета представляют собой денежные средства, по­ступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответст­вии с российским законодательством в распоряжение органов го-

См. гл. 11 настоящего учебника.


Раздел III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 317

сударственной власти РФ, органов государственной власти субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления.

Правовой базой доходов бюджетов являются БК РФ, НК РФ, ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюд­жете на текущий год, ежегодные законы субъектов РФ о бюдже­тах на текущий год и решения органов местного самоуправления о бюджете на текущий год. Кроме того, неналоговые доходы по­ступают в бюджеты в силу отношений, регулируемых нормами гражданского права. Поэтому правовой базой доходов бюджета является и гражданское законодательство РФ, в частности ГК РФ.

Доходы федерального бюджета ежегодно утверждаются феде­ральным законом о федеральном бюджете, доходы бюджетов субъектов РФ - законами субъектов РФ о бюджете субъектов РФ на текущий год, а муниципальные доходы — постановлениями представительных органов местного самоуправления о ежегодном бюджете муниципального образования.

Весьма важное место в системе государственных доходов отво­дится доходам государственных внебюджетных фондов, которые представляют собой одно из основных звеньев финансовой систе­мы государства.

Внебюджетные фонды - это относительно новое для России явление. Они возникли в начале 90-х гг., но уже имеют свою исто­рию. В настоящее время в Российской Федерации существует три основных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Они образуются вне федерального бюджета, управляются органами государственной власти РФ.

Государственные и муниципальные доходы представляют собой единую систему. Согласно российскому бюджетному зако­нодательству, государственные и муниципальные доходы подраз­деляются на налоговые доходы (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы) и неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в му­ниципальной и государственной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уго-


318 Раздел Ш. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

ловной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образовани­ям, и иные суммы принудительного изъятия, доходы в виде фи­нансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджет­ных кредитов, и др.). Помимо этого к доходам относятся и безвоз­мездные перечисления, которые физические и юридические лица на добровольной основе передают для зачисления в доходы бюд­жетов.

Государственные и муниципальные доходы с точки зрения системы финансового права представляют собой один из его раз­делов1. Он включает в себя налоговое право, являющееся подо­траслью финансового права, а также институт неналоговых дохо­дов государства и муниципальных образований.

О понятии раздела финансового права см. § 5 гл. 1 учебника.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: