Упражнение «порой я балую себя»

Цель Методические рекомендации Познакомить слушателей с приемом, описанным Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание Перед началом упражнения тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы людей, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написаны. Если кто-то очень захочет прочитать свои записи, он может это сделать. Но только по собственному желанию, без предварительных просьб со стороны окружающих. Затем тренер просит участников вспомнить и составить список тех дел, которые они выполняют с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о сво­ем душевном здоровье и немного побаловать себя. Когда списки будут готовы, участники должны отме­тить, как часто они делают то, что отмечено на листе. После этого тренер предоставляет возможность участ­никам высказать свое мнение по поводу того, на­сколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
  Далее группа разбивается на тройки — пары, ко­торые составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя. После это­го тренер раздает карточки с рекомендациями, состав­ленными Мадэлин Беркли-Ален (приложение 22), предлагает ознакомиться с ними и отметить в них те пункты, которые приемлемы для читающего, но ко­торые он выполняет крайне редко или не выполнял раньше, и дополнить этот список одной-двумя ори­гинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя участники записывают на стикерах, прикрепляют на большой, заранее заготовленный лист ватмана. На этом же листе ватмана можно запи­сать и слоганы, составленные участниками. Плакат «Порой я балую себя!» может висеть на стене до окон­чания тренинга.
Обсуждение Участники высказываются в свободной форме о том, какие способы побаловать себя им больше всего понравились и какие они бы они могли попробовать использовать в будущем; кто получил удовлетворение от проделанной в ходе упражнения работы; кто бы хотел еще что-то доделать, сказать или поделиться опытом.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «АССЕРТИВНОСТЬ» ________ ___________________________

  Тренер дает определение ассертивности и знако­мит участников с основными признаками ассертивного человека, говорит о необходимости развития это­го качества у педагогов. Знакомство участников с техниками отказа собеседнику подготовит к выпол­нению упражнения по их отработке.

______________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «Я ГОВОРЮ „НЕТ“»____________________________________

Цель Методические рекомендации Отработать техники отказа собеседнику, провести мини-исследование относительно возможностей и границ использования каждой из приведенных на тренинге техник.
Содержание Упражнение проводится в кругу, раздаточным материалом служит таблица с названиями техник отказа собеседнику в вежливой корректной форме, приведенная в приложении 23. Перед началом упражнения тренер спрашивает участников о том, почему иногда мы не можем отказать людям в их просьбах и делаем то, что не приносит нам никакого удовлетворения и, кроме того, требует больших временных и энергетических затрат? Почему порой мы не можем дать отказ в вежливо и корректной форме, взваливая на свои плечи чужие проблемы? После обсуждения тренер знакомит учеников с шестью техниками отказа собеседнику и раздает бланки с таблицей. Этот предварительный этап упражнения можно заменить мини-лекцией «Техники отказа собеседнику» по усмотрению группы и/или тренера. Далее каждый из участников придумывает простой вопрос-просьбу, с которым он должен обратиться к соседу слева. Упражнение может начать тренер, попросив следующего участника (назовем его участником № 1) о чем-нибудь. Участник № 1, выслушав просьбу, в вежливой и уверенной манере отказывает собеседнику независимо от того, готов ли он выполнить ее. После этого участник № 1 обращается с просьбой к своему соседу слева (к участнику № 2) и т. д. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает и в роли просителя, и в роли человека, который отказывает в просьбе. В то время, пока два участника выступают в роли собеседников, остальные исполняют роль экспертов. Каждый из них, пользуясь таблицей с техниками отказа собеседнику, в специальной графе отмечает, ка­кая, на его взгляд, техника была использована. Гово­рить вслух свои решения строго запрещается, так как это может нарушить ход упражнения. Но если кто-то затрудняется в определении названия техники, он может оставить ответ без внимания. При этом жела­тельно предупредить участников о том, что в некото­рых случаях ответы могут включать сразу несколько техник или не содержать ни одну из перечисленных в таблице. Тогда эксперт может делать пометки по сво­ему усмотрению. Решение эксперта в любом случае считается верным и никем не будет оспариваться. Так­же любой из экспертов может приостановить свою ра­боту, если, например, подходит его очередь быть в роли собеседника и ему необходимо время на обдумывание просьбы.
Обсуждение После того как каждый откажет своему соседу в просьбе, тренер просит участников подсчитать резуль­таты проведенного мини-исследования, то есть опре­делить, какая из техник использовалась чаще, а какая реже других. После того как группа познакомится с усредненным результатом, тренер просит участников попробовать прокомментировать его: почему данные техники использовались чаще/реже? какая из техник кажется наиболее простой? какая наиболее убедитель­ной? в каком случае следует применять каждую издан­ных техник? какая из техник может быть универсаль­ной на все случаи жизни? Второй аспект, который мы рекомендуем обсудить после проведения упражнения, — это ощущения участ­ников, которые они испытали, будучи в роли собесед­ников. Что чувствовал себя каждый, когда отказывал­ся выполнить элементарную просьбу соседа? Был ли его отказ вежливым и убедительным? Остались ли неприятные ощущения после отказа? Как бы все про­исходило в реальной жизни? Как часто и в каких слу­чаях следует использовать данные техники в реальной жизни?

___________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: