Методы мобилизации государственных доходов


При функционировании государственных финансов возникают два тесно связанных процесса:

1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур (находит своё выражение в понятии государственных доходов);

2) использование средств на различные государственные потребности (находит свое выражение в понятии государственных расходов).

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные государственные доходы формируются за счёт:

- налоговых поступлений;

- доходов от внешнеэкономической деятельности;

- платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач в государстве.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов - пенсионного, социального страхования, фонда занятости и др.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта, которая на разных этапах и стадиях распределения представлена в разных финансовых формах.

Объектом распределения на государственном предприятии выступает выручка от реализации продукции и такие её составные элементы, как прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления.

В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются: прибыль, зарплата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов.

Объектом госкредитных отношений являются:

- временно свободные финансовые ресурсы предприятия;

- сбережения населения.

Все источники государственных доходов делят на 2 группы:

1. Внутренние (относят национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри государства и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2- Внешние (относят национальный доход и национальное богатство другого государства, если они заимствуются в форме государственных займов).

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственного дохода являются:

- налоги;

- займы;

- эмиссии.

Совокупность всех видов доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение составляет систему государственных доходов.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходов являются государственные займы. Они используются:

1) для покрытия бюджетного дефицита,

2) для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор;

3) в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы (высокий уровень военных расходов, крупные платежи по ранее взятым государственным займам, увеличение государственных расходов, обусловленных растущей социальной программой);

4) для покрытия бюджетного дефицита (на федеральном, областном, местном уровнях);

5) для покрытия расходов государственных предприятий (финансирование капитальных вложений, направленное на модернизацию предприятий, обновление и расширение материально-технических благ (путём реализации общественного займа).

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связаны с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов или выпуск все новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажная и кредитная эмиссия, если они не связаны с потреблением хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.


Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: