double arrow

Понятие и характеристика финансового контроля.

Контроль — это правовая конструкция, призванная обеспе­чить строгое и неукоснительное исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Сущность и назначение контроля со­стоят: в наблюдении за деятельностью подконтрольного субъек­та; в получении объективной и достоверной информации о со­стоянии законности и дисциплины на нем; в выявлении при­чин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законнос­ти и дисциплины. Финансовый контроль является способом организации обратных связей, благодаря которым государствен­ные или муниципальные органы получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.

Установление контроля за финансовой деятельностью явля­ется одним из направлений финансовой политики государства. Государственный и муниципальный финансовый контроль осу­ществляется в целях реализации финансовой политики и в та­ком качестве он имеет несколько аспектов.

Во-первых, государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственно­го управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятель­ности участников финансовых правоотношений в целях пре­дотвращения или выявления нарушений норм права.

Во-вторых, государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой стадию конкретных управленчес­ких действий государства. Так, установив правило подачи физи­ческими лицами налоговой декларации, государство в лице на­логовых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.

В-третьих, государственный и муниципальный финансовый контроль — это форма обратной связи в системе финансово-правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

В-четвертых, государственный и муниципальный финансо­вый контроль представляет собой способ поддержания право­порядка в финансовой сфере, так как он направлен на обеспе­чение соблюдения норм финансового права.

С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте государственный и муниципальный финан­совый контроль — это совокупность мер государственного регули­рования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопас­ность России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

В узком аспекте государственный и муниципальный финан­совый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных упол­номоченных органов за законностью и целесообразностью дей­ствий в процессе аккумулирования, распределения и использо­вания денежных фондов государства и муниципальных образо­ваний в целях эффективного социально-экономического развития страны.

Финансовый контроль, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансо­вом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой дея­тельности. Поскольку финансовый контроль является разновид­ностью государственного контроля, он несет в себе все сущност­ные черты последнего. В то же время государственный и муниципальный финансовый контроль имеет некоторые спе­цифические черты, отличающие его от иных направлений кон­трольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и аген­тов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного и муниципального финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятель­ности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сферах, сферах денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.

Цель государственного и муниципального финансового кон­троля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наибо­лее ярко это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансо­вый контроль за законностью распространяется и на соверше­ние финансовых действий (операций), установленных не толь­ко запрещающими нормами. Например, подконтрольными яв­ляются требования о предоставлении органами исполнительной власти, органами местного самоуправления всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля, за­конодательным (представительным) органам, представитель­ным органам местного самоуправления в пределах их компетен­ции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).

Однако целью государственного и муниципального финан­сового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового конт­роля не должно препятствовать или делать невозможным акку­мулирование, распределение или использование денежных фон­дов государства и муниципальных образований.

Выполнение основной цели государственного и муници­пального финансового контроля — обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности — осуществля&гря путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализо­ванных денежных фондов;

обеспечение надлежащего контроля за формированием госу­дарственных доходов и рациональным их использованием;

улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями функций по аккумули­рованию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;

проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством и муниципальными образованиями со стороны орга­низаций и физических лиц;

проверка целевого использования бюджетными получателя­ми и распорядителями выделенных бюджетных средств;

проверка финансовой деятельности предприятий, учрежде­ний, организаций;

проверка осуществления субъектами финансового права де­нежных расчетов и правил ведения кассовых операций;

обеспечение соблюдения правил совершения операций с ва­лютой и валютными ценностями;

пресечение и предупреждение правонарушений в финансо­вой сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: