Социологические исследования СМИ

Теоретические и эмпирические исследования СМИ, их цели и задачи, особенности и взаимосвязь. Исследования СМИ как вида бизнеса и как социального института, маркетинговый и социологический подходы. Основные направления и проблематика теоретических и эмпирических исследований. Организация исследований, виды исследовательских центров. Стандартизированные (синдицированные) и специальные исследования. Собственные редакционные исследования. Процедура эмпирического исследования, ее основные этапы.

http://www.refoman.ru/c/48/ref/3151/index1.1.html

Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

Фомичева. Социология СМИ

социология включает в себя специальную социологическую теорию данной объектной области и эмпирические исследования. В теоретическом исследовании социологи оперируют понятиями (концептами), категориями, т.е. обобщенными абстрактными объектами. А в эмпирическом — имеют дело с конкретными явлениями, или объективными и субъективными фактами — проявлениями поведения и сознания людей, продуктами их деятельности.

Для журналистов факт — событие. А для социологов факт — это «совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т.п. (вот где главное расхождение: журналист противопоставляет, и для своих задач он в этом прав, факт и мнение. Для социолога мнение — тоже факт, но субъективный.); совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной»; наконец «в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия».

I. По целям исследования делятся на разведывательные, описательные и аналитические. В этом ряду выделяют и экспериментальные, которые отличаются от других тем, что здесь исследователи активно вмешиваются в изучаемую ситуацию, вводят в нее так называемые экспериментальные переменные (характеристики), с тем чтобы наблюдать их воздействие.

1. К разведывательным исследованиям относят те, в которых берутся за выявление слабоизученных объектов или характеристик. Так, например, сегодня крайне мало известно, что думают люди по поводу необходимости и целесообразности своего участия в коммуникациях, в том числе — по каналам Интернета. Выявление вариантов отношения к этому имеет смысл начать с небольшой выборки, возможно — с нескольких фокус-интервью. А далее можно было бы перейти к описательному исследованию, скорее всего методом массового опроса.

2. Описательное исследование, по определению, ставит целью выявить и описать частоту распределения тех или иных характеристик в изучаемом массиве или их вариаций. Например, в результате такого исследования могут быть получены статистические факты, какова средняя частота чтения конкретных газет в различных группах населения.

3. Аналитическое исследование нацелено на выявление статистических (совместное присутствие признаков) или причинно-следственных связей между явлениями, характеристиками объектов. Оно дает объяснение происходящего, устанавливает имеющие место в жизни закономерности.

II. По тесноте связи с практикой исследования делятся на теоретико-прикладные и прикладные(в американской традиции — академические и коммерческие).

1. Прикладные непосредственно обслуживают нужды практики. Так, рейтинговые исследования, т.е. те, в которых устанавливается величина аудитории конкретных каналов, передач, составляют сегодня подавляющее большинство в сфере социологии СМИ.

2. Теоретико-прикладные исследования нацелены на постижение социальных закономерностей — устойчивых, повторяющихся связей между явлениями и процессами. Как правило, они выполняются на государственные или поступающие от различных фондов гранты.

Практически все эмпирические исследования в социологии — выборочные, т.е. проводятся на части объектов, а не на всей их совокупности. Суть задачи выборочного исследования состоит в том, чтобы по части можно было судить о целом. То множество объектов, о котором хотят получить в исследовании новое знание, называется генеральной совокупностью, или универсумом.

III. Методы сбора данных:

1. наблюдение, может быть явным (открытым) или скрытым для наблюдаемых; включенным (с участием наблюдателя) и невключенным. Различают также наблюдение в естественных и специальных (лабораторных) условиях.

2. вопросно-ответную форму (опрос),

3. изучение документов.

4. экспериментальный метод и тестирование. исследования могут быть разделены на стандартные, заказные/эксклюзивные и собственные редакционные. Их проведение предполагает разный состав участников, неодинаковую структуру процедуры (содержание и количество этапов), несовпадающие ресурсы.

- стандартные исследования - медиаметрия. Регулярные исследования по международным стандартам начали проводиться в России с 1992 г. силами французской кампании «Mediametrie» и английской «MediaMonitoring» (с 1994 г. — «Russian Research»). Через год к ним присоединились российские фирмы «ВЦИОМ-Медиакарта», «КОМКОН-2», НИСПИ, Фонд «Общественное мнение» и «V-Ratuo».

- Эксклюзивные заказные исследования -опросы-омнибусы (по названию одного из ранних видов общественного транспорта). Преимущество исследований такого рода: каждый заказчик оплачивает только свои несколько вопросов, поэтому расходы доступны многим, особенно получение распределения ответов на заказанные вопросы в целом по массиву опрошенных.

- собственные редакционные. Такие исследования могут проводиться силами медиаорганизаций по ряду причин: отсутствие средств на оплату заказных, опасение распространения нежелательной информации, в том числе среди конкурентов, и желание самим понять то, что интересует. Наконец, в руках у печатной прессы есть инструмент для проведения опроса: анкета в газете, а у журналистов интернет-СМИ — электронные связи в Сети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: