Примечания

1 Список царей в Спарте открывают Еврисфен, который согласно традиции правил 42 года, с 1103/2 по 1062/61 (Her. VI, 52; VII, 204; Paus. III, 16, 6) и его брат-близнец Прокл (Her. VIII, 131; Paus. III, 7, 1 - 2; Euseb. I, 226). Однако в исторической науке ранняя часть списка царей считается недостоверной. Особенное недоверие вызывает список царей из династии Еврипонтидов. Как правило, считают, что первым историческим басилевсом в линии Еврипонтидов был Харилл, сын Полидекта, обычно идентифицируемый как племянник и подопечный Ликурга. Он правил более 60 лет в середине VIII в. до н. э. Список Агиадов считают более солидным и надежным. Согласно Геродоту (VI, 51), дом Агиадов был более древним и почитаемым, чем дом Еврипонтидов. Список Агиадов не длиннее списка Еврипонтидов, он включает всего 16 записей между возвращением Гераклидов и Греко-Персидскими войнами. Современные исследователи полагают, что некоторые из ранних записей в этом списке могут быть исторически достоверными, и цари из рода Агиадов вполне могли возглавлять спартанскую общину до VIII в. до н. э., т. е. до установления "благозакония" или евномии. Однако современные ученые, специально занимающиеся хронологией, за бесспорно историческую принимают ту часть списка царей, которая начинается с середины VI в. до н. э. Так в книге Э. Бикермана "Хронология древнего мира" (М., 1975) список царей из династии Агиадов начинается с Анаксандрида (ок. 560 - 520), а список Еврипонтидов - с Аристона (ок. 550 - 515). Последними спартанскими царями, правившими совместно, были Агесипол III (219 - 215) и Ликург (219 - 212). назад
2 Различные спартанские легенды, связанные с Ликургом и евномией, предполагают, что до Ликурга Лакедемон управлялся царями, но власть их, по всей видимости, не была деспотической и авторитарной. Наоборот, традиция намекает на слабость правящей корпорации, приведшей к стасису и анархии. Из этого политического коллапса страну вывел Ликург. Он навел порядок и спас Спарту от хаоса (Her. I, 65, 2; Thuc. I, 18, 1). Его политические реформы позволили спартанскому полису установить контроль над всей Лаконией. Не исключено, что Ликург уничтожил слабую и неэффективную лакедемонскую монархию и поставил на ее место хорошо организованный олигархический режим, возглавляемый двумя басилевсами.
Во всяком случае, первое упоминание о совместных действиях обоих царей относится к началу VIII в. до н. э. - эпохе, непосредственно следующей за временем Ликурга. Согласно традиции, во время совместного правления Архелая и Харилла дельфийский оракул одобрил их завоевание города Эгина в северо-западном углу Лаконии (P-W 539). Эта военная акция - первое отраженное в предании предприятие спартанского государства, совершенное обоими царями (Paus. III, 2, 5 - 6). Именно это обстоятельство позволило некоторым современным исследователям выдвинуть предположение, что Архелай и Харилл были в действительности первыми спартанскими царями, правившими совместно, и с них начинается диархия. Хронологически это вполне возможно. Древние хронографы помещают время правления Архелая и Харилла во временной промежуток между серединой IX и началом VIII вв. до н. э. Оба правили около 60 лет (Euseb. I, 225; Diod. VII, 8). назад
3 Фролов Э. Д. Парадоксы истории - парадоксы античности. СПб., 2004. С. 230. назад
4 На протяжении всей спартанской истории братья Диоскуры, которых Пиндар называет охранителями и патронами Спарты (Pind. Nem. 10, 52: tamivai Spavrta"), служили моделью и божественной гарантией спартанской диархии. По свидетельству Геродота, божественные близнецы Кастор и Поллукс как помощники и защитники выступали в поход вместе с царями (V, 75). Иногда высказываются мнения (например, Эд. Мейером), что сами Диоскуры выросли из спартанской диархии и являются ее отражением в мире богов, а мифы, которые привязаны к Диоскурам, имеют вторичный характер и являются толкованиями, а не предпосылками культа. назад
5 Примером может служить ситуация, сложившаяся после смерти Александра Великого, когда под регентством Пердикки были провозглашены царями и брат покойного Филипп Арридей, и сын Александра от Роксаны. назад
6 Сам этот титул очень древнего происхождения. Так называли в микенской Греции каких-то представителей местной власти - pasireu, которые противостояли центральной дворцовой администрации. назад
7 То, что спартанские цари официально именовались именно басилевсами, можно судить по надписям на монетах, хотя все они позднего происхождения: ведь Спарта до III в. до н. э. не чеканила своей монеты. В 280 г. до н. э. царь Арей I начал использовать тетрадрахмы Александра Великого аттического типа с символикой Македонца, но с надписью BASILEOS AREOS. Тиран Набис, желая показать себя законным правителем Спарты, официальной основой своей власти делает царский титул. На своих поздних тетрадрахмах Набис помещает голову Аполлона из Амикл, но со своими портретными чертами. На обороте кроме изображения Геракла написано имя BASILEOS NABIOS. В конце XIX в. на острове Делос был найден почетный декрет в честь Набиса, в котором он именуется царем (Ditt. Syll.3 285). назад
8 Самая ранняя дата составления Большой ретры, как полагают некоторые исследователи, - это рубеж IX-VIII вв. до н. э. назад
9 Среди них, согласно традиции, были даже "демократы", выступающие против безудержной алчности знати. Так царь Полидор, правящий вместе с Феопомпом во время Первой Мессенской войны, провел второй после Ликурга раздел земли на клеры (Plut. Lyc. 8). Как сообщает Павсаний, он "пользовался большой популярностью в Спарте и… был особенно любим народом". За свои демократические симпатии и действия он был убит одним из представителей аристократической корпорации (Paus. III, 3, 1 - 4). Однако после победы эгалитарных тенденций в спартанском обществе Полидор становится объектом всеобщего почитания. Его статую поместили на одно из самых почетных мест в Спарте - рядом с могилой Ореста, а эфоры пользовались печатями с изображением Полидора (Paus. III, 11, 10). назад
10 Возможно, присутствие только одного эфора объясняется тем, что военные действия велись сравнительно недалеко от Лаконии, на территории Пелопоннеса. назад
11 Не исключено, что это постановление имело скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Судя по данным традиции, "советники" при царях и полководцах появлялись только тогда, когда последние или терпели целую серию неудач, как, например, царь Агис, или далеко отступали от полученных ими инструкций, как например адмирал (наварх) 412/411 г. до н. э. Астиох. К нему в 411 г. до н. э. была отправлена комиссия, состоящая из одиннадцати советников. Посылка такой представительной комиссии объясняется, по-видимому, исключительно сложной ситуацией, которая сложилась в то время у побережья Малой Азии. По-видимому, слухи о подкупе наварха, а также доносы офицеров Астиоха, обвиняющих своего адмирала в полной бездеятельности (Thuc. VIII, 33, 3), вызвали тревогу в Спарте и заставили спартанское правительство предпринять экстренные меры, которые состояли в отправке в Милет из Спарты комиссии Одиннадцати (VIII, 39, 2: e{ndeka a[ndra" Spartiatw`n xumbouvlou"), наделенной самыми широкими полномочиями вплоть до смещения Астиоха с должности наварха (VIII, 39, 2). Эта авторитетная комиссия призвана была поставить наварха под более жесткий контроль общины. Как и в случае с царем Агисом (V, 63, 4), наварх после прибытия этой комиссии, по-видимому, уже не мог принимать самостоятельных решений, и впредь руководство осуществлялось коллегиально. назад
12 Выражение Геродота - oJdw`n dhmosievwn pevri - дословно можно перевести как "об общественных дорогах" или "о государственных дорогах", что в данном случае одно и то же.назад
13 В средневековой Европе прокладка дорог и возведение мостов считались Богоугодным делом. Так в шведских рунических надписях на камнях специально отмечалась как особая заслуга постройка моста. Легендарный шведский конунг Энунд даже заслужил прозвище Строителя дорог за то, что в лесных районах он основывал новые селения и соединял их дорогами (Гуревич А. Избранные труды. Т.2. Средневековый мир. М.; СПб., 1999. C. 53). назад
14 Известно, что подобным правом обладали македонские цари. Так после сражения при Гранике Александр Македонский освободил родителей и детей погибших македонян от "обязательных работ" (Arr. Anab. I, 16, 5).назад
15 Гомер, говоря о царях, иногда употребляет такие эпитеты, как "богом рожденные", "богом вскормленные", "богоподобные" (Il. XI, 465; IX, 106; Od. IV, 856; XXI, 122). назад
16 Периодическое ограничение религиозно обусловленных полномочий определенным сроком и необходимость их регулярного возобновления - явления, широко известные и на Древнем Востоке. Так вавилонские цари раз в год должны были возобновлять свои полномочия с помощью церемонии временного отказа от власти. Ритуал заключался в том, что корону и скипетр вместе с прочими знаками царского достоинства отнимали у царя и помещали внутри храма бога Мардука. После этого царь вводился в святилище перед Мардуком, к которому он обращался с молитвой, обещая быть послушным его решениям; а верховный жрец, обращаясь к царю, обещал ему помощь Мардука в увеличении его царской мощи. Затем царю возвращались все знаки его достоинства (Струве В. В. История Древнего Востока. М., 1943. С. 115). У египетских фараонов также был специальный праздник, который уходит корнями в древнюю сакральную практику. Это Хеб-сед - праздник тридцатилетнего правления фараона. В обряд этого празднества входило ритуальное убийство: убивали статую фараона, потом ее погребали, а затем происходил обряд омоложения. Фараон снова короновался и приступал к исполнению своих обязанностей. Считалось, что в это время фараон восстанавливает свои силы и свои полномочия. Этот праздник справлялся около трех тысяч лет. В эпоху Нового царства тридцатилетний цикл часто нарушался. Так Аменхотеп, отец Эхнатона, да и другие фараоны справляли Хеб-сед гораздо чаще. Хеб-сед был настолько важен, что фигурировал в царских списках.назад
17 Оба, Тисамен и Агий, были членами знаменитого жреческого рода Иамидов из Элиды. Их дед, Тисамен, в 480 г. до н. э. был принят в спартанскую общину и на протяжении многих лет занимал пост главного жреца-прорицателя в Спарте (Herod. IX, 33, 35; Paus. III, 11, 5-8). По словам Геродота, Тисамен и "его брат были единственными людьми, которые сделались спартанскими гражданами" (IX, 35). Представители этого рода несколько раз еще появляются на подмостках истории. Так Агий принимал участие в битве при Эгоспотамах (Paus. III, 11, 5).назад
18 Parker, Robert. Spartan Religion // Classical Sparta: Techniques behind her Success / Ed. by A. Powell. London, 1989. P. 142 - 172.назад
19 Для многих греческих оракулов было характерно единство мантики и поэзии. Написанные поэтически загадочным языком, они подчас были настолько темны и непонятны, что допускали разные варианты их толкованияназад
20 Об отношении Дельф и Спарты подробнее см.: Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственых отношений (VII - V вв. до н. э.). СПб., 2001. С. 295 слл. назад
21 Подобные священные послы (qewroiv) были и в других греческих полисах, например, в Коринфе. Они выбирались из членов правящего рода. Об одном из таких посольств рассказывает Полиен (V, 31). Возможно, коринфские феоры подобно спартанским пифиям составляли постоянно действующую коллегию.назад
22 В традиционно приписываемом к платоновскому корпусу трактате "Алкивиад II" приведен оракул Зевса-Аммона, данный афинянам, недовольным тем, что боги слишком благосклонны к спартанцам: "Богу более угодно молчаливое благочестие лакедемонян, чем все священнодействия и обряды эллинов" (149 b).назад
23 Мнение, что Ликург получил свои законы в форме оракула, было общепризнанным в древности. Об этом свидетельствуют все древние авторы, начиная с Тиртея и Геродота, которые, так или иначе, касались темы спартанской евномии, Большой ретры или Ликурга (Tyrt. ap. Plut. Lyc. 6, 4 - 5; Her. I, 65).назад
24 Древние хронографы, опираясь на авторитет Тиртея, считали Феопомпа и Полидора современниками. Согласно традиции, следы которой мы находим правда только у позднего автора Павсания, царь Полидор отличался либеральными взглядами и пользовался поддержкой рядовых граждан. Именно за свой демократизм он, в конце концов, стал жертвой реакции и был убит знатным спартанцем по имени Полемарх (Paus. III, 3, 2 - 3). назад
25 Оракул, по-видимому, грозил лакедемонянам голодом и намекал на то, что за привозной хлеб им придется заплатить немалую сумму денег (серебра). назад
26 Спартанская плутократия, к середине III в. до н. э. сосредоточившая в своих руках огромные богатства, с помощью эфоров постаралась свести к минимуму власть царей и добиться полного политического господства. Действительно перед реформами Агиса и Клеомена государством фактически управляли эфоры, отодвинув царей на задний план и оставив им лишь титул. Об этом, кстати, говорит Плутарх, описывая мотивы, побудившие Клеомена III к перевороту. Будущий реформатор видел, что "сам он царь только по имени, власть же целиком принадлежит эфорам" (Plut. Cleom. 3). Показательно, что Клеомен начинает свои реформы с ликвидации эфората.назад
27 Так желая добиться царской власти в Спарте законным путем, Лисандр, знаменитый наварх и победитель в Пелопоннесской войне, задумал изменить сам закон о престолонаследии. Однако без одобрения Дельф внести какие-либо изменения в спартанское законодательство было практически невозможно (cp.: Xen. Lac. pol. 8, 5; Plat. Leg. I, 624). Поэтому Лисандр и его влиятельные друзья оказали сильнейшее давление на жрецов в Дельфах, желая заручиться их поддержкой для успешного проведения реформы царской власти в Спарте (Diod. XIV, 13, 3 - 7; Plut. Lys. 25, 3 - 4; Nepos. Lys. 3, 1 - 4). Отчасти усилия Лисандра не пропали даром, и он сумел заручиться поддержкой части дельфийского жречества. Так рассказывая об инсценировке, связанной с Силеном, Плутарх приводит такую деталь: жрецы-соучастники должны были признать в Силене сына Аполлона и с его помощью объявить нужные Лисандру оракулы (Plut. Lys. 26). Но дело раскрылось, и коррумпированные жрецы подверглись "служебному" расследованию. Их обвиняли в том, что они помогли Лисандру сфальсифицировать предсказания Пифии (Lys. 25, 1 - 2). После этой некрасивой истории дельфийские жрецы постарались дистанцироваться от Лисандра и не рисковать больше ради него своим авторитетом.назад
28 Спартанские клеры вместе с приданными им илотами в правовом отношении скорее рассматривались как государственная собственность, отданная в бессрочную аренду, чем безусловно частная. В Спарте была запрещена купля-продажа земли даже в таких замаскированных ее видах, как дарение и завещание (Plut. Agis 5). По свидетельству Плутарха, первоначальное деление на клеры осуществил Ликург (Lyc. 8). Наделяя всех граждан одинаковыми земельными участками, клерами, Ликург, по-видимому, надеялся, что равная экономическая база окажется надежной основой для политического равенства. Но не вся земля на территории Лаконии и Мессении была национализирована Ликургом и подвергнута уравнительному распределению среди всех спартанских граждан. Судя по одному замечанию Полибия (VI, 45, 3), речь, по-видимому, шла только о так называемой гражданской земле (politikh; cwvra). В самом общем приближении можно только сказать, что под гражданской землей, по-видимому, надо понимать землю, полностью контролируемую государством. В качестве таковой она в любой момент могла быть конфискована для нового передела. Государство, сколько могло, сохраняло и отстаивало принцип полной неотчуждаемости земли, принцип, при котором земля всегда должна была оставаться в одном и том же роде, не дробясь даже между наследниками.назад
29 Спартанское государство, примерно к середине VIII в. до н. э. покорив всю территорию Лаконии, образовало что-то вроде лакедемонской симмахии, куда вошли все находящиеся там полисы периеков. В этом политическом объединении Спарта монополизировала государственное управление. Полисы периеков на территории Лаконии представляли собою полуавтономные общины, чьи граждане однако в самой Спарте не обладали никакими гражданскими и политическими правами и считались ксенами, т. е. иностранцами. Города периеков полностью были лишены внешнеполитической инициативы. Вся внешняя политика находилась в руках спартанской правящей элиты. Это видно уже по тому, что в Пелопоннесской Лиге ни у одного периекского города не было права голоса. Но внутреннюю автономию, хотя и в несколько урезанном виде, спартанцы общинам периеков оставили. Это значит, что все города периеков продолжали оставаться полисами с функционирующими там народными собраниями и полисными магистратурами. Хотя точная численность периекских общин - 24 - зафиксирована только для римской эпохи, но, судя по одному замечанию Геродота, их было достаточно много и в более ранний период (VII, 234, 2).назад
30 Слово tevmeno" в микенских документах означало земельные владения царя. Во времена Гомера этим словом назывались как царские наделы, так и священные участки богов. назад
31 Аналогичная ситуация с земельными наделами существовала в Риме царского периода. Часть захваченных земель изымалась из общественного пользования и предоставлялась царям. Такие участки назывались "царскими клерами" (tw`n ajei; basilevwn klh`ro") в отличие от общественного достояния, и ими цари могли распоряжаться по своему усмотрению (Dionys. III, 1). назад
32 По-видимому, не только цари имели возможность приобретать участки на территории, принадлежащей периекам. Согласно традиции, уже в V в. до н. э. накопление дополнительной земельной собственности привело к серьезному неравенству в богатстве среди спартиатов (Her. VI, 61, 3; VII, 134, 2; Thuc. I, 6, 4; Xen. Lac. pol. 5, 3; 6, 4; Hell. VI, 4, 10-11; Arist. Pol. II, 6, 10, 1270 a 18).назад
33 Власть спартанских царей равномерно распространялась как на самих спартиатов, так и на периеков, чьими военачальниками они являлись. Это позволяло регулировать отношения между полноправной общиной, каковой являлась Спарта, и подчиненными ей общинами периеков. Цари выступали посредниками между центром и миром периферийных полисов. назад
34 Некоторые исследователи в своих предположениях заходят слишком далеко, предполагая, например, что источником доходов для царей служили также рынки, которые рассматривались как их собственность. Утверждают также, что цари контролировали всю внешнюю торговлю и даже называют архаическую Спарту в ту пору, когда она еще не лишилась своих восточных рынков, "коммерческой монархией".назад
35 Частным лицам за хранение золотой и серебряной монеты в собственных домах грозила смертная казнь (Plut. Lys. 17).назад
36 И это притом, что в период архаики аристократия прочих греческих полисов, как правило, стремилась к демонстрации своих богатств и возможностей. Так, например, по свидетельству Ксенофана (2-я пол. VI в. до н. э.), колофонские аристократы, "научившись бесполезной роскоши у лидийцев", выходили на площадь, щеголяя пурпурными плащами, прекрасной шевелюрой и благоухая ароматами (fr. 3 Diehl3).назад
37 Отец Еврисфена и Прокла, двух братьев-близнецов, которые по преданию были родоначальниками царских домов в Спарте.назад
38 В т. н. Малых ретрах, документе середины VI в. до н.э., текст которого приводит Плутарх (Plut. Lyc. 13), среди прочего предписывалось, "чтобы в каждом доме кровля была сделана при помощи топора, а двери - одной лишь пилы, без применения хотя бы еще одного инструмента…". Судя по содержанию этой статьи, унификация к концу архаического периода распространилась уже на все сферы жизни, в том числе и на внешний вид спартанских домов, которые надлежало строить с помощью простейших инструментов. Методы строительства были в законодательном порядке искусственно архаизированы с тем, чтобы не дать возможности богатым спартиатам пользоваться иными жизненными стандартами, чем их менее удачливые сограждане. Принцип демонстративного равенства, таким образом, распространился в Спарте и на такие важные и социально значимые для любых обществ внешние атрибуты, как жилые дома. Скорее всего, это предписание было непосредственно обращено к царям и их ближайшему окружению. Родовая знать получила таким образом знак - длительный социальный мир можно сохранить только ценой внешнего самоограничения.
К этому закону, направленному против роскоши в строительстве домов, весьма близко как по смыслу, так и хронологически примыкает программное требование стричь усы и соблюдать законы, с которым эфоры обращались к гражданам при вступлении в свою должность (Arist. ap. Plut. Cleom. 9). Странная директива, призывающая стричь усы, по-видимому, имеет ту же политическую направленность, что и Малые ретры. В Спарте реализация директивы гражданского равенства могла быть успешно осуществлена только путем выравнивания, по крайней мере внешнего, образа жизни аристократии и рядовых граждан.назад
39 Для унифицированной и эффективной подготовки молодых граждан была достаточно рано создана система общественного воспитания, или ajgwghv. Сущность этой системы заключается в том, что все мальчики гражданского происхождения, начиная с семилетнего возраста и до 18-20 лет, получали одинаковое воспитание в закрытых полувоенных школах (агелах), где основное внимание обращалось на их физическую и идеологическую подготовку (Xen. Lac. pol. 2; Plut. Lyc. 16, 7 - 18). Прохождение полного образовательного курса было обязательным условием для включения молодых спартанцев в гражданский коллектив. По словам Плутарха, "кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав" (Mor. 238 e). Внешне спартанские агелы были полностью свободны от сословных различий. Программа обучения была общей для всех, причем гуманитарный цикл в ней занимал минимальный объем. назад
40 В качестве возможной параллели к паре Агис - Агесилай можно привести другую пару - Клеомен - Дорией. В споре о престолонаследии Дорией, как это следует из Геродота, аргументировал законность своих претензий на трон тем, что он "всегда первенствовал среди сверстников и… по доблести (kat j ajndragaqivhn) престол должен принадлежать ему" (V, 42, 1). Конечно, нельзя исключить, что Геродот здесь только передает разделяемую им версию, будто Клеомен не мог править, так как "был несколько слабоумен, со склонностью к помешательству" (V, 42, 1). Но равным образом это может означать, что Дорией закончил с прекрасными результатами обязательное для всех спартиатов ajgwghv, от которого Клеомен как бесспорный наследник был освобожден.назад
41 Очень рано, уже, вероятно, в период архаики, появился неформальный термин для обозначения спартанских граждан - "равные" или в греческом варианте - "гомеи" (o{moioi). Скорее всего, этот термин возник в среде самих спартиатов и использовался членами гражданской корпорации для горделивого подчеркивания своего особого аристократического равенства. назад
42 В современной науке иногда даже говорят о политике эфоров или о традициях эфоров, как если бы существовала некая мистическая связь между сменяющими друг друга коллегиями, и предполагают обязательность вражды между эфорами и любым выдающимся царем. Возможно, что вражда эфоров и царей была несколько преувеличена древней традицией, а на самом деле, когда царь, подобно Агесилаю, проводил политику, которую поддерживали все спартанцы, эфоры оказывали ему полную поддержку. Когда же царь, подобно Архидаму, боролся с потоком общественного мнения, он нередко встречал сопротивление эфоров.назад
43 Подобная клятва имелась у эпирского племени молоссов, но лишь при вступлении царей в должность (Plut. Pyrrh. 5).назад
44 См. выше, С. 31 - 32. назад
45 В случае с Аргосом Клеомену удалось доказать свою невиновность, используя чисто религиозные основания. Он виртуозно сумел истолковать в нужном для себя смысле адресованный ему дельфийский оракул и полученное знамение (Her. VI, 82). назад
46 Целью такого рода обвинений было доказать, что один из царей был не Гераклидом, а нофом (novqo"). Слово novqo" в греческом языке имеет два значения: это или плод прелюбодеяния или же человек, один из родителей которого иностранец. Плутарх рассказывает, что эфор Лисандр в 242 г. до н. э. привлек к суду царя Леонида II "на основании одного древнего закона, запрещавшего Гераклиду приживать детей с чужестранкой". Леонида обвиняли в том, что он имел двух детей от жены "азиатского происхождения" (Plut. Agis 11). назад
47 Рассмотрению и оценке этого сюжета в современной отечественной историографии посвящены следующие работы О. В. Кулишовой: 1) Дельфийский оракул… С. 297 сл.; 2) Спартанский царь Клеомен и Дельфы // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Выпуск 2. СПб., 2003. С. 65 - 88.назад
48 Суриков И.Е. Функции института остракизма и афинская политическая элита // ВДИ. 2004. N 1. С. 17.назад


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: