Чистая монополия – это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, в которой нет заменителей.
Характерные черты:
1. Единственный продавец;
3. нет заменителей данного продукта (т.е. товар является уникальным);
4. фирма диктует цену;
5. вхождение в отрасль заблокировано.
Монопольная власть проявляется в сокращении объема продаж, формировании искусственного дефицита, торможении научно-технического процесса, создании искусственных барьеров (патенты, лицензии, криминализация).
Измеритель монопольной власти – индекс Лернера t1=1:Е эластичность спроса на товар. Она возрастает вместе с ростом удельного веса продукции отрасли.
Виды монополий
1.Закрытые монополии (административные) – возникают, если монопольные фирмы защищены законодательно государством (рынок оружия).
2. Открытые монополии – возникает в результате конкуренции.
3. Естественные монополии – когда монополия обусловлена законами производственного цикла.
Чистая монополия определяет объем производства исходя из трех принципов:
|
|
- издержки;
- спрос;
- максимизация прибыли.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:
1. Стимулирование предпринимательства
2. Развитие конкурентных начал
3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
Промонопольная политика государства носит поддерживающий монополии характер. Такое отношение к монополистам связано с необходимостью поддержания предприятий имеющих значение для национальной экономики в целом и для социальной жизни общества в частности. Это те сферы экономики, где имеется приоритет развития крупной фирмы по сравнению с развитием конкуренции и это даёт значительный социальный эффект.
Однако в большинстве свеем возникновение монополий имеет негативный для развития рыночной экономики характер, в этой связи большое внимание уделяется выработке и реализации антимонопольной политики государства.