В основе не лежит никакой психологической теории. Основное предположение: «у каждого человека есть хвост», человек будет поступать на новом рабочем месте так, как он поступал в подобных ситуациях раньше.
Принцип «STAR» – «звезда»: интервьюер должен задавать такие вопросы, чтобы кандидат выдал ему «звезду» или «треугольник»,
§ Situation/Task (ST) – те ситуации, в которых он ранее оказывался на работе;
§ Action – те действия, которые он делал или не делал, что он говорил или молчал на работе;
§ Result – последствия его действий и бездействий для его коллег и бизнеса.
Кандидаты способы выдать три типа звёзд:
· Полные;
· Неполные (где отсутствует хотя бы один элемент). Нужно задавать уточняющие вопросы, чтобы «достроить» звезду;
· Ложные. Вроде бы, кандидат ответил, но конкретной информации мы не получили.
o Неясные ответы («я всегда уделяю внимание клиентам, поэтому большинство из них оставались довольными»);
o Личное мнение («мой энтузиазм поддерживал всех остальных сотрудников в это трудное для нас время»);
o Теоретические рассуждения («если бы…», «когда я буду…», «в такой ситуации я бы…»).
Основные проблемы поведенческого собеседования:
· Неприменимо к кандидатам без опыта работы;
· Не учитывает, что кандидат может меняться, приобретать опыт.
Ситуационное собеседование
Основное предположение: намерения (цели) человека являются прямым предварительным показателем его поведения.
Особенности ситуационного собеседования:
§ Разработка ситуаций, с которыми человек может столкнуться на рабочем месте;
§ Оценка ответов на ситуационные вопросы.
(для примера смотри слайды про навыки тайм-менеджмента)
Справки/запросы
Получить информацию, подтверждающую или расширяющую информацию о том, что сказал кандидат: либо от самого кандидата, либо от кого-либо ещё. Бывают письменные запросы или по телефону/личной встречи.
Идут уточняющие вопросы об обязанностях, ответственности. Рекомендуется в конце задать вопрос: «Взяли бы вы его вновь, если бы он рассматривался, как кандидат?»
На западе есть целый скрытый язык HR-специалистов, который, с одной стороны, даёт неплохую характеристику, но между строк даёт установку, что с кандидатом лучше не связываться.
Эффективность методов отбора
Прогностическая достоверность методов отбора:
· Графология – 0,01;
· Астрология – 0,01;
· Свободное собеседование – 0,15;
· Структурированное собеседование – 0,35;
· Личностные тесты – 0,45;
· Профессиональные тесты – 0,50;
· Центры оценки персонала – 0,65.