Сущность понятия «инвалид» в его историческом развитии

В разных странах и на каждом историческом этапе в понятие "инвалидность" вкладывали разный смысл.

Для того чтобы проанализировать положение в обществе лиц с ограниченными возможностями необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными последствиями оборачиваются те или иные патологии здоровья.

Восприятие человеческим обществом инвалидов, немощных и искалеченных недугами людей прошло длительный исторический путь от их физического уничтожения, неприязни к зарождению и развитию простейших форм помощи и милосердия, формированию системы государственного и общественного призрения, обеспечения глубоко обоснованной научной концепции по интеграции лиц с ограниченными возможностями во все сферы жизни, создания безбарьерной среды и социальной защиты.[34;3].

До начала правления Петра I социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающихся со стороны частных лиц и церкви. Основные виды помощи страждущим были связаны с княжеской защитой и попечительством. С IX века создаются различные больничные учреждения при монастырях. С середины XVI века впервые формируется идея оказания помощи нуждающимся. Первые формы государственных служб по уходу занемощны­ми в России появились лишь в период правления Иоанна Грозно­го. В XVII веке структура русской армии продолжает совершенствоваться. При Михаиле Романове совершенствуется помощь раненным. Соборное Уложение 1649 года регламентировало уход военнослужащих по старости, болезни. Также продолжает совершенствоваться помощь увечным и их семьям при Алексее Михайловиче[63;24].

В переводе с латинского, "инвалид" (invalidius) означает слабый, немощный [40;27].

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности.

Также он внес значительный вклад в создание системы государственного призрения, который впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других нуждающихся.Вопросам государственного призрения были посвящены многие указы русского императора. Система государственного призрения Петра I включала в себя несколько принципов: осуждение и запрещение нищенства; запрещение раздачи милостыни профессиональным нищим; задержание и преследование нищих; определение мер собственно призрения и обязанностей по призрению.

Существенные дополнения в эту систему были внесены в период правления Екатерины II, когда впервые были созданы специализированные типы благотворительных заведений. Прежде госпитали нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными. И только в последней четверти XVIII века в нашей стране сформировались так называемые чистые типы благотворительных заведений: сиротских домов и детских приютов, богаделен и домов для неизлечимо больных, больниц; домов работных, смирительных и для умалишенных[56;16].

Позднее, в условиях промышленной революции, положившей начало капитализму и ознаменовавшей собой переход к новым формам труда, социальная помощь основывается, в основном, на принципах общественного призрения филантропического характера.

Со второй половины XIX в. термин «инвалид» стал распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны.

Свод законов Российской империи от 1893 года устанавливал постоянные и единовременные пособия некоторым категориям нетрудоспособных, в основном тем, кто много лет прослужил на государственной службе.

В результате первой мировой войны возникает объективная необходимость максимального использования трудовых ресурсов и концепция общественного призрения впервые уступает место идеям систематизации внимания к больным и инвалидам, необходимости обеспечения больных и инвалидов относительной экономической самостоятельностью.

К 1917 году в России действовали тысячи государственных и благотворительных заведений.

Дальнейшая историческая судьба России была связана с социалистической революции и отмечена принятием ряда положений об обеспечении инвалидов.

Начало формирования социалистической системы социальной помощи инвалидам в Российской Федерации положено 1 ноября 1917 г., когда было обнародовано Правительственное сообщение о социальном страховании, согласно которому пенсия инвалидов увеличивалась с 1 января 1917 г. на 100% за счёт пенсионного фонда. Социальное обеспечение осуществлялось целиком за счёт средств государственного бюджета[63;34].

С установлением советской власти главным и определяющим субъектом в разработке государственной политики и оказании со­циальной помощи нуждающимся становится государство. В 1918 г. произошло закрытие всех благотворительных учреждений и обществ, ломка всех систем благотворительности, в том числе был полно­стью ликвидирован институт монастырской и церковно-приходской благотворительности как идеологически несовместимый с мо­нополией воинствующего атеизма и диктатуры пролетариата. Но­вая государственная политика, прежде всего, была направлена на предоставление инвалидам материального обеспечения в виде пен­сий и разнообразных пособий, сначала — увечным воинам, а поз­же — при всех видах потери трудоспособности, при наступлении инвалидности.

В 1921 году ввели «рациональную» классификацию инвалидности по шести группам. В 1923 году введена новая классификация – вместо шести групп стали выделять три:

-к I группе относились лица, утратившие полностью трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе;

-ко II группе причислялись утратившие полностью способность к профессиональному труду как по своей, так и по какой бы то ни было другой профессии;

-к III группе – нетрудоспособные к систематическому труду по своей профессии в обычных условиях работы для этой профессии, но могущие использовать свою остаточную трудоспособность[62;37].

В 1930-е гг. начали создаваться кассы общественной взаимопо­мощи колхозников. На эти кассы возлагались функции оказания раз­личной помощи лицам, которые утратили свою трудоспособность.
В этот период начала создаваться сеть домов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, развивалась сис­тема специализированных образовательных учреждений для лиц с нарушениями здоровья, росло количество учебно-производствен­ных мастерских и производственных предприятий органов социального обеспечения, обществ взаимопомощи слепых и глухих.
Важным направлением социально-медицинской работы периода Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реа­билитация раненых, возвращение к производственной деятельно­сти инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов. Отдель­ными функциями патронажа, оказанием помощи на дому инва­лидам занимались работники здравоохранения, органов социаль­ного обеспечения, общества Красного Креста и Красного Полу­месяца.

После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия "инвалид", относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности. Так, под инвалидностью стали понимать нарушение трудоспособности[56;19].

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, где провозглашено равноправие всех членов человеческого сообщества.

В 1975 г ООН была принята Декларация прав инвалидов, в котором говорится: «инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьёзность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста[2].

Первые принципы защиты детей-инвалидов начинают формироваться только со второй половины ХХ века. Первым актом, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году Декларации прав ребёнка, в которой говорится, что ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния[3].

Еще один важный международный документ, касающийся детей инвалидов – Конвенция о правах ребенка 1989 года, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью.

В 1990 г. Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон "Об основных началах социальной защищённости инвалидов СССР".

Согласно Закону, инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Несмотря на свою декларативность, эти документы содержали весьма прогрессивные идеи, главная из которых – перенос центра тяжести с пассивных форм поддержки на реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. В случае реализации эти подходы могли бы существенно изменить положение инвалидов. Дальнейшие события 1991 г. резко изменили социально-экономическое и политическое положение России.

Кардинальные изменения в государственной политике в отношении инвалидов предполагались в связи с принятием в 1995 г. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон вобрал в себя все прогрессивные нормы социальных законов зарубежных стран и международных документов.

В отличие от действующей до этого времени Инструкции по определению групп инвалидности от 1956 г. новым Положением определено признание лица инвалидом, учитывая комплексную оценку состояния его здоровья и степень ограничения жизнедеятельности.

В данном документе впервые целью государственной политики провозглашена не помощь инвалиду, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Сформулирована новая цель государственной политики в отношении инвалидов, определены новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов[63;45].

Согласно данному законодательству, инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [9].

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью[9].
В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности.

Наличие инвалидности устанавливается в результате медико-социальной экспертизы, которая проводится соответствующими федеральными государственными учреждениями: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы («Федеральное бюро МСЭ»), главными бюро медико-социальной экспертизы («главные бюро МСЭ») или бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах («бюро МСЭ»), являющимися филиалами главных бюро.

Экспертиза, как правило, проводится по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь. В направлении указывается информация о состоянии здоровья пациента, а также о результатах проведенных реабилитационных мероприятий. Направление также может быть выдано органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения, если у гражданина есть соответствующие медицинские документы.

В случае если указанные организации отказали в направлении на медико-социальную экспертизу, они обязаны выдать справку, на основании которой гражданин или его законный представитель имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно.

Специалисты бюро МСЭ проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения, которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности для установления инвалидности.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Понятия «ребенок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» – это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид» [9].

Ребенок-инвалид – ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом или умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями и следствиями травм[9].

На сегодняшний день инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающийся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных сферах. [19;26]

Современные представления об инвалидности можно разделить на медицинскую и социальную. Согласно медицинской точки зрения, под инвалидностью акцентируется диагноз органической патологии или дисфункции. Инвалиду приписывается статус больного, человека с тяжелыми физическими увечьями, человека с недостаточным интеллектуальным развитием. Далее делается вывод о необходимости их исправления, определяется методика работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать.

Социальная модель инвалидности рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно данной модели, инвалидность является социальной проблемой. Инвалидов рассматривают как притесняемую группу, это общество делает людей инвалидом. Социальная модель инвалидности указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. При этом не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства[63;23].

Таким образом, в понятие «инвалид» на каждом историческом этапе вкладывали разный смысл. Но всё же на каждом этапе инвалидами считались лица с отклонениями от нормы организмом, которые нуждаются в особом внимании как со стороны государства, так и со стороны общества.

На сегодняшний день инвалидность представляет собой ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: