Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожи­даемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финан­совой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1) увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

2) определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

3) обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог­нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внут­ренних и внешних факторов;

4) определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки раз­личных вариантов развития организации, отдельной админист­ративно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения опреде­ленных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методически­ми подходами: 1) в рамках первого подхода прогнозирование ве­дется от настоящего в будущее на основе установленных причин­но-следственных связей; 2) при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движе­ния от будущего к настоящему, когда развертывается и исследует­ся цепь возможных событий и меры, которые необходимо при­нять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административ­но-территориальной единицы и страны в целом.

В процессе финансового прогнозирования для расчета фи­нансовых показателей используются такие специфические мето­ды, как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы.

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производ­ственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усред­ненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и матема­тическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от про­фессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозиро­вание может быть достаточно точным, однако' экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объек­тивности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесто­ров, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер, как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового прогнозирования раз­личаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой ин­формации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше свя­занные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью ин­формации.

Результатом финансового прогнозирования является состав­ление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бу­дущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возмож­ность рассмотреть различные варианты развития финансов, нап­ример при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

На общегосударственном и территориальном уровнях финан­совые прогнозы составляются в форме перспективного финансо­вого плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муни­ципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный финансовый план — документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федера­ции, муниципального образования и содержащий данные о прог­нозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, прив­лечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осу­ществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разра­батываемых реформ, программ, законов; определение среднес­рочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевре­менные разработка и принятие соответствующих корректирую­щих мер. В настоящее время ставится задача, чтобы перспектив­ный финансовый план стал основой для формирования ежегод­ных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупнен­ным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспектив­ного финансового плана носят расчетный характер и использу­ются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — период, на кото­рый прогнозируются результаты реализации предложенной госу­дарственной (региональной, муниципальной) финансово-эконо­мической политики. Перспективный финансовый план, исход­ной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономичес­кого развития России, субъекта РФ, муниципального образова­ния, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 г.

Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых пла­нов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово-экономической поли­тики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз фор­мирования и использования финансовых ресурсов органов госу­дарственной власти и местного самоуправления, субъектов хо­зяйствования в рамках конкретной административно-территори­альной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социаль­но-экономического развития, формирование финансовых ре­зервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении про­екта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов форми­руются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизаци­онных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (стра­ны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций ос­новные источники средств, направляемых на развитие производ­ства (капитальные вложения) и осуществление социальных прог­рамм, и не включает денежные средства населения.

С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы поз­воляют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, прини­маемых органами государственной власти в отношении финан­совой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образо­ваний.

Баланс построен по методу двойной записи — доходы и расхо­ды, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел — Доходы, II раздел — Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление до­ходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового ба­ланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ре­сурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ре­сурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза со­циально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по рест­руктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюдже­ты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отноше­ний, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой по­мощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить инди­катором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из феде­рального или регионального бюджета.

В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расхо­ды, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расче­тов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отра­жаются расходы, осуществляемые на территориях администра­тивно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соот­ветствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При опре­делении объема и направлений расходов принимается во внима­ние порядок, закрепляющий определенные обязательства (пол­номочия) за конкретным уровнем государственной власти или местного самоуправления в соответствии с действующим законо­дательством.

В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация за­работной платы и материальных затрат.

Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне состав­ляется в форме сводного финансового баланса. Его основные по­казатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Прези­дента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ при­веден в табл. 4.2.

Таблица 4.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: