Управление запасами на предприятии

Управление производственными запасами (запасами товарно-материальных ценностей) связано с предварительным их разделением на две основные группы: производственные запасы (сырье, материалы, запасные части и др.) и запасы готовой продукции. При этом в каждой группе может быть выделена часть запасов «текущего хранения» – постоянно обновляемая, формируемая на регулярной основе и равномерно потребляемая в процессе производства или ее реализации потребителям – и часть запасов «сезонного хранения» – обусловлена сезонными особенностями закупки сырья, производства продукции или ее потребления.

Для оптимизации размера текущих запасов ТМЦ используются как традиционные методы нормирования производственных запасов, так и ряд аналитических моделей, среди которых наибольшее распространение получила «модель обоснованного размера заказа» Она может быть использована для оптимизации размера как производственных, так и запасов готовой продукции.

Интерпретация модели: предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный целесообразный для него уровень запасов (Q (текущий) + R (страховой)) и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Как только запас истощается, т.е. достигает некоторого заданного уровня безопасности (R) или становится равным нулю, предприятие пополняет запас новыми покупками материальных ресурсов (изготовлением продукции).

Размер пополнения запаса (размер заказа) – Q – зависит от факторов, максимизирующего характера.

Таким образом, размер заказа для j-го материала можно рассчитать по следующей формуле:

Qj = √(2*Vj * zj) / xj, (проверить)

Где Vj – общая потребность в j-ом материале на период в натуральных единицах измерения,

zj – затраты на выполнение одного заказа (одной поставки) по j-му материалу, ден. ед.;

Xj – затраты по хранению единицы запаса j-го материала, ден. ед.

Если общую потребность на период в j-ом материале (Vj) разделить на размер заказа по данному материалу, получим число заказов, которые необходимо произвести за период. Время между двумя заказами (продолжительность цикла заказа) определяется делением длительности периода (в днях, декадах, месяцах) на число заказов.

При ритмичной работе предприятия данную модель можно использовать практически для любого компонента текущих активов или для запасов, имеющих наибольший удельный вес в составе оборотных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: