Метод вероятностного прогнозирования

Основан на том, что слова в нашем сознании записываются с учетом частотности употребления и ситуации.

Речь обладает избыточностью, что позволяет, в случаях речевой деформации, восстанавливать повреждённые участки текста, основываясь на вероятностном прогнозе.

В случае если есть несколько вариантов восстановления, прогноз можно сделать более направленным, если слово включить в предложение.

О..ел, ле..ал, среди....уч

Прогноз может иметь разную силу в зависимости от элемента слова или высказывания. (аква….)

Каждый текст «опрокинув» ситуацию (связан). Многие элементы речевой цепи дублируют друг друга (грамматически, семантически и т.д.)

(перепрыгнуть через лужу)

На основании этих предположений есть методика «дополнения» (завершения, восстановления) речевого знака или высказывания. Предложен Тейлором. Основывался на том, что в процессе передачи информации, она может быть частично утеряна. Задача: выявить, насколько высказывание может быть деформировано, чтобы быть понято.

Суть: испытуемым дается текст, в котором пропускается слово, лучше пропускать каждое 5-е слово. Пропуск отмечается многоточием. Нельзя ставить количество точек, в зависимости от пропущенных букв.

Когда такие эксперименты были проведены, испытуемые с большей легкостью восстанавливали слегка повреждённый текст.

Легче восстанавливать пропуск в конце, чем в начале.

МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ ФРАЗЫ

Испытуемым предлагают устно или письменно закончить начатое экспериментатором предложение. Такие эксперименты предлагают понять, что одно и то же начало предложения может получить разные варианты.

На берегу… росла высокая трава, в которой можно было спрятаться в полный рост.

Помогает восстанавливать возможные варианты смысловой развертки семантических знаков языка.

Весна пришла в этом году раньше обычного.

Весной я не могу усидеть дома.

О весне поют птицы.

Весны не хватает зимой.

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

(МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ)

Шпингалет

Фешенебельный

Резонанс

Дрова

Суть этого метода в том, что он отражает мыслительные процессы, поскольку испытуемому нужно объединить разные слова в пары, на каком-либо основании.

ВРЕМЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

День 1

Телефон 1

Магнит1

Тихо 1

Ожидание 1

Прекрасное 1

Резонанс1

Прыгать1

Семья1

Жизнь1

Сердце1

Рука 1

Природа1

Дерево1

Дрова1

Скамейка1

Шкаф1

Шпингалет1

Поезд1

Корабль1

Часы 1

Долгое1

Временный1

Работать1

«Звонок телефона обозначил начало нового, и, надеюсь прекрасного, дня. Рука, по природе своей, автоматически потянулась за трубкой. Ожидание этого звонка хоть и было когда-то долгим, но прекрасным, я опередил собеседника: «Говори тихо…». На часах 9 утра. День предстоит долгий. Но человек с временным заработком, не имеющий семьи, все равно в конце этого дня еще обнаружит в себе силы попрыгать в клубе ну или хотя бы посидеть на скамейке во дворе, созерцая виды природы, которая в этом самом дворе представлена лишь изредка самыми типичными для города видами деревьев. Сколько раз думал, сесть бы на поезд или корабль, и уехать в какую-нибудь страну, к коей сердце лежит. Я ведь всю жизнь работаю, я заслужил себе хороший отдых, ну или чашку кофе с утра… Магнит «Геленджик» на заляпанном холодильнике гласил о том, что отдых у меня когда-то был, и наверное хороший, маленький… но хороший. А сейчас слова «отпуск» и «скоро» не звучат для меня в резонанс. Такая вот у меня жизнь. Пять через два… В пятницу в дрова…

Прогнал все эти мысли, добрёл до шкафа, открыл шпингалет, оделся, потом вышел, даже скорее бросил себя в улицу. Началось…»

Позволяет выявить особенности протекания мыслительных процессов. Позволяет выявить, на каком основании объединяются слова, относящиеся к разным семантическим полям. Чем короче ветви кластера, тем ближе ассоциативная связь между словами. Слова могут быть объединены на основании:

- ситуативных связей,

- отношения соположения

- временнЫе отношения,

- настроения

- соотношение по смежности (велосипед-трава)

- тематические ассоциации

- крупные классы предметов (фрукты, мебель)

- возможность составить словосочетание (март, кот – мартовский кот)

При построении кластера могут использоваться формальные принципы:

- часть речи

- кол-во букв

- кол-во слогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: