Вопрос 9. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии

Организация бухучета. Организация бухучета может быть:

централизованной – первичные документы поступают в бухгалтерию, где осуществляются все учетные операции и составляется бухгалтерская отчетность;

децентрализованной – бухгалтерия ведет главную книгу и составляет бухгалтерский отчет, остальные бухгалтерские операции там, где совершаются факты хоз. деятельности.

В бухгалтерии имеются группы:

ü Расчетная – выполняют все расчеты, связанные с з/п;

ü Материальная – учитывают поступления, расходование и хранение основных средств и материальных ценностей;

ü Производственно-калькуляционная – учитывают затраты на производство и рассчитывают себестоимость и размер незавершенного производства;

ü Финансовая – учет денежных средств и расчеты с юридическими и физическими лицами;

ü Общая – ведение главной книги и составление бух. отчетности.

Ведение бухучета регламентируется законом о бухучете и рядом положений. Вся ответственность за организацию бухучета лежит на руководителе, который может вести учет сам, организовать подразделение, поручить учет сторонней организации или физическому лицу, заключив с ними договор. Руководитель обязан осуществлять контроль за учетной работой. Для этого он может обратиться в аудиторскую фирму или к независимому аудитору или организовать подразделение внутреннего аудита.

Аудит: обязательный и инициативный. Обязательным аудиторским проверкам подлежат организации: АО, кредитные и страховые, организации, уставной капитал которых состоит на 30% и более из взносов иностранных граждан и юридических лиц. Проводится обязательно раз в год перед публикацией годовой бух. отчетности. Инициативный аудит может проводится по инициативе собственника или руководителя предприятия, чтобы быть уверенным в правильности бухучета и отчетности. Внутренний аудит осуществляется финансов и налогов.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности только руководителем предприятия и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за учетом хозяйственных операций, движением имущества, денежных средств и обязательств, несет ответственность перед руководителем за методику бухучета, за предоставляемую финансовую и статистическую отчетности в установленные адреса и сроки, формирует информацию для руководителей всех звеньев (уровней), совместно с руководителем подписывает документы по приему и выдаче товароматериальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хоздоговор. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц. Если главный бухгалтер считает, что хозяйственная операция нарушает договорную или финансовую дисциплину, наносит ущерб, совершается с нарушением с законодательства, то он представляет ее на рассмотрение руководителю, который принимает решение под свою ответственность. В случае несогласия с руководителем главный бухгалтер должен потребовать письменное распоряжение.

Организация аналитической работы. Для всех видов анализа существуют общие процедуры:

1 этап. Составление плана анализа.

2 этап. Выбор источников информации и контроль ее достоверности.

3 этап. Систематизация информации и ее аналитическая обработка.

4этап. Обобщение результатов и документальное оформление. Конкретные предложения.

5 этап. Внедрение рекомендованных мероприятий и контроль за их реализацией.

Аналитическую работу на предприятии осуществляют экономические и технические службы. Основная работа ведется в бухгалтерии, т.к. бухучет – основной источник информации. Внешний анализ проводят пользователи информации. Составной частью аналитической работы является аудиторская проверка.





double arrow
Сейчас читают про: