Организация бухучета. Организация бухучета может быть:
централизованной – первичные документы поступают в бухгалтерию, где осуществляются все учетные операции и составляется бухгалтерская отчетность;
децентрализованной – бухгалтерия ведет главную книгу и составляет бухгалтерский отчет, остальные бухгалтерские операции там, где совершаются факты хоз. деятельности.
В бухгалтерии имеются группы:
ü Расчетная – выполняют все расчеты, связанные с з/п;
ü Материальная – учитывают поступления, расходование и хранение основных средств и материальных ценностей;
ü Производственно-калькуляционная – учитывают затраты на производство и рассчитывают себестоимость и размер незавершенного производства;
ü Финансовая – учет денежных средств и расчеты с юридическими и физическими лицами;
ü Общая – ведение главной книги и составление бух. отчетности.
Ведение бухучета регламентируется законом о бухучете и рядом положений. Вся ответственность за организацию бухучета лежит на руководителе, который может вести учет сам, организовать подразделение, поручить учет сторонней организации или физическому лицу, заключив с ними договор. Руководитель обязан осуществлять контроль за учетной работой. Для этого он может обратиться в аудиторскую фирму или к независимому аудитору или организовать подразделение внутреннего аудита.
Аудит: обязательный и инициативный. Обязательным аудиторским проверкам подлежат организации: АО, кредитные и страховые, организации, уставной капитал которых состоит на 30% и более из взносов иностранных граждан и юридических лиц. Проводится обязательно раз в год перед публикацией годовой бух. отчетности. Инициативный аудит может проводится по инициативе собственника или руководителя предприятия, чтобы быть уверенным в правильности бухучета и отчетности. Внутренний аудит осуществляется финансов и налогов.
Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности только руководителем предприятия и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за учетом хозяйственных операций, движением имущества, денежных средств и обязательств, несет ответственность перед руководителем за методику бухучета, за предоставляемую финансовую и статистическую отчетности в установленные адреса и сроки, формирует информацию для руководителей всех звеньев (уровней), совместно с руководителем подписывает документы по приему и выдаче товароматериальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хоздоговор. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц. Если главный бухгалтер считает, что хозяйственная операция нарушает договорную или финансовую дисциплину, наносит ущерб, совершается с нарушением с законодательства, то он представляет ее на рассмотрение руководителю, который принимает решение под свою ответственность. В случае несогласия с руководителем главный бухгалтер должен потребовать письменное распоряжение.
Организация аналитической работы. Для всех видов анализа существуют общие процедуры:
1 этап. Составление плана анализа.
2 этап. Выбор источников информации и контроль ее достоверности.
3 этап. Систематизация информации и ее аналитическая обработка.
4этап. Обобщение результатов и документальное оформление. Конкретные предложения.
5 этап. Внедрение рекомендованных мероприятий и контроль за их реализацией.
Аналитическую работу на предприятии осуществляют экономические и технические службы. Основная работа ведется в бухгалтерии, т.к. бухучет – основной источник информации. Внешний анализ проводят пользователи информации. Составной частью аналитической работы является аудиторская проверка.






