Особенности обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения

Русский язык как учебный предмет. Содержание, принципы, методы обучения русскому языку в начальных классах.

Специфика русского языка заключается в том, что он является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Составляющими процесса обучения являются:

- цели и задачи обучения

- подходы к организации обучения

- содержание обучения

- принципы и методы обучения

- средства обучения

- учебный процесс (деятельность учителя и деятельность ученика)

Цель обучения русскому языку – научить школьников полноценно пользоваться языком во всех видах речевой деятельности в разных речевых сферах применения языка. Для достижения этой цели необходимо:

- обучить элементарному чтению и письму по-русски

- сформировать каллиграфические навыки

- сформировать у детей знание о языке и умение этими знаниями пользоваться

- сформировать основные речевые понятия и умения ими пользоваться

Содержание обучения русскому языку составляют разделы: речь, текст, предложение, звуки и буквы, части речи, слово, состав слова, правописание слов

Подходы к обучению определяют цели и содержание обучения, принципы отбора материалов, отбор средств, методов и приёмов обучения.

Новые направления обучения русскому языку:

- системно-функциональный (овладение знаниями в системе языка)

- компетентностный (лингвистическая, языковая, культуроведческая)

- коммуникативный-деятельностный (предусматривает овладение знаниями о системе языка с целью создания условий для эффективного общения в различных речевых системах).

Принципы обучения:

- общедидактические

- лингвистические (развития мышления и речи, обучения языку на коммуникативной основе, учёта знаковой системы природы языка и др.)

Слово методика означает теорию преподавания какого-либо предмета.

Предметом методики является процесс овладения языком и речью в условиях обучения.

Задачи методики:

- определение целей методики обучения русскому языку (зачем изучать?)

- определение содержания обучения русскому языку (чему учить?)

- разработка способов обучения предмету, методов, приёмов обучения (как учить?)

- определение методов контроля за усвоением знаний (как контролировать усвоенное)

- исследование сравнительной эффективности метода (почему так, а не иначе)

Методы обучения:

- общедидактические

- лингвистические (языкового анализа, языкового синтеза, конструирования текста)

Особенности обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения.

Существует 2 типа школ: с бел. и рус. языками преподавания. Курсы эти имеют много общего, но, не смотря на совпадения в объёме материала, целей обучения, принципов и методов обучения, существуют отличия.

Рус. и бел. языки считаются близкородственными, т.к. элементы сходства преобладают над различиями.

При переносе языковых явлений в систему др.яз. наблюдаются случаи транспозиции и интерференции.

Положительный перенос называется транспозицией, т.е. переносятся явления, совпадающие в системе 2-х языков.

Интерференция – отрицательный перенос, или проникновение несовпадающих элементов в систему другого языка.

Отличительной особенностью методики преподавания русского языка в бел. школах являются использование дифф.-системного принципа, в соответствии с которым изучению подлежит вся система каждого из языков. Но при этом материал чётко деформируется и распределяется по степени совпадения и несовпадения языковых явлений.

Реализация этого принципа требует решения ряда проблем:

-проблема отбора содержания (она предусматривает сопоставительный анализ систем двух языков и отбор специфических явлений русск. языка, не совпадающих с системой бел.) Обязательно должна быть опора на явления, совпадающие в системах языков, потому материал системы 2-го языка, не должен опережать материал системы 1-го.

- использование методики преподавания русского языка - это подразумевает знакомство со всей системой языка, но разработку особой системы обучения в случае несовпадений явлений.

В школах с бел. яз. преподавания введён устный курс «Журавлик», который выполняет адаптационную функцию и направлен на формирование элементарной русской речи. Вводится в 1 классе.

Главные задачи курса:

- формирование умения на слух различать речь русскую и белорусскую

- формирование первоначальных навыков литературного произношения

- обогащение словаря школьников лексикой русского языка

- формирование умений и навыков, необходимых для создания элементарных высказываний по-русски

- формирование культуры речи

- привитие интереса к русскому языку

Начальный курс рус.яз. должен иметь ярко выраженную коммуникативную направленность:

- язык должен изучаться для общения и в процессе общения

- обучение языку должно иметь систематизирующую направленность, что связано с использованием заданий на конструирование

- обучение должно носить корректирующий характер (направленность), он связан с исправлением и предупреждением интерференции.

3.Типология и структура уроков русского языка. Основные требования к уроку.

Типы уроков по психол.-педагогическим этапам усвоения уч.материала:

*вводный, *тренировочный, *контрольный (проверочный), *закрепление ЗУНов, *урок самост. работы, *урок с исп. ТСО, *урок практич. работы, *комбинированный, *урок повторения, *обобщающий, *усвоение новых знаний.

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспеч-щая его целенаправленную действенность.

Классиф-ия уроков развития речи:

1)подготовка проведения изложения;

2)подготовка провед.сочинения;

3)урок работы над ошибками и анализ творческих работ.

Клас.уроков обучения грамоте:

•по основному виду речевой деят-ти: 1)обуч.чтению; 2)обучение письму; 3)комбинир-ый урок чтения и письма; 4)обучение чтению и внеклассное чтение.

Разновидности уроков обуч.грамоте:

¤уроки подготовит. периода

¤уроки знак-ва с новой буквой;

¤уроки закрепл. Изученных букв;

¤уроки послебукварного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: