Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

В структуре российской финансовой системы государственные и муниципальные внебюджетные целевые денежные фонды являются ее самостоятельным звеном.

Целевые внебюджетные фонды используются для реализации финансовой политики государства и муниципальных образований. Они представляют собой обособленные по целевому использованию финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, используемые для решения их задач и функций. Источниками их формирования являются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), добровольные платежи, а в случаях, прямо предусмотренных законом, ассигнования из бюджета и пр.

В БК РФ (ст. 143 – 150) закреплены состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, состав их доходов и расходов.

В соответствии с п. 2 ст. 144 БК РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:

1) бюджет Пенсионного фонда РФ;

2) бюджет Фонда социального страхования РФ;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов (п. 1 ст. 145 БК РФ).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов предусмотрены ст. 146 БК РФ. Так, в бюджет Пенсионного фонда РФ подлежат зачислению следующие доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии; взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ; доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления; межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления (п. 1 ст. 146 БК РФ).

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 147 БК РФ).

Фонды организуют исполнение соответствующего бюджета, контролируют использование его средств.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе формировать региональные и муниципальные внебюджетные фонды. Их создание должно оформляться решениями соответствующих органов власти и местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

Обеспечение хранения средств государственных внебюджетных фондов относится к функции Банка России.

Средства Фонда обязательного страхования образуются за счет (ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования»:

- страховых взносов работодателей; страховых взносов ИП, добровольных взносов физ и юр лиц, доходов от инвестирования части временно свободных средств в государственные ценные бумаги, во вклад и т.д.

Расходы:

- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения на территории РФ и СНГ, аналогичных которым нет в РФ, лечебное питание, оплата проезда к месту лечения и обратно, участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.

Также данным фондом осуществляются выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве на основании ФЗ «125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с законом о федеральном бюджете формирует доходы бюджета фонда за счет следующих источников: налоги, подлежащие зачислению в его бюджет, суммы неимки, пени, штрафов по взносам в фонд, средства бюджета, передаваемые в фонд на определенные цели (обязательное медицинское страхование неработающего населения, дополнительная диспансеризация работающих граждна и т.д.).

Средства фонда расходуются на:

- финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого медицинскими организациями

- предоставление кредитов страховщикам

- организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования

- иные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: