Воспитание царей

Как свидетельствует Плутарх, только цари в Спарте были освобождены от обязательного для всех остальных граждан общественного воспитания, или т. н. ajgwghv (досл. воспитание, обучение)39 (Plut. Ages. 1). По словам Плутарха, царь Агесилай был единственным исключением из этого правила и то только потому, что он не рассматривался как возможный наследник престола. Приведем текст Плутарха полностью: "Так как власть царя по закону должна была перейти к Агису и Агесилай должен был жить как частный человек (ijdiwvth"), он получил обычное лакедемонское воспитание (h[cqh th;n legomevnhn ajgwgh;n ejn Lakedaivmoniv), которое было очень строгим в отношении образа жизни и трудных испытаний, но приучало зато юношей к повиновению… Детей же, воспитываемых для принятия царской власти, закон освобождает от подобных обязанностей. Следовательно, положение Агесилая отличалось от обычного тем, что он пришел к власти, после того как сам приучен был повиноваться. Поэтому-то он и умел много лучше других царей обходиться со своими подданными, соединяя с природными качествами вождя и правителя полученные благодаря воспитанию простоту и человеколюбие" (Plut. Ages. 1).40 Если признать это сообщение Плутарха верным, то из этого можно сделать только один вывод: наследники престола были единственными спартиатами, освобожденными от обязательного "казарменного" воспитания. Они, по-видимому, получали домашнее воспитание. Правда примеры такого рода относятся к довольно поздней эпохе - 2-й половине III в. до н. э. Как сообщает Плутарх, царь Агис IV был воспитан женщинами, своей матерью Агесистратой и бабкой Архидамией (Agis, 4).

Таким образом, если верить Плутарху, обычная для спартанских граждан связь между успешным прохождением через систему ajgwghv, обязательным членством в сисситиях и полным гражданским статусом была нарушена в случае с царями. Парадокс заключается в том, что с точки зрения правовых норм, царей в Спарте вряд ли можно причислить в "равным".41

Такая точка зрения на воспитание царей широко принята в современной науке, хотя стоит заметить, что она не является бесспорной. Античная традиция, восходящая к Ксенофонту и Телесу Кинику (около 230 г. до н. э.), свидетельствует скорее об обратном. Так согласно Телесу, "человека, который участвует в ajgwghv и терпеливо его выдерживает, даже если это иностранец или илот, они (т. е. спартанцы - Л.П.) почитают точно так же, как если бы он был аристократом. Человека, который не выдерживает ajgwghv, даже если это сам царь, они отправляют присоединиться к илотам, и подобный человек не имеет долю в гражданстве" (Teles. ap. Stob. Flor. XL, 8). Конечно, свидетельство Телеса слишком абстрактно и несет на себе следы явного риторического преувеличения, чтобы мы могли испытывать к нему большое доверие.

Что касается Ксенофонта, то он нигде впрямую не касается темы воспитания спартанских царей, даже в трактатах, непосредственно посвященных Спарте и царю Агесилаю. Подобное умолчание, конечно, проще всего объяснить тем, что эта сторона жизни царей ничем не отличалась от общепринятых стандартов, и цари подобно всем прочим спартиатам получали общественное воспитание. Добавим к этому, что Ксенофонт, говоря о традиционном аристократическом воспитании юных персов в своем историко-утопическом романе "Киропедия", рисует картину, которая бесспорно является сколком со спартанской системы ajgwghv: наравне с прочими детьми богатых и знатных персов в эту систему общественного воспитания вовлечен и будущий царь Кир Старший (I, 3, 1). Трудно не увидеть здесь аналогии с воспитанием спартанских царей. Тем не менее, скудость и противоречивость сохранившейся традиции не дает возможности сделать какой-либо определенный вывод.

Нельзя исключить и такой возможности, что в классический период цари действительно воспитывались в общественных школах, а позже этот порядок был изменен, и царская семья была освобождена от необходимости посылать своих детей в подобные школы.

Но даже если в период архаики и классики дети из царских фамилий и были вовлечены в общую для всех спартиатов систему воспитания, тем не менее можно предположить, что и там они находились на особом положении. Скорее всего, они был освобождены от жестокой муштры, которой подвергались прочие спартанские мальчики (Plut. Ages. 1). Их вовлечение в систему общественного воспитания, скорее всего, было частичным, а степень вовлечения, возможно, зависела от желания и возможностей семьи. В любом случае нужно помнить, что будущие цари должны были разбираться в целом круге вопросов и понятий, лежавших за пределами необходимого минимума знаний рядовых спартанцев. К безусловным требованиям относилась бесспорно элементарная образованность, включающая умение владеть как письменной, так и устной речью. Как известно, царям лично приходилось отправлять и получать военные донесения и распоряжения (Her. VII, 239: Демарат и Клеомен; Plut. Mor. 214 e - f: Агесилай). От них требовалось также умение прочесть и понять оракулы, которые, по сообщению Геродота, "цари обязаны были хранить в тайне" (VI, 57). Кроме того, цари должны были обладать целым рядом навыков для выполнения своих обязанностей в качестве верховных жрецов.

Спарта знала многих выдающихся царей, которые являлись и великими полководцами и талантливыми дипломатами. Вряд ли они могли состояться в таком своем качестве, если бы вынуждены были в полном объеме получать обязательное для всех спартиатов общественное воспитание, которое неизбежно приводило к нивелированию человеческой личности. Ведь спартанская воспитательная система культивировала, прежде всего, такие качества, как дисциплину, смелость и безусловное повиновение старшим как по чину, так и по возрасту. Вряд ли подобная система была эффективной для воспитания потенциального лидера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: