Ограничение в стимуле и в реакции одновременно

Злость – доброта

Господин - раб

Нерасторопность – суетливость

Позор – гордость

Соперник – союзник

Черный – белый

Прыгать – лежать/

Красивый – безобразный

Целина – пашня

Гуманность – жестокость

Смех – слезы

Атака – отступление

Буря – штиль

Скука – веселье

Беда - праздник

Адекватные реакции: + + + + + + + + (8)

Семантические парафазии: + + + + + + (6)

Неадекватные реакции: + (1)

Вывод: считается, что при хорошем или удовлетворительном знании языка, испытуемые показывают высокий результат по адекватным реакциям, но хорошим является совпадение и по двум классам (АР+СП). СП – слова, наполненные собственными ощущениями, показывают, что актуально в значении данного слова для конкретного человека.

НАЭ может использоваться для выявления образных стереотипов, например, зооморфная метафора. Характеристика дается человека через свойства характеристики животного. Эти метафоры есть во всех языках, но в конкретном языке они приобретают особое символическое значение. Они оказываются национально специфическими.

Хитрый как лис

Трусливый как заяц

Трудолюбивый как муравей

Глупый как осел

Ловкий как обезьяна

Сильный как медведь

Уродливый как жаба

При подобных экспериментах нужно учитывать частотность употребления, например на стимул «хитрый как…» самой частотной реакцией для русских будет «лиса», но возможно получение нескольких реакций. Слова «ишак» и «осел» называют одно животное, но разные реакции. Одна и та же метафора может иметь разные смыслы.

В какой-то степени разновидностью направленного ассоциативного эксперимента является метод прямого толкования слова. Этот метод был заимствован из лингвистики. Процедура толкования предполагает разъяснение значения слова с учетом понятийного, денотативного (предметная отнесенность) и коннотативного (эмоциональное восприятие) компонентов. Понятийный компонент значения включает в себя интегральные и дифференциальные семы. К интегральным признакам относится указание на принадлежность к родовому классу. К дифференциальным признакам относятся указания на функцию предмета, форму, цвет и т.д. (стул - сидеть). Денотативные семы указывают на ряд, к которому относится обозначаемое. Коннотативный компонент связан с эмоциональной оценкой. Любая языковая личность пропускает слово через свой опыт, поэтому степень актуальности тех или иных смыслов разная. ПЛ направлена на то, чтобы выявить психологическую реальность значения в сознании индивида.

Толкование слова рассматривается как синонимический текст или как синонимическая перифраза, которая передает ту же информацию, что и толкуемое слово. Любая перифраза выделяет актуальные для говорящего смыслы или признаки этого значения. Испытуемым дается слово и предлагается дать ему объяснение, но не в виде синонима, а виде развернутого текста, например мотивационный перифраз.

Подсолнечник – это высокое однолетнее растение, которое при недостатке солнечного света, поворачивает цветок в сторону солнца.

Вечерник

Дневник – документ учащегося, в котором отмечаются оценки, Д/З, уроки и пр.

Если для эксперимента берутся окказиональные слова, то внутренняя форма будет оказывать влияние. Иногда внутренняя форма в художественном тексте будет актуализироваться намеренно.

Зеленушка – мох.

Болотник – житель болота (персонаж), птица, багульник, дягиль, борщевик и др. растения, сапог.

Мурх кот

Муора – …

При толковании незнакомых слов, испытуемые опираются на фонетическую оболочку слова, на структуру слова, пытаются определить внутреннюю форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: