Принцип единства кассы (ст.38, 215.1 БК РФ)

По сути своей, полнота отражения доходов и расходов обеспечивается реализацией принципа единства кассы.

Это один из основополагающих принципов для надлежащего исполнения бюджета.

Этот принцип означает зачисление всех кассовых поступлений (поступлений на счет) и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Есть законодательное исключение из этого принципа – операции по исполнению бюджета за пределами РФ (за пределами субъекта РФ и за пределами МО) и операции с валютой.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта, бюджет муниципальный – есть у каждого счета в ЦБ: туда поступают все денежные средства, и оттуда же и уходят.

Мы должны видеть, как у нас формируются доходы и как производятся расходы.

Ст.215.1 БК РФ предусматривает, что органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов. Что значит кассовое обслуживание? Они списывают, зачисляют средства. Они делают то же самое, что и банки делают в отношении денежных средств своих клиентов.

А кто осуществляет непосредственное исполнение бюджета? Сами органы. Они принимают властные решения.

Мы даем указания нашему банку на осуществление операций, а банк делает кассовые операции. Вот так же и в ситуации с ФК.

ПКС от 15.12.2006 №10 – конституционность положения ст.215.1 БК РФ в части предоставления федеральному казначейству полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней. Де, это нарушает права субъекта РФ на распоряжение средствами. КС сказал, что субъекты РФ не лишены таких прав, а то, что кассовые операции совершают органы ФК, справедливо для надежности управления публичными финансами, для прозрачности бюджетного процесса, для равенства субъектов РФ при осуществлении полномочий в сфере государственных финансов.

Законодатель федеральный предусмотрел возможность для недотационных субъектов заключить соглашение с органами ФК и производить кассовое обслуживание самостоятельно (финансовым органом субъекта РФ).

В смысле осуществления кассового обслуживания, возникали вопросы (Определение ВС от 29.01.2002 №67-Г02-1, Президиум ВАС от 25.10.2005 №7322/05). В условиях кассового обслуживания органами ФК (ст.155 и ст.156 БК – это полномочия ЦБ). Кассир казначейства – это ЦБ. Счета ФК должны открываться на счетах ЦБ. Но БК говорит, что такие счета могут быть открыты на счетах коммерческого банка, если на территории соответствующей нет подразделения ЦБ.

Высшие судебные инстанции, оценивая заключение договора с коммерческим банком публично-правовыми образованиями, сказали, что это не соответствует БК, нарушая принцип единства кассы.

В связи с этим, подобного рода договоры, заключенные между МО и банками (или субъекты РФ и банки) (ПКС от 17.06.2004 №12-П по ст.155 и ст.156 БК РФ – про счета ФК в ЦБ), признаются ничтожными.

В сбербанке открывали счет для выплаты наличных денежных средств. Со счета в ЦБ у ФК безналичные расчеты. И ФК для выплаты зарплат заключило договор со сбербанком.

Суд сказал, что средства, поступающие на спорный счет, являлись доходом бюджета, следовательно, счет является счетом бюджета.

Итак, сегодня в любом случае все денежные средства должны находиться в органах ЦБ на счетах органов ФК.

Ситуации, когда на территории субъекта РФ нет подразделения ЦБ, уже отсутствуют, а значит, ст.155 и ст.156 (про открытие счетов в коммерческих банках) фактически применяться не могут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: