Инновации выступают фактором увеличения эффективности производства, повышения конкурентоспособности продукции и организаций.
Инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта.
Инновации отличаются научно-технической новизной своих объектов, коммерческой реализуемостью, зависимостью от жизненного цикла изделий; производственной применимостью; экономической эффективностью (прибыльностью); уникальностью новшеств, направленных на обеспечение конкурентоспособности продукции и организации.
Выделяют следующую классификацию инноваций.
1. По объекту (областям применения) различают:
- продуктовые инновации, которые связаны с разработкой и внедрением в производство новых товаров;
- процессные инновации, связанные с внедрением новых производственных методов, включая методы передачи продуктов;
- организационные инновации, связанные с реформированием организационных структур, внедрением прогрессивных форм организации производства;
- управленческие инновации;
- информационные инновации;
- социальные инновации и иные.
2. В зависимости от широты распространения инновации подразделяются на: глобальные (например, Интернет); транснациональные, межотраслевые, отраслевые (например, в радиоэлектронной промышленности переход от кассетных магнитофонов к лазерным проигрывателям); локальные.
3. По степени значимости:
- базовые (пионерные), предполагающие применение нового продукта, который коренным образом меняет технологический уклад;
- принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технической системы, смена поколений техники;
- улучшающие, направленные на усовершенствование технологий, товаров;
- псевдоинновации – это модернизация или рационализация средств труда, товаров, направленная на частичное их улучшение.
4. По месту использования: инновации в производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.) и непроизводственной сфере (образование, наука и т.д.).
5. По масштабам применения: единичные, массовые.
6. По причинам возникновения: стратегические (обеспечивающие конкурентные преимущества), адаптивные (обеспечивающие приспособление к изменившимся условиям и выживание организации).
Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который охватывает следующие фазы: выход на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка. При обосновании управленческих решений по развитию инновационной деятельности организации необходимо учитывать, на какой стадии находится инновация.
Инновации различаются уровнем новизны и коммерческим успехом. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова и обозначает использование данного товара (услуги) конкретным потребителем.
Наиболее характерными показателями нововведений являются абсолютная и относительная новизна новшества, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности и экологической безопасности.
Инновационная деятельностьохватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.
Необходимость развития инновационной деятельности организаций объясняется внешними и внутренними мотивами. Внешними мотивамиявляются:
- необходимость адаптации организации к динамично меняющимся условиям внешней среды;
- изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;
- совершенствование потребительских предпочтений и динамика рынков сбыта, определяющих давление спроса на рынках;
- активизация конкурентов;
- конъюнктурные колебания на рынках;
- структурные отраслевые изменения;
- появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, определяющих давление предложения на рынках.
Внутренними мотивамиинновационной деятельности организации являются:
- необходимость повышения конкурентоспособности организации и ее продукции (работ, услуг);
- обеспечение экономической безопасности и финансовой устойчивости;
- максимизация получения прибыли в долгосрочном периоде.
Развитие инновационной деятельности организации зависит от следующих факторов: материально-технических, кадровых, научно-теоретических, информационных, организационно-управленческих, рыночных, экономических, финансовых.
Инновационная деятельность организации по разработке, освоению и коммерциализации новшеств включает:
- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества: проведение лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; разработку нового технологического процесса изготовления новой продукции;
- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
- разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
- проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций на рынок;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Совокупность технологических, управленческих и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание, внедрение и коммерческую реализацию нововведений, представляет собой инновационную политику организации. Ее цель – предоставить организации существенные конкурентные преимущества и, в конечном итоге, увеличить реализацию новой продукции и повысить рентабельность производства.
На основе инновационной политики организации ежегодно формируют инновационную программу,представляющую собой комплекс намеченных к реализации инновационно-инвестиционных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления.
Инновационная деятельность организаций осуществляется на основе научных и научно-технических программ и инновационных проектов.
Научные исследования являются основой для формирования инновационной стратегии организации, где первостепенное значение придается ориентации результатов исследования на рыночные потребности.
Стратегия инновационного развития предполагает решение следующих задач: повышение научно-технического уровня производства; рациональное использование всех видов имеющихся ресурсов; обеспечение рентабельности хозяйственной деятельности и стабильного финансового состояния; поддержание конкурентных преимуществ организации на рынках сбыта продукции.
Экономический эффектот инновационной деятельности, то есть от реализации инновации, может быть выражен в приросте прибыли, объемов реализации продукции; снижении себестоимости, экономии ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), улучшении качества продукции, решении социальных проблем и др.
Инновационная инфраструктура – это система институтов (организаций и учреждений), обеспечивающих через определенные формы, методы и мероприятия поддержку инновационной деятельности и инновационного предпринимательства. Она включает три основных функциональных блока: 1) специализированные организации поддержки и обслуживания инновационных организаций. Это организации информационного, финансово-экономического обеспечения; экспертизы; сертификации, патентования и лицензирования наукоемкой продукции; подготовки и переподготовки кадров; лизинговые центры; консультационные службы; фирмы специализированных услуг (бухгалтерские, аудиторские, рекламные и др.); технологические посредники; 2) центры «выращивания» (создания) специализированных организаций (бизнес-инкубаторы); 3) зоны инновационного предпринимательства (научные и технологические парки).
Инновационная политика государстваявляется частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической и инновационной деятельности. Она предусматривает выработку конкретных механизмов, способствующих созданию благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и коммерциализации ее результатов.
Элементами механизма государственного регулирования инновационной деятельности являются:
- создание законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности и обеспечение охраны прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности;
- определение приоритетов научно-технического и инновационного развития и координация инновационной деятельности;
- прямое участие государства в финансировании научных исследований и инноваций за счет бюджета;
- увеличение вневедомственного конкурсного финансирования инноваций через научные фонды и развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
- формирование инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий для деятельности как государственных, так и частных инновационных организаций;
- введение налоговых, таможенных и кредитных льгот для поддержки инновационной деятельности.