Тема14. Инновации и инновационная деятельность

Инновации выступают фактором увеличения эффективности производства, повышения конкурентоспособности продукции и организаций.

Инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта.

Инновации отличаются научно-технической новизной своих объектов, коммерческой реализуемостью, зависимостью от жизненного цикла изделий; производственной применимостью; экономической эффективностью (прибыльностью); уникальностью новшеств, направленных на обеспечение конкурентоспособности продукции и организации.

Выделяют следующую классификацию инноваций.

1. По объекту (областям применения) различают:

- продуктовые инновации, которые связаны с разработкой и внедрением в производство новых товаров;

- процессные инновации, связанные с внедрением новых производственных методов, включая методы передачи продуктов;

- организационные инновации, связанные с реформированием организационных структур, внедрением прогрессивных форм организации производства;

- управленческие инновации;

- информационные инновации;

- социальные инновации и иные.

2. В зависимости от широты распространения инновации подразделяются на: глобальные (например, Интернет); транснациональные, межотраслевые, отраслевые (например, в радиоэлектронной промышленности переход от кассетных магнитофонов к лазерным проигрывателям); локальные.

3. По степени значимости:

- базовые (пионерные), предполагающие применение нового продукта, который коренным образом меняет технологический уклад;

- принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технической системы, смена поколений техники;

- улучшающие, направленные на усовершенствование технологий, товаров;

- псевдоинновации – это модернизация или рационализация средств труда, товаров, направленная на частичное их улучшение.

4. По месту использования: инновации в производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.) и непроизводственной сфере (образование, наука и т.д.).

5. По масштабам применения: единичные, массовые.

6. По причинам возникновения: стратегические (обеспечивающие конкурентные преимущества), адаптивные (обеспечивающие приспособление к изменившимся условиям и выживание организации).

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка. При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности организации необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация.

Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услу­ги) конкретным потребителем.

Наиболее характерными показателями нововведений явля­ются абсолютная и относительная новизна новшества, при­оритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности и экологической безопасности.

Инно­вационная деятельностьохватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.

Необходимость развития инновационной деятель­ности организаций объясняется внешними и внутрен­ними мотивами. Внешними мотивамиявляются:

- необходимость адаптации организации к динамично меняющимся условиям внешней среды;

- изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансо­вой политике;

- совершенствование потребительских предпочтений и дина­мика рынков сбыта, определяющих давление спроса на рынках;

- активизация конкурентов;

- конъюнктурные колебания на рынках;

- структурные отраслевые изменения;

- появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, определяющих давление предложения на рынках.

Внутренними мотивамиинновационной деятельности организации являются:

- необходимость повышения конкурентоспособности организации и ее продукции (работ, услуг);

- обеспечение экономической безопасности и финансовой устойчивости;

- максимизация получения прибыли в дол­госрочном периоде.

Развитие инновационной деятельности организации зави­сит от следующих факторов: материально-технических, кадровых, научно-теоретических, информационных, организационно-управленческих, рыночных, экономических, финансовых.

Инновационная деятельность организации по разработке, освоению и коммерциализации новшеств включает:

- проведение научно-исследовательских и конструктор­ских работ по разработке идей новшества: проведение лабора­торных исследований, изготовление образцов новой продук­ции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья и материалов для изго­товления новых видов продукции; разработку нового технологического процесса изготовле­ния новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение об­разцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

- разработку и внедрение новых организационно-управлен­ческих решений, направленных на реализацию новшеств; исследование, разработку или приобретение необходи­мых информационных ресурсов и информационного обеспече­ния инноваций;

- проведение работ или приобретение необходимой доку­ментации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций на рынок;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Совокупность технологических, управленческих и экономи­ческих методов, обеспечивающих разработку, создание, внед­рение и коммерческую реализацию нововведений, представля­ет собой инновационную политику организации. Ее цель – пре­доставить организации существенные конкурентные преиму­щества и, в конечном итоге, увеличить реализацию новой продукции и повысить рентабельность про­изводства.

На основе инновационной политики организации ежегодно формируют инновационную программу,представля­ющую собой комплекс намеченных к реализации инновацион­но-инвестиционных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления.

Инновационная деятельность организаций осуществляется на основе научных и научно-технических программ и иннова­ционных проектов.

Научные исследования являются основой для формирова­ния инновационной стратегии организации, где первостепен­ное значение придается ориентации результатов исследования на рыночные потребности.

Стратегия инновационного развития предполагает решение следующих задач: повышение научно-технического уровня производства; рациональное использование всех видов имеющихся ре­сурсов; обеспечение рентабельности хозяйственной деятельнос­ти и стабильного финансового состояния; поддержание конкурентных преимуществ организации на рынках сбыта продукции.

Экономический эффектот инновационной деятельности, то есть от реализации инновации, может быть выражен в приросте прибыли, объемов реализации продукции; снижении себестоимости, экономии ресурсов (материальных, трудовых, финансо­вых), улучшении качества продукции, решении социальных проблем и др.

Инновационная инфраструктура – это система институтов (организаций и учреждений), обеспечивающих через определен­ные формы, методы и мероприятия поддержку инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных функциональных блока: 1) специализи­рованные организации поддержки и обслуживания инновацион­ных организаций. Это организации информационного, финан­сово-экономического обеспечения; экспертизы; сертификации, патентования и лицензирования наукоемкой продукции; подго­товки и переподготовки кадров; лизинговые центры; консульта­ционные службы; фирмы специализированных услуг (бухгалтер­ские, аудиторские, рекламные и др.); технологические посредни­ки; 2) центры «выращивания» (создания) специализированных организаций (бизнес-инкубаторы); 3) зоны инновационного предпринима­тельства (научные и технологические парки).

Инновационная политика государстваявляется частью соци­ально-экономической политики, выражающей отношение го­сударства к научно-технической и инновационной деятельнос­ти. Она предусмат­ривает выработку конкретных механизмов, способствующих созданию благоприятных правовых, экономических и финан­совых условий для активизации инновационной деятельности и коммерциализации ее результатов.

Элементами механизма государственного регулирования инновационной деятельности являются:

- создание законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности и обеспечение охраны прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности;

- определение приоритетов научно-технического и инноваци­онного развития и координация инновационной деятельности;

- прямое участие государства в финансировании научных исследований и инноваций за счет бюджета;

- увеличение вневедомственного конкурсного финансиро­вания инноваций через научные фонды и развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;

- формирование инновационной инфраструктуры и созда­ние благоприятных условий для деятельности как государ­ственных, так и частных инновационных организаций;

- введение налоговых, таможенных и кредитных льгот для поддержки инновационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: