Как самостоятельно изучать Библию

Оглавление

"Когда-нибудь нежданно ты увидишь..." (вместо вступления)

Предисловие

Вступление

Глава 1. Правильный подход

Глава 2. Рассматривая детали - видеть целое

Глава 3. Исследуя детали - найти путеводную нить

Глава 4. Постановка вопросов

Глава 5. Толкование Писания

Глава 6. Самопроверка

Глава 7. Поэзия, притчи, пророчества

Глава 8. Друтие методы

Приложение. Студент, рыба и профессор Агазис

"Когда-нибудь нежданно ты увидишь..."

(вместо вступления)

Эта строчка для названия взята из стихотворения Эдварда Флипа, которое вы сможете прочитать в подстрочном переводе на 116-й странице этой книги. Что же можно неожиданно для себя увидеть?

Мы с вами живём во времена, когда личностью человека пытаются завладеть (и небезуспешно) с помощью лозунгов и реклам. Мы живём во времена настоятельных советов, которые дают все кому не лень. Нас уговаривают читать ненужные нам книги, подписываться на скучные газеты и вступать в добровольную пожарную дружину. И вот мы читаем, смотрим, храним, вступаем. Но жизнь наша, несмотря на обещания, к лучшему не изменяется. А сейчас ещё появилось множество книг-рекомендаций, которые обучают вас, как всё делать самому. Как самому построить дом или лодку, как научиться варить и держать себя в обществе, как научиться играть на гитаре и говорить на языке хинди, как научиться стать хорошей женой, или мужем. Но никто из людей не может научить человека: как стать счастливым. Не на мгновенье, на день, на год, а как быть счастливым всегда, всю жизнь. Собственно говоря, вся история человечества и состоит из постоянных поисков счастья. Некоторые люди находили и находят его, но большинство поисков заканчивались неудачами. Я сказал: никто из людей не может научить, как нам стать счастливыми. Это верно, никто из людей, но этому может научить Бог. Среди миллионов книг есть одна, автор которой Творец, Бог. Это - Библия, иначе говоря - Слово Божье. В ней Бог рассказывает человеку, как стать счастливым. Речь идёт не о том счастье, которое сияет на лицах после покупки "Жигулей", импортного видеомагнитофона или выигрыша в лотерее. Там рассказывается о том абсолютно полном духовном счастье, которое возникает в человеке, когда он прикасается к Богу и открывает тайну своей жизни. Вот и мы, дорогой читатель, предлагаем вам книгу-рекомендацию: "Как самостоятельно изучать Библию". И очень хочется верить, что она станет для вас тем ключом, который откроет дверь в великий мир Библии, где находится радость познания Бога, где сам Христос советует вам: "Исследуйте Писания".

Хотя Уильям Линкольн пишет, что предназначал данный труд для людей уже верящих в то, что Библия - Слово Божье, мы надеемся, что его книга будет интересна и неверующим людям, которые в своих духовных поисках нуждаются в поддержке и совете.

И потому очень хочется верить, дорогой читатель, что когда-нибудь нежданно ты увидишь... Бога.

Михаил Моргулис

Предисловие

В 1951 году, в то время, когда я служил пастором в Энглевудской баптистской церкви, в штате Нью-Джерси, мне предложили по совместительству преподавать в Северо-восточном библейском колледже. В 1956 году я оставил должность пастора и решил посвятить все свое время делу подготовки молодежи, решившей вступить на путь служения Слову Божьему. Сначала я преподавал церковную историю и греческий язык, а затем и другие предметы. Среди них был курс под названием "Как изучать Библию".

Сам я окончил умеренно консервативную богословскую семинарию и решил посвятить свою жизнь проповеди Библии, За время моего обучения в Библейской семинарии в Нью-Йорке я по-настоящему полюбил Слово Божие. Я очень благодарен нескольким сотрудникам нашего факультета и особенно доктору Эмилю Вернеру и доктору Роберту Трейну, много мне помогавшим. Когда меня попросили преподать студентам курс толкования Библии, я решил, что буду стараться вызвать у них интерес к самостоятельному изучению Священного Писания, как это делали мои преподаватели - доктор Вернер и доктор Трейн.

В 1952 году доктор Трейн опубликовал книгу под названием "Методика изучения Библии" и мы стали пользоваться ею как учебным пособием в нашем колледже. На протяжении двадцати лет преподавательской работы я постоянно был озабочен тем, как убедить молодежь, учащуюся в библейских колледжах, не удовлетворяться получением библейских истин только из вторых рук. Результатом этих стараний и явилась настоящая книга.

В дополнение к вышесказанному мне хочется выразить особую признательность за постоянную поддержку моему коллеге, декану Северо-восточного колледжа Джеймсу Кэлему. На протяжении многих лет мы совместно проводили среди студентов старших курсов семинары по методам изучения Библии и совместно обсуждали возможность написания книги. К сожалению, загруженность административной работой не позволила Кэлему принять участие в написании такой книги. Вместо этого он великодушно заменил меня на посту преподавателя в течение одной из летних сессий, дав мне тем самым возможность закончить эту книгу.

Я также хочу выразить благодарность госпоже Елене Уонг за ее помощь в перепечатывании этого труда и господину Чарльзу Айронсу за окончательную корректировку книги.

Выпуская эту книгу в свет, я искренне молюсь о том, чтобы наша молодежь училась не только пониманию Библии, но и любви к Слову Божьему. Ведь это самое важное.

Вступление

Представьте себе такую ужасную картину. Однажды вы возвратились домой в 10 часов 45 минут вечера. В то время как вы открывали дверь, вами овладело какое-то страшное предчувствие. Наконец, вы открыли дверь, зажгли свет и... о, ужас! В доме полный разгром! Ящики выдвинуты, их содержимое разбросано по полу, а мебель сдвинута со своих мест. Переходя из комнаты в комнату, вы с недоумением задавали один и тот же вопрос: "Что же случилось с Бароном? Почему он не лаял и почему он не прогнал грабителей? Куда он, наконец, вообще исчез?" Вы нашли его, он лежал между кухней и кладовкой, его голова была разбита жестоким ударом. Любимая ваша овчарка погибла на своем посту, а ведь она была настоящим членом вашей семьи на протяжении последних пяти лет!

Как только вы немного пришли в себя, вы бросились к телефону, чтобы позвонить в полицию. Встревоженный, но тихий голос спросил ваше имя, адрес и что случилось, а затем с ноткой власти сказал: "Офицеры полиции будут у вас через несколько минут. Пожалуйста, ничего не трогайте руками!"

Почему последнее было сказано с особой настойчивостью? В конце концов, разве не следовало бы хоть немного навести порядок до прихода важных гостей? Ведь повсюду такой беспорядок! Вы просто не знаете, за что браться сначала! Но авторитетный голос в телефоне заставляет вас оставить все так, как было.

Когда прибыли полицейские офицеры, вам все стало понятно. Они очень внимательно осмотрели весь дом и заметили то, чего вы никогда бы не увидели. Ведь это их работа - видеть то, чего другие просто не замечают, найти путеводную нить в хаосе.

Чем же может послужить этот пример нашим студентам, желающим изучать Библию, почему они должны подражать детективам? Потому что они также должны все видеть, должны уметь находить путеводную нить и открывать истину.

Аналогия между столь несхожими между собой вещами, как следовательская работа и изучение Библии, не столь уж странна, как это может показаться на первый взгляд. Принцип индуктивного подхода - исследование всех подробностей, постановка вопросов и нахождение на них верных ответов, нахождение путеводной нити и построение пробных выводов и заключений - все это является основой и в том, и в другом случае.

Знаменитый Шерлок Холмс в своей терпеливой работе вместе со своим компаньоном доктором Ватсоном дает нам яркий пример такого индуктивного подхода к делу. В нашей книге мы постараемся применить ряд его методов, чтобы лучше понять сущность излагаемого материала.

Глава 1. Правильный подход

"...Я постоянно удивляюсь моей собственной тупости, когда я имею дело с Шерлоком Холмсом. Я слышал и видел то же самое, что и он, но из его слов становилось очевидным, что он уже понимал не только то, что случилось, но и точно представлял себе все происшедшее, тогда как для меня все по-прежнему оставалось непонятным и загадочным".

Конан Доил

Возьмите, пожалуйста, в руки вашу Библию. А теперь задайте сами себе вопрос: "Что я держу в руках?" Ответ на этот вопрос будет по сути дела ответом на другой вопрос - готовы ли вы приступить к анализу того, как нужно изучать Библию.

"Это книга", - ответите вы самому себе.

Правильно. И поэтому мы должны изучать Библию точно так, как и любую другую книгу - исследовать законы построения фраз и предложений, изучить словарь и методы выражения мыслей автора с тем, чтобы, в конце концов, правильно понять, что именно автор хочет сказать.

"Но подождите, - возразите вы, - Библия - это нечто большее, чем просто собрание нескольких книг. В ней представлены многие авторы, и отдельные ее книги написаны в разном стиле". - И это правильно. Каждая из библейских книг должна изучаться отдельно с учетом разницы в форме изложения у авторов Библии. Естественно, что нас в первую очередь заинтересует вопрос, почему эти книги собраны вместе. Почему они были собраны в одну книгу? Но прежде чем искать ответ на этот вопрос, нам нужно понять, о чем говорит каждая из книг.

"Эту Книгу называют Святой Библией. Она считается Словом Божиим". - Конечно, эта фраза звучит очень благочестиво. Однако, если вы произносите ее с некоторой запинкой, не означает ли это, что у вас есть колебания в этом вопросе? Действительно ли вы твердо верите, что эта Книга является Словом Божиим? Ваш ответ на этот вопрос имеет необычайно важное значение. Если вы действительно готовы пожертвовать жизнью за убеждение, что эта написанная Книга, которая находится сейчас в ваших руках, является Словом Божиим (а верить чему-либо по-настоящему - это и есть готовность отдать жизнь за свою веру), то только в этом случае вы готовы с этой Книгой в руках, приступить к анализу методов ее изучения. Мы не собираемся здесь доказывать, что Библия является Словом Божиим. Эта книга рассчитана именно на тех, кто верит этому. Если вы хотите, чтобы чтение моей книги принесло вам пользу, вы должны от всего сердца верить, что Библия является Словом Божиим. Очень много факторов служат доказательством такого убеждения, и оно является необходимым условием тщательного и самоотверженного изучения Священного Писания.

Сделаем несколько выводов.

Поскольку эта Книга является Словом Божиим, то это означает, что Бог пожелал открыть Себя Самого и свои цели человечеству таким способом, который поддается изучению. Изучение это дает возможность познавать Бога и Его намерения относительно нашего мира.

Поскольку эта Книга является Словом Божиим, то она поистине самая важная Книга в вашей библиотеке и вообще в мире. Никакая другая книга не может даже сравниться с ней. В самом деле, знание того, что Бог думает о вас лично, о ваших планах и о вашем поведении, намного важнее знания всей человеческой философии вместе взятой.

Поскольку эта Книга является Словом Божиим, это значит, что вам не нужно полагаться на ваши собственные мысли и мечты, для того чтобы определить волю Бога в вашей жизни. Это не значит, что вы должны руководствоваться убеждением, что то, чего Бог хочет от вас, записано на бумаге и вы можете вновь и вновь перечитать все, что вас волнует, чтобы убедиться, правильно ли вы поняли веление Бога.

Поскольку эта Книга является Словом Божиим, это значит, что не стоит жалеть никаких усилий, чтобы изучить те истины, о которых она говорит. Если вы согласитесь с тем, что лучшее понимание того, о чем говорит Бог - самое важное в жизни, то работа по изучению Библии не будет казаться скучной, занятие - тяжелым, а усилие - слишком большим.

Да, именно так: что Бог говорит Вам. Мы должны не просто верить в то, что Библия - это Слово Божие. Каждый из нас должен верить, что Библия обращается лично к нему. Через посредство этой книги Бог обращается прямо к тебе, дорогой читатель. Вполне можно согласиться с мнением одного из проповедников, что Священное Писание - это личное послание моего самого лучшего друга. Помните ли вы, с каким жадным интересом вы читали последнее письмо от вашей любимой? Вы взвешивали каждое слово, изучали каждую фразу, перечитывали каждый абзац вновь и вновь. Вы искали смысла, скрытого "между строк". Несомненно, однако, что любовь Бога к Его детям несравненно больше любви человеческой, а поэтому мы должны читать Его "письмо" с еще большим вниманием.

Итак, мы пришли к выводу, что Библия - это Слово Божие, обращенное к нам. Как же его следует изучать? Рассмотрим некоторые из тех методов, которыми люди обычно пользуются, приступая к чтению Священного Писания.

1. "Консультационный" метод: "Мне нужно разрешить ту или иную проблему. Нужно узнать, что говорит Библия по этому поводу". Многие пользуются Библией наподобие справочного пособия по медицине! Что мне поможет излечиться от моей духовной болезни? Например, от разочарования. Попробуем найти соответствующее место в Библии. От одиночества? Найдем соответствующий текст. Тем не менее, недостаток этого метода проявляется больше всего тогда, когда потребность в совете особенно велика. Именно тогда мы убеждаемся, что мы очень плохо знакомы с этой Книгой.

2. "Витаминный" метод. Чтение нескольких стихов для ежедневного духовного подкрепления. Однако такой метод помогает разрешать сложные жизненные проблемы не более, чем знаменитая муха помогала волам пахать поле.

3. Метод последовательного чтения. Существует поговорка: "Сатана не смеет подходить к тем, кто читает по одной главе вдень". Если мы удовлетворяемся только этим методом, мы никогда не сможем понять всей полноты библейского учения. Деление Священного Писания на главы слишком произвольно. Такого деления не было в оригинальном тексте, и нередко одна и та же мысль прерывается делением на главы. Это еще сильнее чувствуется, если мы ограничиваемся чтением отдельных стихов. Лучше всего мысленно разделять Священное Писание на абзацы, исходя из его содержания. При этом нужно постоянно иметь в виду что между такими абзацами также существует смысловая связь. Нельзя воспринимать конец главы, как сигнал к окончанию чтения!

4. Метод повторного чтения Библии. "Каждый христианин должен раз в год прочесть всю Библию от начала до конца". - Это, конечно, верно. Каждый христианин должен быть знаком со всей Библией. Тем не менее, таким методом нельзя пользоваться при изучении Библии. Читая ежегодно всю Библию, мы не должны думать, что мы уже усвоили все библейские истины.

5. Метод изучения Библии по библейским комментариям. Некоторые верующие говорят: "Узнавайте библейские истины не из самой Библии, а из того, что пишут те, кто хорошо знают Священное Писание". Несомненно, мы имеем право прислушиваться к мнению выдающихся проповедников. Тем не менее, мы не должны смотреть на Слово Божие чужими глазами. Не забывайте, что в данном случае речь идет о божественном послании лично к вам. Отдадите ли вы ваше личное письмо кому-то, чтобы его вам истолковали? Бог хочет, чтобы вы лично читали, изучали и понимали Священное Писание.

Хорошо, - скажете вы, - но как же правильно изучать Писание? Какой метод можно считать правильным? На следующих страницах мы постараемся изложить основы метода, который можно назвать индуктивным, или, другими словами, методом самостоятельного изучения. Проанализируйте содержание данного отрывка. Постарайтесь определить, о чем именно в нем говорится. Делайте при этом то же, что делает детектив, изучая место того или иного происшествия и желая нащупать путеводную нить к истине. Именно таким образом изучающий Библию должен стараться понять истину, высказанную в ней.

В логике метод индуктивного исследования противопоставляется методу дедуктивному. Дедуктивный метод - это метод исследования от общего к частному. Исследователь стремится прежде всего узнать общие законы, истины и положения, а уж потом, на основании их сделать частные выводы. Совершенно очевидно, что, пользуясь этим методом, можно доказать все что угодно. Рассмотрим это на простейшем примере. Вы утверждаете, что именно эта девушка вас любит. Построим следующее логическое рассуждение:

Основное положение: Весь мир любит тех, кто любит. Заключение: Поскольку я люблю эту девушку, значит я один из тех, кто любит. А поскольку девушка является частью всего мира, значит она любит меня.

Тем не менее, не следует приходить к выводу, что при изучении Библии нужно полностью отказаться от метода дедукции. Сложность дедуктивного метода заключается в том, что из общего положения трудно сделать частное заключение. Не вдаваясь в подробности логики, отметим, что методом индукции мы должны сначала найти конкретную истину, а потом дедуктивным методом определить, как эта истина влияет на жизнь. Метод дедукции мы рассмотрим в конце этой книги, когда мы постараемся найти сделанным выводам практическое применение.

Дедукция - это основной метод философии, тогда как индукция - это основной метод науки. Ученый старается установить все факты прежде, чем делать заключение. Его исследовательская работа начинается с того, что он изучает все подробности, относящиеся к данному исследованию, тщательно записывая все факты и данные. Затем, собрав все факты и данные, он мысленно пытается соединить их в единое целое и построить на этом общую теорию. Затем он подвергает эту теорию практической проверке и на основании ее или отвергает эту теорию или использует ее для дальнейшей своей работы.

Если вы обращаетесь к врачу, он прежде всего хочет узнать ваше общее состояние. Проверив основные жизненно важные параметры (температура тела, кровяное давление и т.д.) и задав вам вопросы относительно вашего самочувствия, он в конце концов устанавливает диагноз. После этого он проверяет правильность установленного диагноза, исходя, опять-таки, из общего состояния вашего здоровья. И только после такой проверки, на основании своих знаний и опыта, он устанавливает метод лечения.

Приступая к изучению Священного Писания, нужно начинать с анализа всех данных, содержащихся в данном отрывке. Следует помнить и то, что в вас, как в христианине, живет Святой Дух, о котором Иисус Христос сказал: "...наставит вас на всякую истину" (Иоан, 16:13). Одна из целей Духа Святого - помочь вам понять истину при изучении Слова Божьего. В то время, как вы читаете и изучаете Писание, Он озаряет ваш разум, и дает вам способность правильно понимать прочитанное.

Однако возвратимся к началу нашего рассуждения. Обратим внимание не только на то, что подход к изучению Писания должен быть индуктивным, но в то же время и методичным. А это значит, что мы должны приближаться к цели, как бы поднимаясь по ступеням. Пожалуй, наиболее точное объяснение методичности дал Джан Дивей в "Образовательной Энциклопедии".

"Методичность - это основа достижения цели, несмотря на любые препятствия... нужно делать шаг за шагом... помня, что необходимо постоянно развивать и укреплять все то, что способствует успеху". В нашем случае мы можем эту мысль выразить так: "Методическое изучение Библии заключается в нахождении той тропы, которая приведет к пониманию истины Священного Писания. Или другими словами: мы должны найти те шаги или ступени, которые логично и эффективно приведут нас к поставленной цели.

Если мы хотим развить в себе способность понимать Священное Писание, мы должны позаботиться о том, чтобы приобрести необходимые знания методов его анализа. Прежде, чем начать играть на музыкальном инструменте, нужно этому научиться; прежде, чем бросаться в воду, - нужно научиться плавать - продолжать эту аналогию можно без конца. Прежде всего мы должны узнать, какие шаги ведут нас к цели. Затем мы должны сосредоточить наши усилия на овладении самыми легкими и простыми методами. Никто из музыкантов не разучивает сразу все произведение. Это делается частями, постепенно. И, наконец, нужно помнить, что изучение Библии должно быть систематическим. Только после того, как вы поймете все сказанное и осуществите это практически, можно будет определить, сможете ли вы быть хорошим учеником и хорошим учителем Слова Божьего.

Профессор Горн в книге "Психологические принципы обучения" говорит о пяти причинах, которые могут разрушить методический подход к изучению той или иной истины. Эти же причины могут помешать человеку методически изучать Священное Писание, а потому кратко остановимся на них.

Первая. Недостаточная наблюдательность. Необходимым качеством детектива является его способность замечать то, чего другие не замечают. Шерлок Холмс легко замечал все необходимое, но это удавалось ему, потому что он постоянно развивал свою наблюдательность. Изучая Писание, мы должны приучить самих себя замечать то, о чем говорится в том или ином отрывке.

Вторая. Недостаточная рассудительность. Человек может развивать свою способность осмыслить факты и события. Если мы сравниваем два факта и делаем какой-то вывод, он должен быть обоснованным. (Если прибавляя к двум два, мы не получаем четыре, нам лучше начать исследование сначала.) Мыслить, рассуждать - это нелегкая работа. Но без этого невозможно приступать к изучению Писания.

Третья. Подражание другим или следование за другими. Конечно, так легко принять точку зрения знаменитого профессора или усомниться в своей правоте под влиянием настойчивых доказательств убежденного догматика. Не забывайте, что никто из людей не наделен разумом, позволяющим всегда говорить только истину. Можете ли вы найти подтверждение этому в Священном Писании?

Четвертая. Предвзятость или предубежденность. Иметь свое мнение или суждение до того, как познакомился с фактами, - это и есть предвзятость. Нужно постоянно помнить, что наша предвзятость мешает нам объективно изучать Священное Писание.

Гексли писал: "Стань перед фактами, как малое дитя, будь готов отказаться от любого своего предвзятого мнения, будь готов покорно впасть в любую бездну, иначе эти факты тебя ничему не научат".

Пятая. Профессор Горн предупреждает, что методический подход к изучению может не принести успеха за отсутствием или недостатком опыта. Но означает ли это, что нам лучше вообще не прибегать к этому методу? Ведь каждый из нас может сказать: "Я не имею опыта в этом деле". Есть только один путь приобрести опыт - начать делать. Вы никогда не научитесь играть в теннис,

читая книги и инструкции; рано или поздно вам нужно выйти на теннисный корт и начать играть. Вы никогда не научитесь играть на пианино, если будете только слушать, как играют другие. Вам нужно брать уроки музыки, упражняться в игре и работать, работать, работать. Все это относится и к изучению Библии. Мы постараемся дать вам необходимые советы, как усовершенствовать свое мастерство, а вы должны, в свою очередь, применять эти советы на практике.

Глава 2. Рассматривая детали - видеть целое

Идеальным следопытом является тот, кто, зная только один факт, может не только распутать всю цепь событий, приведших к нему, но и предвидеть все последствия этого факта... Наблюдатель, который может правильно понять всего одно звено из целой цепи событий, должен уметь понять все другие звенья этой цепи, причем не только те, которые предшествовали данному звену, но и те, которые следовали за ним.

Мы уже убедились, что личное изучение Библии играет очень важную роль. Мы также установили, что метод постепенного, шаг за шагом, изучения, может быть очень полезен для достижения поставленной перед собой цели. Давайте перейдем к подробному рассмотрению этого метода. Что мы должны сделать? Какие шаги мы должны предпринять, изучая и истолковывая тексты Священного Писания?

На следующих страницах этой книги мы увидим, что прежде всего необходимо обращать внимание на все детали прочитанного текста Священного Писания. Сначала нужно целое разделить на отдельные части, а затем опять объединить их. Затем нужно тщательно исследовать каждую отдельную деталь, ставя перед самим собой как можно больше вопросов "как?", "зачем?", "почему?", с тем, чтобы изучить все до мельчайших подробностей. После этого, используя логический метод, нужно постараться понять и истолковать каждую деталь. Так мы сможем ответить на поставленные нами самими вопросы, суммируя отдельные выводы и заключения, к которым мы пришли в процессе исследования данного текста. Наш четвертый шаг должен заключаться в том, чтобы подтвердить сделанные выводы и заключения другими текстами Священного Писания. И, наконец, самое важное заключается в том, чтобы выводы и заключения, к которым мы пришли, можно было бы применять в нашей собственной жизни, в жизни наших воскресных школ, наших церквей.

1. Чтение Библии

Итак, приступим к делу. С чего именно мы должны начать, решив изучать Библию в индивидуальном порядке? Ответ настолько прост, что он может показаться банальным: мы должны начать... с чтения. Как это ни странно, но очень многие верующие приступают к толкованию Слова Божьего, прочитав отрывок или, даже всего несколько стихов, а затем бойко объясняют, что эти стихи означают. Невозможно понять отдельные части книги, не прочитав всю книгу.

Необходимо постоянно помнить, что читать нужно не отдельными небольшими частями и время от времени; любую книгу, которую мы хотим изучать, нужно сначала прочесть полностью, желательно, не отрываясь, за один "присест". А вместе с тем, как много есть христиан по рождению, никогда не читавших все библейские книги от начала до конца, за исключением, возможно, отдельных небольших книг, таких как Второе и Третье Послания Иоанна, Послание Иуды, Послание к Филимону и другие. Полное прочтение каждой отдельной библейской книги мы будем в дальнейшем называть термином "общее чтение".

Сколько времени оно занимает? Оставим пока в стороне книгу Псалмов и заметим, что самой длинной книгой является книга пророка Исайи. В ней содержится 66 глав, и она занимает 55 страниц. В среднем, для прочтения этой книги за один "присест" потребуется около трех-четырех часов. Возможно, для некоторых внимательно читать четыре часа подряд будет слишком трудно. В таком случае, изучающий Библию должен читать как можно дольше, с таким расчетом, чтобы прочитать данную книгу за два раза. Отметим при этом, что многие книги значительно короче и их легко можно прочитать сразу.

Возможно, это условие покажется вам не таким уж важным. Но вы не сможете понять то, о чем говорит автор и как он аргументирует свою мысль, если вы не будете иметь четкого представления о всей книге в целом. Нужно помнить, что авторы библейских книг писали не только отдельные главы. Даже тогда, когда они говорили о нескольких разных событиях, они всегда имели в виду единое целое.

А теперь несколько полезных советов:

При чтении библейских книг их нужно разделять не на стихи и главы, а на отдельные отрывки. Деление на главы и стихи затрудняет и в некоторых случаях даже делает невозможным слежение за мыслью автора. Основной единицей деления библейских книг должны быть именно отрывки, в которых изложена одна и та же идея. Такое деление облегчает изучение Библии. Следует учитывать и тот факт, что русский перевод Библии, сделанный более ста лет назад, содержит слова, значение которых сегодня устарело или изменилось.

В тех случаях, когда существует много различных переводов Библии на данный язык (как, например, английский), следует предпочитать переводы, сделанные не одним переводчиком, а группой их. Нужно также учитывать и то, что отдельные переводы могут быть тенденциозными, отражающими позицию переводчика.

Не следует считать разовое прочтение достаточным. Необходимо иметь наиболее полное представление о содержании изучаемой книги, а потому нужно перечитывать ее вновь и вновь. Одним из наиболее выдающихся проповедников и учителей Евангелия был доктор Кемпбел Морган, живший в этом столетии в Англии. В 1933 году доктор Морган писал:

"Я всегда повторяю, что начинающий изучать Библию должен сначала очень внимательно изучить Новый Завет, применяя простейший метод: например, прочитать Евангелие от Матфея за один раз, а затем читать его снова и снова до тех пор, пока главная тема этой книги не станет понятной и ясной".

Итак, первое, с чего нужно начинать изучение согласно доктору Моргану, это чтение. Он добавляет в другом месте: "Я убежден, что мое понимание Библии является результатом того, что каждую отдельную ее книгу я читал в среднем сорок или пятьдесят раз".

Изучающие Библию часто приходят в смущение от того, что нужно так много ее читать. Нередко многие говорят: "У меня просто нет времени!" И здесь снова возникает вопрос, что для нас является главным, Если мы действительно верим, что Библия есть Слово Божие, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы лучше ее понять. Конечно, многое для нас будет оставаться непонятным, но мы должны читать вновь и вновь. При этом время и усилия, затрачиваемые на одну книгу должны быть соразмерны общему времени, которое мы можем уделить изучению всей Библии. Бог не требует от нас ничего невозможного или непосильного. Но Он хочет, чтобы мы отдавали Ему лучшее.

На что же мы прежде всего должны обращать внимание при чтении Священного Писания? В 1940 году Мортимер Адлер написал книгу, которая стала классической в области теории чтения. Она называется "Как нужно читать книгу". Касаясь процедуры чтения, он подчеркивает важность умения разделять всю книгу на отдельные части. Вы должны установить следующее:

Какая эта книга, или, другими словами, о чем она говорит.

Что эта книга хочет сказать в целом.

На какие части ее можно разделить.

Какую главную проблему хочет разрешить автор.

Рассмотрим, как помогут эти советы в нашем конкретном случае изучения Библии.

2. Видеть целое

Оценка данной библейской книги. Прежде всего, нужно понять, о чем говорит данная книга. Так, например, читая книгу Деяния Апостолов, мы приходим к выводу, что она является исторической записью процесса развития церкви с самого начала и кончая миссионерской деятельностью апостола Павла. Таким образом, это - книга историческая. Читая ветхозаветную книгу Исход, мы приходим к выводу, что она рассказывает о том, как Бог вывел израильтян из Египта, как он вел их по пустыне, а затем дал им Свой закон на Синайской горе. И эта книга также историческая. А вот Послание апостола Павла к Филиппийцам - это письмо, написанное апостолом церкви (само слово "послание" означает просто "письмо"). Другие библейские книги можно отнести к категории поэзии (книга Псалмов), закона (книги Исход и Левит), пророчества (книга пророка Даниила), апокалиптические книги (Захарии), биографические (Евангелия).

Интересно отметить, что евреи традиционно разделяют Ветхий Завет на три категории: закон, пророчество, поэзия.

Читая ту или иную книгу, вы можете заметить, что ее можно отнести не к одной категории, а к нескольким; тем не менее, полезно определить, что именно является главным. Так, например, книгу пророка Исайи вряд ли целесообразно считать поэтической книгой, хотя в ней безусловно есть поэзия.

Определение темы книги. Первый шаг, рассмотренный выше, нельзя считать законченным до тех пор, пока вы не сможете выразить все содержание книги в очень короткой форме. Другими словами, вы должны четко представить себе тему, рассматриваемую в данной книге. На первый взгляд, может показаться, что мы говорим о том же самом, что и в первом шаге, рассмотренном выше, но это не так. В первом случае мы определяли основную направленность данной книги, ее категорию, а в данном случае нас интересует конкретная тема книги. Определение темы поможет нам в дальнейшей работе над книгой. Итак, продолжайте общее чтение до тех пор, пока вы не сможете выразить все содержание книги двумя или, еще лучше, одним предложением.

Определение структуры книги. Это - очень важный шаг в процессе изучения Библии. На какие главные части разделяется данная книга? Можно ли разделить ее на более короткие отрывки? Любое литературное произведение должно строиться по определенной системе. Даже множество слов, не сгруппированных в определенную систему, не выражают никакой мысли. Конечно, не следует думать, что данную книгу можно изобразить только одной схемой. Схема, которую вы мысленно составили для себя, - это ваш личный путь систематизирования прочитанного материала. Причем, в данном случае, это может быть только пробная попытка систематизации. Вы убедитесь, что некоторые книги очень легко поддаются такой систематизации, тогда как другие - с трудом. В таком случае, вы должны снова и снова перечитывать книгу, пока вы не увидете схему, по которой она написана. В процессе углубленного изучения, понимание отдельных деталей может меняться, однако правильно определенная схема будет оставаться неизменной. Итак, определите главные части, затем подчасти, затем отдельные абзацы и, наконец, отдельные отрывки. Такое деление несомненно будет полезнее, чем произвольное деление на главы и стихи.

Определение литературного стиля. В Священном Писании используются несколько литературных стилей и форм. Подход к изучению поэзии не может быть таким же, как подход к изучению прозы, а подход к исторически-биографическому материалу должен быть иным, чем к аполикаптическому. На что же нужно обращать внимание в данном случае? (Нужно учитывать также и то, что одна и та же книга может включать в себя несколько форм.) Прежде всего нужно попытаться установить, почему автор прибегает именно к данному стилю повествования. Будет уместным сказать несколько слов о самих литературных формах, встречающихся в Священном Писании. Наиболее часто встречающейся формой является прозаическое повествование. Автор рассказывает о каком-то событии. В данном случае важно обратить особое внимание на место, время, причины и действующих лиц данного события.

Второй, наиболее часто встречающейся литературной формой в Священном Писании, является урок, или поучение. Автор рассматривает данную тему или идею с тем, чтобы читатели извлекли для себя нужный урок. Причем, автор может излагать не только свое личное поучение, но пересказывать поучение кого-то другого. Наиболее ярким примером данной формы является Нагорная проповедь Христа, излагаемая в 5-7 главах Евангелия от Матфея. В данном случае читатель должен обращать основное внимание на центральную идею поучения и следить за логическими аргументами, приводимыми авторами.

Послания очень близки по своей форме к поучению. Это письма от кого-нибудь к данной церкви (многие послания апостола Павла), ко всем христианам (так называемые соборные послания), или к отдельным личностям (Филимону, Титу и др.). Новозаветные послания написаны в форме писем, принятой в первом столетии: обычно автор сначала представляет самого себя, затем излагает сущность своего обращения и, наконец, передает приветы. Читатель в данном случае может многое узнать о личности автора и о том, что он хочет сказать.

Книга Иова написана в форме, необычной для Библии, а именно в форме драмы. Типичное построение драмы следующее: вступление, средняя основная часть, в которой действующие лица выражают свое мнение и затем окончание. Именно по этой схеме построена книга Иова. Этим рассуждением мы не хотим поставить под сомнение правдивость этой книги. Мы только рассматриваем литературную форму ее написания.

В Священном Писании используются три особых литературных формы, о которых нужно говорить отдельно. Мы рассмотрим их в последующих главах. А пока коротко скажем следующее: притчи - это коротенькие рассказы, смысл которых заключается в какой-то духовной истине. Апокалиптическая литература - книги, в которых рассказывается о посещении ангелами земли, о различных видениях и тому подобном, причем язык, которым эти книги написаны, - символический (Откровение Иоанна, книга пророка Захарии, книга пророка Даниила и книга пророка Иезекииля), Поэзия. Может быть, не стоит рассматривать библейскую поэзию в особом ключе, но это необходимо, поскольку она сильно отличается от обычной поэзии.

Определение эмоционального состояния. Можете ли вы, читая книгу, сказать, переживает ли автор чувства раздражения, радости, воодушевления, озабоченности, разочарования и т.д.? Можете ли вы представить себе эмоциональную реакцию тех, для кого автор писал свою книгу? Приносило ли им чтение книги радость, обиду, удовлетворение? Читая библейскую книгу, старайтесь понять чувства автора и тех, кому он адресует книгу. При этом очень полезно спросить самого себя: "А какие чувства наполняют мою душу, когда я читаю эту книгу? Что бы я чувствовал, если бы это было написано лично для меня?" (Не будем забывать и того, что Слово Божие написано для всех нас лично!)

Замечайте особенно важные слова и фразы. Очень важно обращать особое внимание на слова и термины, которым автор придает важнейшее значение. Он может выражать "это несколькими способами: например, повторяя это слово, объясняя его значение, уточняя, что он имеет в виду и тому подобное. Вы должны внимательно замечать такие фразы и слова, поскольку они могут служить путеводной нитью к пониманию всей книги.

Очень важно делать письменные заметки. Просто удивительно, как много людей думают, что они могут запоминать и понимать прочитанное и, даже делать соответствующие выводы, полагаясь только на свою память. А ведь на самом деле, мало что остается в их памяти уже через несколько дней. Очень важно записывать свои выводы из прочитанного. Очень часто важные мысли приходят тогда, когда мы перечитываем заметки, сделанные ранее нами самими.

Некоторые дополнительные советы. После того, как вы хорошо ознакомились с общим содержанием изучаемой книги, вы должны обратить внимание еще на несколько важных вещей.

(а) Кто автор данной книги? Что вызнаете о нем? Написал ли данное послание один из апостолов или апостол язычников Павел? Упоминается ли в книге о действительном ее авторе? И если нет, то можно ли установить, кто написал эту книгу?

(б) Кому писал автор? Что вы можете узнать о городе, церкви или отдельной личности, к которым было обращено послание? Говорится ли о них что-либо в самом послании?

(в) Когда была написана данная книга? Говорится ли в самой книге что-нибудь об исторических условиях, в которых она была написана?

(г) С какой целью данная книга была написана? Говорит ли сам автор об этом или это нужно подразумевать? Существуют ли особые проблемы, с которыми имел дело автор? И если существуют, то в чем их сущность? Чувствуете ли вы, что вам приходится иметь дело с теми же самыми проблемами?

Ваша первая реакция может быть такой: "Я не могу ответить на все эти вопросы. Откуда мне знать такие подробности?" Да, и поэтому вы нуждаетесь в том, чтобы вам помогли те, кто изучал Библию до вас. Причем, важно подчеркнуть, что на данной стадии вашей самостоятельной работы над Библией вы должны тщательно избегать пользования библейскими комментариями (ими можно воспользоваться позже), но вы должны пользоваться, по мере возможности, различными справочными материалами. Чем лучше вы ознакомитесь с такими материалами, тем легче вам будет понять скрытый смысл книги, которую вы изучаете.

А теперь давайте суммируем все то, о чем мы говорили выше. Самый первый шаг, который вы должны сделать, решив приступить к изучению Библии, - чтение ее, и притом не один раз, а так много, как только возможно. Читайте отдельные книги по возможности за один раз. После того, как вы достигнете определенного прогресса в последовательном чтении, начинайте делать заметки о том, как вы понимаете прочитанное. Определите, каким литературным стилем написана данная книга. Постарайтесь так хорошо усвоить все, о чем в ней говорится, чтобы суметь выразить ее основное содержание одним или двумя предложениями. Установите систему структурного построения данной книги. Не забывайте, что только определенная структурная система позволяет выразить содержание, а поэтому, чем лучше вы понимаете эту систему, тем более понятным для вас становится смысл книги. Узнайте как можно больше об авторе книги, о тех, для кого она была написана, о цели ее написания, о времени написания и вообще обо всем, что имеет отношение к данной книге. Вы также должны стремиться к тому, чтобы понять чувства, которые испытывал автор при написании им книги. Обращайте особое внимание на те слова и выражения, которые, как вам кажется, подчеркнул автор.

Итак, мы подошли к концу рассмотрения нашего первого и самого важного шага в изучении Библии. Вы должны тщательно проанализировать все детали, чтобы понять содержание книги в целом. Мы можем перейти к рассмотрению следующего шага, но перед этим проделайте несколько практических упражнений, которые помогут вам лучше усвоить все изложенное выше.

Упражнения ко 2-й главе

Рассматривая детали - видеть целое.

Прочитайте Евангелие от Иоанна за один "присест". Постарайтесь сделать это несколько раз.

После того, как вы сделали это несколько раз, определите, к какой категории относится эта книга. Можете ли вы назвать ее биографической, исторической или еще какой-нибудь?

Выразите тему этого Евангелия одним или двумя предложениями.

В каком литературном стиле, по-вашему, написано это Евангелие? Встречаются ли в нем еще и другие стили?

На какие части можно разделить эту книгу? Можете ли вы составить пробную схему этого Евангелия?

Можете ли вы узнать что-нибудь об авторе из самого Евангелия? Есть ли в нем хоть какие-то указания, кто написал его? Можете ли вы установить время его написания? С какой целью оно было написано? Есть ли в нем какие-то указания, которые помогли бы нам понять, почему эта книга была написана?

Попробуйте найти какие-либо справочные материалы, касающиеся Евангелия от Иоанна. Просмотрите несколько книг, чтобы установить время написания этого Евангелия и обстоятельства, в которых оно написано. Только не забывайте о том, чтовы должны избегать чтения комментариев самого Евангелия; используйте только вступительные материалы. (Запишите название книги и имя автора, страницу и параграф, если вы найдете справочные данные.) Какие чувства, по вашему мнению, испытывал автор, когда он писал это Евангелие? Как мог ли чувствовать себя те, кому оно было адресовано? Какие чувства наполняют ваше сердце при его прочтении?

Отметьте особые слова и выражения, которые вы заметили в этой книге.

Глава 3. Исследуя детали - найти путеводную нить

"Мне было просто смешно, когда он объяснил мне свой процесс поиска истины. "Когда я слышу ваше объяснение, - говорил я, - мне все кажется настолько простым и понятным, что я сам могу легко прийти к тем же выводам; но как только мне приходится самому разрешать малейшую проблему, я прихожу в растерянность и не могу ничего понять до тех пор, пока вы мне не объясните. И все же я убежден, что мои глаза не хуже ваших ".

Спокойнее, друг, - отвечал он, - вы видите, но вы не замечаете. Есть различие между моими глазами и вашими. Возьмите, к примеру, следующее: часто ли вы видите вот эту лестницу?

- Часто.

- Как часто?

- Сотни раз.

- Хорошо, сколько же в ней ступенек?

- Этого я не знаю.

- Вот видите, у вас нет наблюдательности. Вы видите, но вы не замечаете, как это делаю я. Я знаю, что в этой лестнице семнадцать ступеней, поскольку я не только смотрю, но и замечаю.

"Я не установил ещё конкретных фактов. И пока фактов нет, бессмысленно строить какие бы то ни было теории. К сожалению, многие стараются подогнать факты под свою теорию, вместо того, чтобы строить на основе фактов теорию ".

"В мире полно совершенно очевидных вещей, которых многие, тем не менее, просто не замечают ".

Первый важнейший шаг к пониманию любой написанной работы - это получение представления о всей книге в целом, понимание того, что автор хочет сказать в своем труде. Нужно отметить, что многие люди удовлетворяются только общим впечатлением, полученным от прочтения книги. Если вы спросите их, читали ли они данную книгу, они смело ответят: "Конечно, я прочитал эту книгу". Но если вы спросите у них, что же автор хотел сказать в своей книге, или что они запомнили из нее, часто оказывается, что они ничего не помнят.

Большим недостатком является то, что мы часто читаем пассивно. Мы устраиваемся поудобнее и приступаем к чтению, (Часто в школах можно наблюдать следующую картину). Учитель в качестве домашнего задания поручает ученикам прочитать определенное количество страниц в данной книге. Ученики послушно исполняют это задание, читают дома указанный отрывок, (но при этом совершенно не задумываются над его смыслом.) Мы должны научиться читать активно. Рассматривайте читаемую книгу как прямое обращение лично к вам. Научитесь замечать каждую мысль автора, вступайте мысленно с ним в беседу. Некоторые могут сказать, что разговаривать с автором книги - не совсем разумно, и тем не менее, такой метод помогает лучше понять мысль автора. Сосредочьтесь мысленно на смысле читаемого.

Прочитав несколько раз одну и ту же книгу, мы, тем самым, только приступаем к ее изучению. Теперь мы готовы к тому, чтобы начать понимать мысль автора. Мы уже говорили, что в данном случае можно провести аналогию с работой детектива, расследующего преступление, Первое, что он должен сделать, - это оценить преступление в целом. Никто не должен ничего трогать на месте преступления до тех пор, пока опытный следователь не осмотрит его. Но это только начало его работы. Он должен тщательно рассмотреть каждую вещь, имеющую отношение к совершенному преступлению: пучок волос, оторванную пуговицу, пятна грязи, предметы, на которых могут быть отпечатки пальцев, осколки стекла - все это может помочь ему восстановить картину происшедшего.

Ключом или путеводной нитью к пониманию Слова Божьего, как это ни кажется странным, являются сами слова, которые встречаются в нем. Мы должны возвратиться к самому началу отрывка и задуматься над тем, понятен ли нам смысл слов, которые мы читаем. При этом совершенно недостаточно знать значение данного слова. Мы должны знать, в каком смысле автор употребляет это слово.

Представьте себе следующий разговор между учителем и учеником в школе:

- Можешь ли ты объяснить значение слова "коса"?

- Конечно. Мой отец, как раз вчера искал косу, чтобы накосить травы на лугу. Коса - это инструмент, которым косят траву. Это так, но мне непонятно, зачем нашей реке понадобился такой инструмент? Мы на прошлой неделе всем классом были на речной косе, когда совершали экскурсию в лес, и ты, конечно же, не забыл об этом? Ах, да. Коса - это длинный песчаный полуостров. И такие косы бывают не только на реках, но и на морях. Хорошо. Но что общего между морями и реками и нашей отличницей Таней? А ведь у Тани не только лучшая успеваемость в нашем классе, но и лучшая коса? Да, совсем забыл. Коса - это заплетенные волосы.

- Ну, так что же все-таки означает слово "коса"? Можешь ли ты указать пальцем, если я попрошу тебя показать нам косу?

- Нет. Если вы не уточните о какой косе вы говорите, я не смогу вам ответить.

Да, именно так! Мы не можем понять многих слов, пока не рассмотрим их в контексте предложения или даже целого отрывка. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Но даже и в тех случаях, когда слово имеет только одно значение, оно может нести разную смысловую нагрузку, в зависимости от контекста.

Чтобы подчеркнуть многозначимость слов, мы часто пользуемся словом "термин". Оно определяет значение данного слова в данном контексте. Господин Адлер в работе, о которой мы уже говорили, назвал одну из глав так: "Подход к терминологии". В ней он говорит, что мы должны найти подходящие слова и с их помощью понять терминологию автора. Только таким путем мы можем понять смысл слов автора.

Некоторые из читателей могут подумать, что все эти рассуждения не столь уж важны в случае изучения Библии. В конце концов, каждый понимает, что означает то или иное слово, когда он встречает его в книге. Но давайте рассмотрим на конкретном примере, так ли это на самом деле: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящим на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм" (Ис., 6:1). Пожалуй, не все вообще знают, что означает слово "риза". И уж совсем не многие знают, что это слово имеет два значения (смотрите Словарь Ожегова, стр.626): одежда священника и фигурная металлическая накладка на иконе. А теперь подумайте, края чего наполняли весь храм, И только из контекста становится ясно, что Исайя говорит не об одежде священника и, тем более, не об иконе, а об одежде Самого Господа.

Определение и уточнение терминов

Итак, мы готовы теперь к следующему шагу нашего исследования: определение и уточнение важных терминов, которые употребляет автор. Мы должны возвратиться к началу изучаемой книги и найти определяющие термины, употребляемые автором. И тут опять начинающий изучать Библию возразит: "Как я могу сказать, какие именно термины являются самыми важными?" Рассмотрим несколько простейших методов определения таких терминов.

Первое: перечитайте вновь исследуемый отрывок и постарайтесь понять мысль автора. Обнаружили ли вы какие-нибудь непонятные для вас слова? Обычно, если какое-то слово вам незнакомо, его можно считать важным, поскольку до тех пор, пока вам не ясно значение всех слов, вы не можете быть уверенным, что вы правильно понимаете общую мысль автора. Конечно, разные читатели могут разойтись во мнении, какие именно слова важны в данном отрывке. Слово, которое вам непонятно, может быть хорошо знакомым кому-нибудь другому. Но вам, безусловно, нужно обратить внимание в первую очередь именно на те слова, которые непонятны вам, поскольку в этом заключается ваша работа.

Второе: определите термины, которые являются центральными в данном отрывке. Это те слова, которыми выражается его главная идея. Если вы не обратите внимание на термины, которыми выражается эта идея, то она сама может быть или неправильно понята вами или, вообще, упущена.

Третье: отметьте слова, имеющие особо глубокое значение. Некоторые термины всегда имеют особое значение, потому что ими выражаются особенно важные идеи. Такими терминами, например, всегда являются следующие понятия: любовь, милость, грех, спасение, мир и так далее. Никогда не пропускайте этих терминов, не обратив на них особого внимания.

Затем, ища особо важные слова в данном тексте, выпишите те из них, на которых автор ставит ударение. Объясняет ли сам автор значение слов, которые он употребляет? Подчеркивает ли он их или выделяет курсивом? Возможно, вы найдете, что автор доказывает свою мысль, противопоставляя собственную точку зрения пониманию того же вопроса другими. Хорошим примером такому приему автора является отрывок из Послания апостола Иакова 2:14-26. Автор противопоставляет свою точку зрения точке зрения его современников, неправильно понимавших сущность веры. Он возражает тем, кто считал, что вера - это только умственное восприятие доктрин, не имеющих прямого отношения к реальной жизни. Отнюдь не каждый читатель может легко заметить, что слово "вера" имеет в данном случае особое значение, поскольку сам автор постоянно это подчеркивает.

Заметьте, вы должны не просто обратить особое внимание на основные слова, но и выписать их. Выпишите все особенно важные слова и установите то значение, которое придает им автор. Конечно, пока что вы можете прийти только к предварительным заключениям относительно мысли автора, поскольку для окончательных выводов нужно изучить всю структуру данного отрывка Писания и хорошо понять значение всех слов, употребляемых автором.

Однако установить значение слов, употребляемых автором, еще не достаточно для того, чтобы правильно понять мысль автора. Важно понять употребляет ли автор данное слово (или слова) в буквальном или в переносном смысле. Если слово употреблено в его обычном смысле, то речь идет о буквальном значении. Возьмем, к примеру, слово "дерево". Если речь идет о большом растении, имеющем ствол и ветви, листья и корневую систему, то в данном случае слово, которым мы называем такое растение, употребляется в своем буквальном смысле. Но то же самое слово часто употребляется в переносном или иносказательном смысле. Сравните следующие предложения:

Он влез на дерево, когда за ним погнался медведь.

Ученик задал так много вопросов, что из них получилось целое ветвистое дерево.

Не все люди интересуются своим семейным древом.

Священное Писание говорит о праведнике, как о дереве, посаженном у потока вод.

Господин Браун, желая улучшить вид, открывающийся из окна его дома, решил посадить деревья в своем дворе.

В первом и пятом предложениях слово "дерево" (или "деревья") употребляется в прямом или буквальном смысле, а в других предложениях речь идет явно не о растениях. Переносное или иносказательное употребление слов основано на принципе подобия или аналогии. Во втором предложении речь идет об ученике, который не мог сосредоточить свои мысли на чем-то конкретном, и они разбежались у него, как ветви дерева, в разные стороны. В третьем предложении слово "дерево" употребляется потому, что семьи подобны дереву, у которого от одного ствола отходят крупные ветви, а от них более мелкие и так далее - от отцов к детям и внукам.

В четвертом предложении речь идет также о дереве, причем на первый взгляд, это слово употреблено в буквальном смысле: "дерево, посаженное у потока вод". Однако на самом деле автор говорит не о каком-то дереве, которое хорошо растет, потому что посажено в хорошем месте, а о человеке, который подобен такому сильному и пышному дереву.

Может возникнуть вопрос: "А имеет ли это какое-то значение для правильного понимания Священного Писания?" Если вы не обратите внимание на те места, где слова употребляются в переносном смысле, вы упустите аналогию, которую автор имеет в виду, и даже можете неправильно его понять. Возьмите, например, слова Христа: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется..." (Иоанн, 10:9). Мы должны понимать, что речь идет не о буквальной "двери", ведущей к спасению, но что спасение можно получить только через Христа.

Изучение структуры всего отрывка

Перейдем к следующему шагу: обратим внимание на грамматическое и структурное построение данного отрывка Писания. Нам нужно установить, как отдельные слова и выражения влияют друг на друга и на общее содержание. Это исследование можно подразделить на три части, и мы рассмотрим их в отдельности.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ

Многие, желающие изучить Библию, считают, что грамматика не имеет особого значения. Не умея сделать грамматического разбора даже простого предложения, они с отвращением относятся ко всей грамматике.

Для правильного понимания Библии хорошо было бы знать те языки, на которых она была написана первоначально. Но поскольку мы пользуемся русским переводом, мы будем говорить о русской грамматике. Если мы хотим изучать написанное Слово, мы должны знать грамматику. Чтобы понять смысл всего предложения, нужно понимать не только значение отдельных слов, но и то, как слова влияют друг на друга, находясь в одном предложении. Это очень важно для понимания взаимосвязи между отдельными членами предложения.

Начнем с глагола. Мы уже говорили, что прежде всего нужно понять значение, в котором автор употребляет данное слово, в частности глагол. Но этого далеко не достаточно. Когда речь идет о глаголе, важно понять, в каком времени он употребляется - идет ли речь о каком-то действии, имевшем место в прошлом, или о действии, совершающемся в настоящее время, или о действии, которое должно совершиться в будущем. Важно также и то, в каком наклонении употреблен данный глагол.

Если глагол стоит в повествовательном наклонении, автор говорит о действии, которое имело место, которое происходит в настоящее время, или которое произойдет в будущем.

С другой стороны, глагол должен употребиться в ином наклонении, если автор хочет обратить внимание на то, что действие может произойти только при определенных условиях. В таком случае можно употребить условное наклонение. Действие могло бы произойти в прошлом, оно могло бы происходить теперь и может происходить в будущем.

И наконец, автор может говорить о действии, которое обязательно должно совершиться. В таком случае употребляется повелительное наклонение. Повествовательное наклонение говорит об определенной истине, условное - о возможной истине и повелительное - о неизбежной истине. Если тот, к кому направлено обращение в повелительном наклонении, подчиниться ему, то действие неизбежно произойдет.

Кроме времени и наклонения глагола, нужно также обратить внимание на то, в каком залоге он употребляется. Важно установить, кто или что производит данное действие и на кого или на что оно распространяется или влияет. Мы должны найти ответ на вопрос: "Какова связь между объектом и воздействием на него?" Так, например, одно дело, если мы говорим: "Мальчик ударил по мячу" и совсем другое: "Мальчика ударил мяч". Проанализировав значение глагола в данном предложении или во всем отрывке, мы можем перейти к анализу других членов предложения. Нужно найти подлежащее, прямое и косвенное дополнения. После этого нужно рассмотреть придаточные предложения, вводные слова и фразы, и так далее.

Следующие четыре члена предложения имеют особое значение: (1) подлежащее, (2) сказуемое, (3) прямое дополнение, (4) косвенное дополнение. Конечно, не в каждом предложении могут присутствовать все эти четыре члена, но прежде чем переходить к другим членам предложения, нужно рассмотреть именно их, и понять, какой из этих членов является главным в данном предложении.

Если речь идет о сложных предложениях или отрывках, полезно на отдельном листе бумаги переписать это предложение или отрывок, выделив главные части. Давайте проделаем эту процедуру со стихом 51, 6-й главы Евангелия от Иоанна.

Иоанн 6:51

Я (подлежащее)

ЕСТЬ (может быть опущено и заменено тире)

ХЛЕБ

живой (придаточное предложение) сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек

ХЛЕБ же, который Я дам ЕСТЬ ПЛОТЬ Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Преимущество такого схематического построения данного предложения бросается в глаза. Мысль, высказанная Христом, становится более понятной. Заметьте, что благодаря такому методу, становится очевидной ошибка древних евреев, о которой говорится в следующем 52-м стихе. Поняв прямую взаимосвязь между двумя главными мыслями, мы убеждаемся, что Христос говорит в переносном, а не в буквальном смысле, как это поняли евреи. Христос не был в буквальном смысле хлебом. Христос является главным источником духовной жизни, как хлеб - главный источник жизни физической.

Рассмотрим другой пример. Некоторые места в Посланиях апостола Павла понять не так легко, однако вышеизложенный метод может помочь и в таких случаях. Рассмотрим послание к Ефесянам 1:15:19.

Ефесянам 1:15-19

услышав о вашей вере во Христа

и о любви ко всем святым

НЕПРЕСТАННО

БЛАГОДАРЮ (сказуемое)

ЗА ВАС,

вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы

БОГ Господа нашего Иисуса

Христа, Отец славы,

ДАЛ (сказуемое придаточного предложения)

ВАМ

ДУХА премудрости и откровения к познанию Его,

И просветил очи сердца вашего, дабы

ВЫ

ПОЗНАЛИ,

В ЧЕМ состоит надежда призвания Его

и КАКОЕ богатство славного наследия Его для святых,

и КАК безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его.

(Следующие стихи продолжают развивать мысль о "величии силы Его".)

Такое схематическое построение помогает нам понять, что апостол Павел молится двояко за верующих Ефесян: благодарит Бога за их веру и любовь и просит Бога, чтобы Он дал им больше понимания Его силы.

Конечно, нет необходимости проделывать такую процедуру с каждым предложением. Если изучающий Писание по ходу чтения ясно видит структуру предложения и различает главные и второстепенные члены предложения, в таком схематическом построении нет необходимости. Но независимо от того, строится такая схема или нет, изучающий должен ясно видеть грамматическую связь между главными членами предложения и всеми остальными.

Те, кто слабо знают грамматику или основательно забыли ее, должны повторить или освежить в своей памяти главные грамматические правила и требования к членам предложения, к главным и придаточным предложениям.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

Теперь перейдем ко второй важной особенности письменной речи, а именно - литературному построению, т.е. рассмотрим различные литературные приемы. То что мы теперь будем рассматривать, не следует путать с тем, о чем мы говорили раньше, т.е. речь не будет идти о литературных формах (проза, поэзия и т.д.). Мы будем говорить о различных методах, которыми пользуются авторы, чтобы привлечь внимание читателя к той или иной своей мысли или сделать эту мысль более ясной. Мы обсудим эти методы с тем, чтобы изучающие Библию могли различать их и понимать их значение. Кроме того, мы рассмотрим основные речевые приемы, позволяющие выразить мысль более ярко и динамично.

Ниже будут кратко рассмотрены наиболее часто встречающие технические литературные приемы. Все они широко применяются в Библии. Конечно, мы не сможем рассмотреть их все, но будем рады, если читатели получат стимул к самостоятельному размышлению. Следует помнить, что, кроме приемов, о которых пойдет речь, существуют и другие.

(1) Сравнение. Стараясь сделать свою мысль более ясной, авторы нередко пользуются методом сравнения того, о чем они говорят, с тем, что уже хорошо знакомо читателям. Прежде чем приступить к написанию, автор задается вопросом: "Как лучше выразить эту мысль? Какое сравнение можно применить?" В результате он прибегает к какой-нибудь аналогии, или использует символический язык, как мы уже говорили, или пользуется каким-нибудь другим методом, о котором мы будем говорить ниже. Обратите внимание на следующее место Писания: "Если ваши грехи будут, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис., 1:18). Автор, конечно, рассчитывает, что читатели знают и что такое белизна снега и что такое белизна отбеленной шерсти. Сравнение их с багряным и красным цветами говорит о серьезности греха. Читатели могут не знать, что грех - это очень серьезная вещь, но такое сравнение заставит их задуматься над этим вопросом.

(2) Контраст. Часто авторы прибегают к другому методу - методу противопоставления. При сравнении подчеркивается общее между двумя вещами, а при контрасте - их различие. Наиболее ярким примером контраста является первый псалом из Псалтири, где в первых стихах говорится о благословениях, принадлежащих человеку, любящему Господа, а затем сказано: "Не так - нечестивые; но они, как прах, возметаемый ветром" (Пс., 1:4). Противопоставление "дерева, посаженного при потоках вод" - "праху, возметаемому ветром" подчеркивает разницу между праведником и нечестивым.

(3) Повторение. Чтобы подчеркнуть важность какой-либо истины, надо ее неоднократно повторять. Ярким примером такого повторения является псалом 135, где псалмопевец в каждом стихе повторяет " ибо вовек милость Его". Автор может повторять ту же самую мысль, но другими словами.

(4) Подведение итога. Нередко автор излагает несколько мыслей, а затем делает общий вывод. Примером этого может служить 8-ая глава Послания к Евреям, начинающаяся словами: "Главное же в том. О чём говорим, есть то". После этих вводных слов автор обобщает главные мысли, высказанные ранее.

(5) Объяснение. Если автор думает, что слова или идеи, о которых он говорит, плохо понятны читателям, он может отклониться от темы и сам объяснить их значение. Примером может служить отрывок из Евангелия от Луки 2:22-24. Говоря о том, что Иосиф и Мария принесли Младенца в Иерусалим, чтобы представить Его пред Господом, ап


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: