Цель
Методические
рекомендации
| Познакомить слушателей с приемом, описанным Мадэлин Беркли-Ален.
|
Содержание
| Перед началом упражнения тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы людей, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написаны. Если кто-то очень захочет прочитать свои записи, он может это сделать. Но только по собственному желанию, без предварительных просьб со стороны окружающих.
Затем тренер просит участников вспомнить и составить список тех дел, которые они выполняют с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что отмечено на листе. После этого тренер предоставляет возможность участникам высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
|
| Далее группа разбивается на тройки — пары, которые составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя. После этого тренер раздает карточки с рекомендациями, составленными Мадэлин Беркли-Ален (приложение 22), предлагает ознакомиться с ними и отметить в них те пункты, которые приемлемы для читающего, но которые он выполняет крайне редко или не выполнял раньше, и дополнить этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя участники записывают на стикерах, прикрепляют на большой, заранее заготовленный лист ватмана. На этом же листе ватмана можно записать и слоганы, составленные участниками. Плакат «Порой я балую себя!» может висеть на стене до окончания тренинга.
|
Обсуждение
| Участники высказываются в свободной форме о том, какие способы побаловать себя им больше всего понравились и какие они бы они могли попробовать использовать в будущем; кто получил удовлетворение от проделанной в ходе упражнения работы; кто бы хотел еще что-то доделать, сказать или поделиться опытом.
|
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «АССЕРТИВНОСТЬ» ________ ___________________________
| Тренер дает определение ассертивности и знакомит участников с основными признаками ассертивного человека, говорит о необходимости развития этого качества у педагогов. Знакомство участников с техниками отказа собеседнику подготовит к выполнению упражнения по их отработке.
|
______________________________________________
УПРАЖНЕНИЕ «Я ГОВОРЮ „НЕТ“»____________________________________
Цель
Методические
рекомендации
| Отработать техники отказа собеседнику, провести мини-исследование относительно возможностей и границ использования каждой из приведенных на тренинге техник.
|
Содержание
| Упражнение проводится в кругу, раздаточным материалом служит таблица с названиями техник отказа собеседнику в вежливой корректной форме, приведенная в приложении 23.
Перед началом упражнения тренер спрашивает участников о том, почему иногда мы не можем отказать людям в их просьбах и делаем то, что не приносит нам никакого удовлетворения и, кроме того, требует больших временных и энергетических затрат? Почему порой мы не можем дать отказ в вежливо и корректной форме, взваливая на свои плечи чужие проблемы? После обсуждения тренер знакомит учеников с шестью техниками отказа собеседнику и раздает бланки с таблицей.
Этот предварительный этап упражнения можно заменить мини-лекцией «Техники отказа собеседнику» по усмотрению группы и/или тренера.
Далее каждый из участников придумывает простой вопрос-просьбу, с которым он должен обратиться к соседу слева. Упражнение может начать тренер, попросив следующего участника (назовем его участником № 1) о чем-нибудь. Участник № 1, выслушав просьбу, в вежливой и уверенной манере отказывает собеседнику независимо от того, готов ли он выполнить ее.
После этого участник № 1 обращается с просьбой к своему соседу слева (к участнику № 2) и т. д. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает и в роли просителя, и в роли человека, который отказывает в просьбе.
В то время, пока два участника выступают в роли собеседников, остальные исполняют роль экспертов. Каждый из них, пользуясь таблицей с техниками отказа собеседнику, в специальной графе отмечает, какая, на его взгляд, техника была использована. Говорить вслух свои решения строго запрещается, так как это может нарушить ход упражнения. Но если кто-то затрудняется в определении названия техники, он может оставить ответ без внимания. При этом желательно предупредить участников о том, что в некоторых случаях ответы могут включать сразу несколько техник или не содержать ни одну из перечисленных в таблице. Тогда эксперт может делать пометки по своему усмотрению. Решение эксперта в любом случае считается верным и никем не будет оспариваться. Также любой из экспертов может приостановить свою работу, если, например, подходит его очередь быть в роли собеседника и ему необходимо время на обдумывание просьбы.
|
Обсуждение
| После того как каждый откажет своему соседу в просьбе, тренер просит участников подсчитать результаты проведенного мини-исследования, то есть определить, какая из техник использовалась чаще, а какая реже других. После того как группа познакомится с усредненным результатом, тренер просит участников попробовать прокомментировать его: почему данные техники использовались чаще/реже? какая из техник кажется наиболее простой? какая наиболее убедительной? в каком случае следует применять каждую изданных техник? какая из техник может быть универсальной на все случаи жизни?
Второй аспект, который мы рекомендуем обсудить после проведения упражнения, — это ощущения участников, которые они испытали, будучи в роли собеседников. Что чувствовал себя каждый, когда отказывался выполнить элементарную просьбу соседа? Был ли его отказ вежливым и убедительным? Остались ли неприятные ощущения после отказа? Как бы все происходило в реальной жизни? Как часто и в каких случаях следует использовать данные техники в реальной жизни?
|
___________________________________________________