Транспортные машины

Автосамосвалы с дизельным или электрическим двигателем и опрокидным кузовом широко применяются на рудниках при отработке месторождений полезного ископаемого мощностью свыше 4 м с пологозалегающими пластами.

Подземный автосамосвал (рис.52), состоит из одноосного тягача 1, соединенного с ним шарнирной системой 2 полуприцепа 3 с самосвальной разгрузкой назад, осуществляемой гидроцилиндрами 4.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.52. Подземный автосамосвал МоАЗ –6401-9585

В большинстве подземных автосамосвалов грузонесущий кузов при разгрузке опрокидывается силовыми гидроцилиндрами, например, в автосамосвалах для опрокидывания кузова под углом до 65° применяются телескопические трехзвенные гидроцилиндры с последовательным выдвижением звеньев.

Колесная формула автосамосвалов МоАЗ (Могилевский автомобильный завод, Республика Беларусь) – 4 ´ 2. Первая цифра указывает общее число колес, вторая – число приводных колес. Дизельный двигатель снабжен каталитической и жидкостной системами очистки отработавших газов. Гидромеханическая трансмиссия выполнена с автоматической блокировкой гидротрансформатора, т.е. при заблокированном гидротрансформаторе передача работает как обычная механическая. Автоматическое включение блокировки осуществляется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя при изменении дорожных условий. Гидромеханическая реверсивная коробка передач обеспечивает четыре скорости движения вперед и четыре – назад, что позволяет использовать автосамосвал при движении по челноковой схеме.

За рубежом самоходные машины с электрическим и дизельным приводом изготавливают фирмы «Зальцгиттер» (Германия), «Джой» (США) и др.

Наиболее современная конструкция автосамосвала – модель ТОРО-35Д фирмы «Сандвик-Тамрок» (Финляндия) с колесной формулой 4 ´ 4. В нем использован 12-цилиндровый дизельный двигатель с турбонагнетателем и промежуточным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия с блокировкой гидротрансформатора и полностью закрытые многодисковые тормоза мокрого трения с электрическим замедлителем обеспечивают высокую безопасность эксплуатации автосамосвала.

За рубежом разработаны и эксплуатируются дизель-троллейвозы и троллейно-аккумуляторные автосамосвалы. Дизель-троллейвозы снабжены дизельным и электрическими приводами. При движении по выработкам автосамосвал перемещается с помощью электропривода, питаемого от троллея, подвешенного к кровле выработки или к забою, а перемещение на короткие расстояния осуществляется с помощью дизельного двигателя.

Фирма «Кируна Трак» (Швеция) разработала троллейно-аккумуляторный подземный автосамосвал грузоподъемностью 50 т.

При движении в забое в местах погрузки-разгрузки автосамосвал отключается от троллея, после чего электроэнергия автоматически подается от аккумулятора к тяговым электродвигателям, встроенным во все колеса машины. Аккумулятор емкостью 158 А·ч, состоящий из 14 батарей, расположен на раме машины в отсеке между передними колесами. От энергии аккумулятора автосамосвал с грузом 50 т может перемещаться по горизонтальной выработке длиной до 100 м, а в аварийных ситуациях до 2 км.

Ha троллейно-аккумуляторном автосамосвале установлен компьютер, с помощью которого осуществляется контроль и регулирование основных узлов электросхемы, контроль подачи электроэнергии, зарядки аккумулятора, скорости движения и электрического торможения машины.

Отечественные самоходные вагоны согласно ти­пажному ряду имеют грузоподъемность 5, 10, 15, 20 и 25 т.

Воронежским заводом горно-обогатительного оборудования серийно выпускается вагон шахтный самоходный 5ВС-15М. Он состоит из самоходного шасси со всеми ведущими и управляемыми колесами, электропривода бортовых колес, кузова с донным скребковым конвейером, электропривода конвейера и системы управления. Скорость движения вагона без груза на горизонтальном участке составляет 9 км/ч, вместимость без дополнительных бортов 8,6 м3, а с бортами 11 м3, максимально преодолеваемый уклон 150 ‰.

Донный скребковый конвейер имеет две пластинчатые цепи. Привод конвейера состоит из двухскоростного электродвигателя и редуктора с карданным валом. Кузов с донным конвейером установлен на раме ходовой части шарнирно и поджимается двумя гидроцилиндрами, обеспечивающими перемещение кузова по высоте и разгрузку на последующие транспортные средства.

Устойчивость вагона и надежное сцепление всех колес с неровной почвой выработки обеспечивается за счет жесткого сцепления заднего моста и балансирной подвески переднего моста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: