• Невербальная коммуникация
“Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первому (Эмерсон).
Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его (например, поддержка человеку, выраженная словесно, подчеркивается прикосновением к нему, пожиманием руки, объятием)
• Неречевое сообщение противоречит речевому (вы говорите собеседнику, что заинтересованы в его вопросе, а сами зеваете, смотрите в сторону, думаете о своих проблемах)
• Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. (Собеседнику говорят “о погоде”, а на речевом уровне происходит коммуникация, касающаяся отношений между этими людьми).
Виды выразительной невербальной коммуникации
Мимика и визуальный контакт
• Выражение лица
• Динамичность выражения лица
• Улыбка
• Направление взгляда
• Частота взгляда
• Выражение глаз
2. Проксемика. Пороксемика исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, а положение относительно них и ориентацию в пространстве.
Позы и жесты (кинесика – движение тела)
• Под движениями понимают перемещения в пространстве всего тела, а под жестами -движения различных частей тела. Позы отражают состояние человека и его отношение к происходящему.
Паралингвистические особенности невербального общения
• Громкость и высота звука
• Темп речи
• Ритм речи
• Пауза
• Интонация
Интерактивная сторона общения
Действие – главное содержание общения.
Описывая его, мы чаще всего используем термины действия: «он на меня давил; он подстроился под меня;
Типы взаимодействия.
Сетка Томаса
Конкуренция | Сотрудничество |
Игнорирование | Приспособление |
Особенности стратегий
Принуждение Девиз: «Сильный всегда прав»
/соперничество
Цель: победить, навязав партнеру свои условия
Высокая активность в отстаивании собственной позиции. Игнорирование интересов партнера. Недоверие партнеру. Требования уступок от партнера в качестве условия продолжения переговоров. Использование угроз, манипулирование.
Компромисс Девиз: «Лучше полбулки, чем ничего»
Цель: получение минимально приемлемого для обеих сторон
результата
Активность в поиске варианта примирения позиций. Сужение угла зрения на интересы сторон и варианты решения. Выдвижение требования взаимных уступок как нормы переговорного процесса. Ориентация на скорое решение проблем.
Уход Девиз: «Проблема решится сама собой»