Любому государству для осуществления своей деятельности и для выполнения внутренних и внешних функций необходимы денежные средства, т.е. доходы.
Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов1. В Российской Федерации в связи с существованием местного самоуправления, к государственным доходам примыкают муниципальные доходы.
К государственным и муниципальным доходам в РФ относятся:
1. Доходы бюджета (федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ, доходы муниципальных бюджетов);
2. Доходы государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
3. Доходы государственных отраслевых фондов;
|
|
4. Доходы отраслевых фондов Правительства РФ;
5. Прочие денежные фонды (государственные и муниципальные).
Центральное место в системе государственных и муниципальных доходов принадлежит доходам бюджетов. Согласно ст. 6 БК РФ, доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с российским законодательством в распоряжение органов го-
См. гл. 11 настоящего учебника.
Раздел III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 317
сударственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Правовой базой доходов бюджетов являются БК РФ, НК РФ, ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год, ежегодные законы субъектов РФ о бюджетах на текущий год и решения органов местного самоуправления о бюджете на текущий год. Кроме того, неналоговые доходы поступают в бюджеты в силу отношений, регулируемых нормами гражданского права. Поэтому правовой базой доходов бюджета является и гражданское законодательство РФ, в частности ГК РФ.
Доходы федерального бюджета ежегодно утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, доходы бюджетов субъектов РФ - законами субъектов РФ о бюджете субъектов РФ на текущий год, а муниципальные доходы — постановлениями представительных органов местного самоуправления о ежегодном бюджете муниципального образования.
Весьма важное место в системе государственных доходов отводится доходам государственных внебюджетных фондов, которые представляют собой одно из основных звеньев финансовой системы государства.
|
|
Внебюджетные фонды - это относительно новое для России явление. Они возникли в начале 90-х гг., но уже имеют свою историю. В настоящее время в Российской Федерации существует три основных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Они образуются вне федерального бюджета, управляются органами государственной власти РФ.
Государственные и муниципальные доходы представляют собой единую систему. Согласно российскому бюджетному законодательству, государственные и муниципальные доходы подразделяются на налоговые доходы (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы) и неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уго-
318 Раздел Ш. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
ловной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, и др.). Помимо этого к доходам относятся и безвозмездные перечисления, которые физические и юридические лица на добровольной основе передают для зачисления в доходы бюджетов.
Государственные и муниципальные доходы с точки зрения системы финансового права представляют собой один из его разделов1. Он включает в себя налоговое право, являющееся подотраслью финансового права, а также институт неналоговых доходов государства и муниципальных образований.
О понятии раздела финансового права см. § 5 гл. 1 учебника.