double arrow

Характеристика финансово-правовых санкций.


Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет со­бой форму реагирования государства на нарушение законода­тельства, регулирующего порядок аккумулирования, распределе­ния и использования государственных и муниципальных денеж­ных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финан­сового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой ме­ханизма правового регулирования отношений, складывающих­ся в процессе публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи­нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб­людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу­альном порядке.

В финансовом праве применяются санкции, которые извест­ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще­ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так­же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера­ций по счетам в кредитных организациях).

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых право­отношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финан­сово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воз­действия на правонарушителя с целью общей и частной превен­ции. Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

1) правовосстановитвлъные санкции, реализация которых на­правлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, на принудитель­ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ­ства;

2) карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, предусмотренные ст. 116—118, 124—129 НК РФ, носят карательный характер, остальные санкции, предус­мотренные НК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носят боль­шинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюд­жетного законодательства.

Размеры финансовых санкций предусматриваются специаль­ными статьями нормативных правовых актов отраслевого зако­нодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денеж­ная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджет­ных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между со­бой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д. ,* ,

Несмотря на различные способы исчисления, все финансо­вые санкции имеют общую юридическую природу и характер­ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс­киваются только в судебном порядке и в законодательно уста­новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос­новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу­ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В некоторых случаях финансовое законодательство предус­матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало­говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч­ку по уплате санкции.

Нарушение финансового законодательства неминуемо при­чиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрали­зации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя. Следовательно, кроме сан­кций в виде штрафов финансово-правовой механизм охраняет­ся и другими способами.

В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей финансового законодательства используется пеня. Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового за­конодательства, можно считать законную неустойку, применя­емую в гражданско-правовых отношениях.

Наибольшее распространение пеня как разновидность фи­нансово-правовых санкций получила в налоговом праве.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Анализ финансового законодательства позволяет сделать вывод, что пеня является мерой юридической ответственности и содержит необходимые признаки последней:

условия применения и механизм взыскания пени установле­ны законодательством;

основанием применения пени выступает нарушение финан­сового законодательства;

пеня является следствием совершения финансового право­нарушения и связана с реализацией санкции финансово-право­вой нормы;

взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;

уплата начисленной пени означает добровольную реализа­цию финансово-правовой (налоговой) обязанности;

взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.

Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе­ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

а) основанием штрафной ответственности является соверше­ние финансового правонарушения, правильная его квалифика­ция, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основани­ем правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необхо­димости государственно-властное принуждение к их исполне­нию;

б) штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также мо­гут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонару­шением, может быть подсчитана достаточно точно;

в) взыскание штрафа является результатом правоохранитель­ной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонару­шитель может самостоятельно, без вмешательства государствен­ных органов.

В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финан­сово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру­гими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим­ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.


Сейчас читают про: