Расходы страховой организации
Виды расходов
В ходе своей деятельности страховщик несет определенные расходы, связанные с предоставлением страховой защиты.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и(или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В зависимости от целей управления страховой организации и составления бухгалтерской отчетности расходы классифицируются по следующим признакам (табл. 29.1):
• по отношению к основной деятельности (связанные со страховыми операциями или не связанные с ними);
• по времени осуществления (последовательности финансирования);
• по целевому назначению (содержанию операций).
По отношению к основной деятельности, согласно ПБУ 10/99, расходы страховой организации подразделяются на следующие виды:
|
|
• расходы от обычных видов деятельности;
• расходы от прочей деятельности.
Таблица 29.1. Классификация расходов страховой компании
Вид расходов | Классификация расходов | ||
по отношению к основной деятельности | по целевому назначению | по времени осуществления | |
Расходы на ведение дела, в том числе: административно-хозяйственные | Непосредственно не связанные со страхованием | Опосредующие ведение договора | В процессе ведения договора |
Комиссионное вознаграждение | Связанные с проведением страховых операций | Подготовка и заключение договора | По заключении договора |
Расходы на рекламу | Непосредственно не связанные со страхованием | То же | До заключения договора |
Расходы на подготовку бланков | Связанные с проведением страховых операций | То же | То же |
Отчисления в страховые резервы | То же | Исполнение договора | В процессе ведения договора |
Расходы по перестрахованию | То же | То же | То же |
Расходы по инвестициям | Непосредственно не связанные со страхованием | То же | То же |
Страховые выплаты | Связанные с проведением страховых операций | То же | При наступлении страхового случая |
В свою очередь, расходы от прочей деятельности, так же как и доходы, подразделяются на следующие виды:
• операционные расходы;
• внереализационные расходы;
• чрезвычайные расходы.
Расходы, связанные со страховыми операциями
Основной статьей расходов страховой организации, связанных с исполнением договоров страхования и сострахования, являются страховые выплаты (оплаченные убытки). В случаях досрочного прекращения или изменения договоров страхования и сострахования страховая организация несет расходы, связанные с возвращением страхователям страховых премий и выплатой выкупных сумм.
|
|
При проведении операций по перестрахованию страховщик несет затраты в виде перечисления взносов по рискам, переданным в перестрахование, возмещения доли убытков по рискам, принятым в перестрахование, уплаты комиссионного вознаграждения и тантьемы.
Следующая по значимости статья расходов – это отчисления в страховые резервы, предназначенные для исполнения обязательств по договорам страхования в будущем. Кроме того, страховая организация образует резервы для финансирования предупредительных мероприятий, на формирование которых также производит отчисления.
Ведение страхового бизнеса сопровождается соответствующими административными расходами. У страховщика они называются расходами на ведение дела. Эта группа расходов составляет значительную долю в общей сумме расходов страховой организации. В составе расходов на ведение дела выделяются затраты, имеющие место на любом другом предприятии, и расходы, отражающие специфику страховой деятельности. К этой группе расходов относятся прежде всего расходы на ведение дела, необходимые для осуществления страховых операций:
• комиссионные и брокерские вознаграждения;
• затраты на оплату труда работников страховой организации, занятых оформлением документации по договорам страхования, и связанные с ними отчисления на социальные нужды;
• амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых при осуществлении операций по договорам страхования;
• оплата услуг экспертов, сюрвейеров, медицинских учреждений;
• оплата услуг по предоставлению статистических данных.