Метод финансового права и его специфика

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, посколь­ку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимо­отношений.

Метод финансово-правового регулирования — это обусловлен­ная публичностью и финансовой значимостью совокупность специ­фических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержа­нию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

Таким образом, задачей методологии финансового права является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов относительно регулиро­вания финансово-правовых институтов.

Понятие метода финансового права -это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной отрас­ли права на отношения финансовой сферы.

Методология финансового права обусловлена регулируемы­ми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децен­трализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюд­жетных фондов, финансов предприятий и т. д.

в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод.

Императивный метод воздействия на финансовые отношения представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-зап­реты и обязывающие нормы.

Императивный (властный) характер финансовой деятельно­сти государства присущ в силу того, что государство самостоя­тельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов. В процессе финансовой деятельности перио­дически возобновляются, повторяются и моделируются факти­ческие ситуации, осуществляются реализация правового статуса субъектов финансового права, регулирование, охрана, устойчи­вость и изменение общественных отношений финансовой сфе­ры.

Особенностью проявления метода властных предписаний в финансовом праве следует считать расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами.

Очевидно, что в финансовом праве преобладает метод импе­ративного регулирования, которому характерны предписания и, запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функциониро­вания всего государства в целом. Действительно, содержание значительной части норм финансового права составляют влас-теотношения.

Именно выражение фи­нансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

Таким образом, императивный метод правового регулирова­ния представляет собой не просто специфический способ воз­действия на общественные отношения относительно государ­ственного (муниципального) права собственности на централи­зованные и децентрализованные денежные фонды, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отра­женных в сфере имущественного регулирования.

Преобладание в финансовом праве императивных методов правового воздействия не исключает возможность управляемой стороны влиять на принятие решения управляющей стороной. Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает применение согласительных проце­дур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.

Развитие Российской Федерации в новых экономических и государственно-политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного метода правового воздействия на Финансовые отношения. Диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, поэтому его «проникновение» в сферу финансового права свидетельствует о допустимости законодате­лем в некоторой степени сочетания частных и публичных инте­ресов. Безусловно, в силу специфики финансового права на­званный метод не является аналогом способа правового регули­рования гражданских отношений. Относительно публичной финансовой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права извест­ной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

Диспозитивные начала проявляются и в межбюджетных от­ношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений. Так, нормативы финансо­вых затрат на предоставление государственных услуг и нормати­вов минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ по согласованию с субъектами РФ (ст. 132 БК РФ). В равной степени субъекты РФ и муниципальные об­разования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации (п. 2 ст. 102 БК РФ).

Проявление относительной диспозитивности наблюдается и в регулировании БК РФ отношений в сфере государственных и муниципальных кредитных отношений

Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных фи­нансово-правовых норм. В современных условиях способ реко­мендаций приобретает новую актуальность и наиболее ярко показывает обусловленность финансовой деятельности федера­тивным устройством государства.

В финансовом праве метод диспозитивности носит услов­ный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных инте­ресов. Согласование каких-либо условий финансовой деятель­ности возможно только в случаях, прямо оговоренных финан­совым законодательством. Во многих случаях применение ме­тода согласования, выбора правил поведения предшествует принятию нормативного правового акта или заключению дого­вора (соглашения), нормы которых становятся обязательными для субъектов финансового права. Последующее регулирование согласованных форм финансовой деятельности осуществляется императивным методом.

С помощью методов финансового права осуществляется ре­формирование взаимоотношений субъектов финансового права на основе совокупности или системы целенаправленных средств для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным устройством и публичными потребно­стями общества.

Названные характерные черты методов правового воздей­ствия в сочетании с финансово-правовым механизмом являют­ся основными элементами юридического режима правового ре­гулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образо­ванием в системе российского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: