Базовые концепции финансового менеджмента

Базовые концепции финансового менеджмента: 1) концепция денежного потока; 2) концепция временной ценности денежных средств; 3) концепция компромисса между рисками и доходностью; 4) концепция стоимости капитала; 5) концепция эффективности рынка капитала; 6) концепция асимметричности информации; 7) концепция агентских отношений; 8) концепция альтернативных затрат; 9) концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

1) Концепция денежного потока. Любой хозяйствующий субъект функционирует как некий «черный ящик» для производства денег. То есть как на входе в этот «черный ящик», так и на выходе из него всегда присутствует некая величина денежных средств или распределенный во времени поток денежных средств. Вкладывать средства в этот черный ящик можно только в том случае, если величина денежного потока на выходе превышает величину денежного потока средств на входе и величину всех расходов, связанных с функционированием данного черного ящика. Таким образом, ценность хозяйствующего субъекта определяется теми денежными потоками, которые он способен создавать для своих настоящих или потенциальных владельцев.

2) Концепция временной ценности денежных средств. Временная ценность является объективной существующей характеристикой денежных ресурсов. Согласно данной концепции деньги, которыми обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность. Соответственно время получения денег играет не менее главную роль, чем их величина. Денежные средства, полученные сегодня можно либо потратить на удовлетворение текущих потребностей, либо инвестировать с перспективой получения дохода в будущем. Однако, для того, чтобы оценить целесообразность и величину инвестирования необходимо уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, что осуществляется с помощью дисконтирования денежных потоков.

Неравноценность денежных единиц определятся действием следующих факторов:

1) Инфляция; 2) Риск неполучения ожидаемой суммы. Любой договор, согласно которому, в будущем ожидается поступление средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным, либо исполненным частично; 3) Оборачиваемость. Заключается в том, что денежные средства должны с течением времени приносить доход поставке, которая является приемлемой для владельца средств, т.е. сумма, ожидаемая к получению через некоторое время должна превышать аналогичную сумму которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода. 3) Концепция компромисса между рисками и доходностью. Суть концепции заключается в том, что получение дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между доходностью и риском прямо пропорциональна. Т.е. чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения как полезных, так и негативных результатов. Поэтому данная концепция акцентирует внимание на том, что необходимо при оценке результатов хозяйственной операции детально анализировать риски, связанные с ее осуществлением, а также разрабатывать адекватные меры по их минимизации. В любом случае, в управлении финансами всегда необходимо стремиться к достижению разумного соотношения (компромисса) между доходностью и риском. 4) Теория структуры капитала. Изучение положений данной теории позволяет определить и исследовать все факторы, которые нужно учитывать при принятии решений об источниках финансирования деятельности хозяйствующего субъекта. 5) Концепция эффективности рынка капитала. В условиях рыночной экономики большинство компаний связаны с рынком капитала. Крупные предприятия выступают там, как в роли кредиторов, так и инвесторов, малые предприятия в основном в роли заемщиков. Эффективность рынка капитала понимается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка капитала характеризуется информационной насыщенностью и доступностью информации всем участникам рынка. Предположим, что на рынке находящимся в равновесии появилась информация, что цена акций некоторого предприятия занижена, это приведет к повышению стоимости акций этого предприятия до уровня соответствующего реальной стоимости этих акций. Время, через которое отразится влияние информации на стоимость акций, характеризует эффективность данного рынка капитала. 6) Концепция асимметричности информации. Суть концепции заключается в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, которая недоступна всем участникам рынка. Такую информацию называют асимметричной. Носителями подобной информации чаще всего выступают менеджеры и собственники предприятия. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) будет иметь обнародование этой информации. Практически любой рынок капитала характеризуется наличием асимметричной информации, но чем более этот рынок эффективен, тем меньше на нем асимметричной информации. 7) Концепция агентских отношений. С позиции управления финансами наиболее важными отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и собственниками. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (принципал) передает другому (агенту) свои функции. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия. 8) Концепция альтернативных затрат. Принятие любого решения финансового характера практически всегда связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. В данном случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Альтернативные затраты называемые также ценой упущенных возможностей представляют собой доход, который могло бы получать предприятие если бы предпочло иной вариант использовании имеющихся у него ресурсов (то же самое касается затрат при принятии решений). 9) Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Суть концепции заключается в том, что предприятие однажды возникнув должно существовать вечно, естественно в любой стране ежегодно создается и ликвидируется большое число предприятий, но в рамках этой концепции речь идет не о конкретном предприятии, а о развитии экономики путем создания большого количества конкурирующих между собой предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: