Основан на том, что слова в нашем сознании записываются с учетом частотности употребления и ситуации.
Речь обладает избыточностью, что позволяет, в случаях речевой деформации, восстанавливать повреждённые участки текста, основываясь на вероятностном прогнозе.
В случае если есть несколько вариантов восстановления, прогноз можно сделать более направленным, если слово включить в предложение.
О..ел, ле..ал, среди....уч
Прогноз может иметь разную силу в зависимости от элемента слова или высказывания. (аква….)
Каждый текст «опрокинув» ситуацию (связан). Многие элементы речевой цепи дублируют друг друга (грамматически, семантически и т.д.)
(перепрыгнуть через лужу)
На основании этих предположений есть методика «дополнения» (завершения, восстановления) речевого знака или высказывания. Предложен Тейлором. Основывался на том, что в процессе передачи информации, она может быть частично утеряна. Задача: выявить, насколько высказывание может быть деформировано, чтобы быть понято.
|
|
Суть: испытуемым дается текст, в котором пропускается слово, лучше пропускать каждое 5-е слово. Пропуск отмечается многоточием. Нельзя ставить количество точек, в зависимости от пропущенных букв.
Когда такие эксперименты были проведены, испытуемые с большей легкостью восстанавливали слегка повреждённый текст.
Легче восстанавливать пропуск в конце, чем в начале.
МЕТОДИКА ЗАВЕРШЕНИЯ ФРАЗЫ
Испытуемым предлагают устно или письменно закончить начатое экспериментатором предложение. Такие эксперименты предлагают понять, что одно и то же начало предложения может получить разные варианты.
На берегу… росла высокая трава, в которой можно было спрятаться в полный рост.
Помогает восстанавливать возможные варианты смысловой развертки семантических знаков языка.
Весна пришла в этом году раньше обычного.
Весной я не могу усидеть дома.
О весне поют птицы.
Весны не хватает зимой.
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ
(МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ)
Шпингалет
Фешенебельный
Резонанс
Дрова
Суть этого метода в том, что он отражает мыслительные процессы, поскольку испытуемому нужно объединить разные слова в пары, на каком-либо основании.
ВРЕМЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
День 1
Телефон 1
Магнит1
Тихо 1
Ожидание 1
Прекрасное 1
Резонанс1
Прыгать1
Семья1
Жизнь1
Сердце1
Рука 1
Природа1
Дерево1
Дрова1
Скамейка1
Шкаф1
Шпингалет1
Поезд1
Корабль1
Часы 1
Долгое1
Временный1
Работать1
«Звонок телефона обозначил начало нового, и, надеюсь прекрасного, дня. Рука, по природе своей, автоматически потянулась за трубкой. Ожидание этого звонка хоть и было когда-то долгим, но прекрасным, я опередил собеседника: «Говори тихо…». На часах 9 утра. День предстоит долгий. Но человек с временным заработком, не имеющий семьи, все равно в конце этого дня еще обнаружит в себе силы попрыгать в клубе ну или хотя бы посидеть на скамейке во дворе, созерцая виды природы, которая в этом самом дворе представлена лишь изредка самыми типичными для города видами деревьев. Сколько раз думал, сесть бы на поезд или корабль, и уехать в какую-нибудь страну, к коей сердце лежит. Я ведь всю жизнь работаю, я заслужил себе хороший отдых, ну или чашку кофе с утра… Магнит «Геленджик» на заляпанном холодильнике гласил о том, что отдых у меня когда-то был, и наверное хороший, маленький… но хороший. А сейчас слова «отпуск» и «скоро» не звучат для меня в резонанс. Такая вот у меня жизнь. Пять через два… В пятницу в дрова…
|
|
Прогнал все эти мысли, добрёл до шкафа, открыл шпингалет, оделся, потом вышел, даже скорее бросил себя в улицу. Началось…»
Позволяет выявить особенности протекания мыслительных процессов. Позволяет выявить, на каком основании объединяются слова, относящиеся к разным семантическим полям. Чем короче ветви кластера, тем ближе ассоциативная связь между словами. Слова могут быть объединены на основании:
- ситуативных связей,
- отношения соположения
- временнЫе отношения,
- настроения
- соотношение по смежности (велосипед-трава)
- тематические ассоциации
- крупные классы предметов (фрукты, мебель)
- возможность составить словосочетание (март, кот – мартовский кот)
При построении кластера могут использоваться формальные принципы:
- часть речи
- кол-во букв
- кол-во слогов.