Погрузочно-транспортные машины

Погрузочно-доставочные машины состоят из следующих элементов: шарнирно сочлененной несущей рамы; пневмоколесного механизма передвижения со всеми ведущими мостами; дизельного двигателя с системой нейтрализации отработавших газов или электрического двигателя с кабельным, кабельно-троллейным, аккумуляторным или троллейно-аккумуляторным питанием; системы управления, обеспечивающей движение машины вперед или назад без разворота (по челноковой схеме).

  Рис.49. Погрузочно-доставочная машина с грузонесущим ковшом

Сборочные единицы погрузочно-доставочной машины с грузонесущим ковшом (рис.49) смонтированы на шарнирно сочленен­ной раме, состоящей из передней 1 и задней 2 полурам, соединенных между собой двойным шарниром 3 и опирающейся на пневмошинные колеса 4. На передней полураме 1 расположен погрузочно-несущий орган, состоящий из ковша 5, стрелы 6, рычажного механизма и силовых гидроцилиндров 7 (один для подъема стрелы и два для поворота ковша). На задней полураме 2 расположены дизельный или электрический двигатель, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа, механизм поворота машины 8.

Доставочные машины (типа ПД), оборудованные дизельным приводом с водяным охлаждением и комбинированной очисткой отработавших газов, используют при длине транспортирования 50-400 м и площади поперечного сечения выработок от 6 до 14 м2.

Машины имеют высокую маневренность и способны преодолевать уклоны до 18°, захватывать и транспортировать скальную абразивную горную массу с коэффициентом крепости до 18 и крупностью отдельных кусков до 800 мм. Для работы предусмотрены основной и сменный ковши: основной рассчитан на погрузку горной массы плотностью в разрыхленном состоянии 2 т/м3, сменный предназначен для меньшей или большей плотности.

Погрузочно-транспортные машины с ковшом и кузовом (типа ПТ), оснащенные пневмоприводом, применяют при проходке выработок и реже – на очистных работах при длине транспортирования 30-100 м.

Автосамосвалы используют в сочетании с различными погрузочными установками: погрузочными машинами с нагребающими лапами, экскаваторами, ковшовыми колесными погрузчиками, вибропитателями. Оптимальная длина транспортирования автосамосвалами до 700 м, максимальная до 3000 м, минимальная площадь поперечного сечения выработок 16-20 м2. Большая длина транспортирования позволяет уменьшить число блоковых рудоспусков и транспортных заездов. В определенных условиях автосамосвалами транспортируют руду от забоев до околоствольного двора, а иногда и на поверхность рудника. Рекомендуется совместное использование автосамосвалов и погрузочно-доставочной машины с грузонесущим ковшом, при этом машина выполняет роль погрузчика (рис.50), или колесного ковшового погрузчика грузоподъемностью 8 т и более.

Самоходные вагоны с донным скребковым конвейером применяются при машинной отбойке калийных руд в сочетании с проходческим комбайном и бункером – перегружателем для доставки руды из камеры от комбайнового комплекса до блокового конвейера (рис.51).

 
 

Рис.50. Комплекс самоходного транспортного оборудования

1 – автосамосвал; 2 – погрузочно-доставочная машина

 
 
 
 
 


Рис.51. Проходческий комплекс в забое при добыче руды

1 – скребковый конвейер; 2 – перегружатель; 3 – самоходный вагон;

4 – бункер-перегружатель; 5 – проходческо-добычной комбайн

За рубежом погрузочно-доставочные машины с ковшом выпускают фирмы «Атлас-Конко» (Швеция), «Кавасаки» (Япония), «Эймко» (США), «Тамрок» (Финляндия) и др.

Погрузочно-транспортные машины с погрузочным ковшом и грузонесущим кузовом используются для проведения подготовительно-нарезных выработок и на очистных работах при небольшой производительности и длине доставки не более 100 м. В России выпускаются два типоразмера этих машин – ПТ-4 и ПТ-6. Привод машин – пневматический с питанием по шлангу.

В машине ПТ-4 ковш, закрепленный на шарнирной рукояти, поднимается пластинчатой цепью от лебедки с планетарным редуктором и пневматическим двигателем. Кузов машины разгружается опрокидыванием назад от пневмоцилиндра, при этом одновременно откидывается задний борт кузова. Для амортизации ударов рукояти при разгрузке ковша в кузов в передней части машины установлены отбойные рессоры.

Все колеса в машинах этого типа являются ведущими. Остановку машины производят отключением пневмодвигателей, а торможение – противовключением. Разворот машины осуществляют за счет вращения колес каждого борта в разные стороны.

Из-за низкого КПД пневмопривода, наличия шланга питания пневмопривода, низкой маневренности машины, небольшой длины транспортирования и высоких эксплутационных расходов погрузочно-транспортные машины этого типа не получили широкого распространения в горной промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: