Текущая аттестация качества усвоения знаний
Проверка качества усвоения знаний проводится как в устной форме – участие в обсуждении вопросов на практических занятиях, так и в письменной форме: конспектирование обязательной научной литературы, выполнение контрольных работ, фоносемантического анализа текста, психолингвистического анализа словообразовательных неологизмов. Важным показателем усвоения знаний дисциплины является умение самостоятельно подбирать языковой материал, иллюстрирующий основные закономерности развития языковой способности в онтогенезе, функционирование отдельных составляющих речевого механизма, а также функции и роль невербальных средств общения.
Итоговая аттестация
Дисциплина предполагает итоговую аттестацию, на которой проверяется:
· усвоение теоретических знаний по психолингвистике,
· освоение основных психолингвистических терминов,
· умение аргументировать свою точку зрения;
· умение сопоставлять разные точки зрения на одну и ту же проблему,
|
|
· умение применять теоретические знания при анализе процесса речевой деятельности и уровня развития языковой способности.
Основное содержание
1. Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики.
1.1. Сравнение предмета и методов исследования традиционной лингвистики и психолингвистики. Этапы развития психолингвистики: психологический (Б. Скиннер, Ч. Осгуд), лингвистический (Н. Хомский, Дж. Миллер) и когнитивный (Дж. Верч, Дж. Брунер, Ж. Нуазе) этапы.
1.2. Лингвистические основы отечественной психолингвистики. Основные положения концепции В. фон Гумбольдта, А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, имеющие теоретическое значение для психолингвистики. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений – речевая деятельность, языковая система и языковой материал,– их взаимосвязь; понятие психофизиологической речевой организации индивида. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений, понятие психофизиологической речевой организации индивида их взаимосвязь.
1.3. Психологические основы психолингвистики. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского: социальная и индивидуальная природа психики человека; орудийный характер человеческой деятельности; слово как психическое орудие речевой деятельности; анализ по единицам в отличие от анализа по элементам; значение слова как единица речевого мышления; речевая деятельность как процесс «формирования мысли в слове»; вторичный характер речевой деятельности. Основные положения общей теории деятельности А. Н. Леонтьева: сущность деятельностной парадигмы; структура деятельности (деятельность, действия, операции), уровни осознаваемости (актуальное сознавание, сознательный контроль, бессознательный контроль, неконтролируемость и неосознаваемость).
|
|
1.4. Физиологические основы психолингвистики: теория физиологической активности Н.А. Бернштейна: цель как “модель желаемого будущего”; планирование деятельности; уровневое строение нервной системы и уровневая организация деятельности – ведущий и фоновые уровни ЦНС.
2. Основные понятия психолингвистики.
2.1. Понятие речевой деятельности. Признаки, свойственные всякой человеческой деятельности: мотивированность, целенаправленность, «вертикальная» структура, «горизонтальная» структура, планирование, контроль. Специфика речевой деятельности: коммуникативная природа, знаковая природа, речевая деятельность как процесс передачи информации, понятие выводных знаний.
2.2. Понятие языковой способности.
2.2.1. Общая характеристика языковой способности: соотношение терминов «языковая способность», «речевая организация» и «внутренняя языковая система; индивидуальная и социальная природа языковой способности; структура языковой способности (фонетический, лексический, грамматический, семантический, дискурсивный компоненты.).
2.2.2. Гипотезы о природе языковой способности. Радикальный нативизм (теория врожденных знаний, Н. Хомский): исходные положения и аргументация; универсальная грамматика как система Принципов и Параметров; роль инпута; понятие «языкового органа» (language acquisition device). Умеренный нативизм (Дж. Фодор, В. Б. Касевич): исходные положения и аргументация; понятия “грамматики мышления” (mental grammar), врождённых эвристик. Конструктивизм (теория социальной обусловленности языковой способности, Б. Скиннер, Л. С. Выготский, А. М. Шахнарович): исходные положения и аргументация; язык как составная часть культуры; роль совместной практической деятельности в формировании когнитивной базы. Сравнительная характеристика трех теорий. Факторы, обусловливающие развитие языковой способности в онтогенезе.
2.3. Понятие внутренней речи.
2.3.1. Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи. Формирование внутренней речи в онтогенезе: функции внутренней и внешней речи, общий закон развития высших психических функций, эгоцентрическая речь как переходная ступень в процессе формирования внутренней речи в онтогенезе, интериоризация эгоцентрической речи. Генетический метод исследования внутренней речи. Понятие семантической и фазической стороны речи. Сравнительная характеристика синтаксической стороны внутренней и внешней речи. Понятие психологического сказуемого и психологического подлежащего; сравнение психологического и грамматического членения высказывания. Абсолютная предикативность внутренней речи и её причины. Тенденция к предикативности в устной диалогической речи, факторы, обусловливающие предикативность устной диалогической речи. Недопустимость предикативности в письменной монологической речи; причины максимальной развёрнутости письменной монологической речи. редуцирование формальной стороны внутренней речи; специфика семантической стороны внутренней речи: преобладание смыла над значением, значение слова как объективная категория, смысл слова как субъективная категория; агглютинация (“асинтаксическое слипание”) как механизм соединения слов во внутренней речи; «вливание» смыслов; идиоматичность смысла слов во внутренней речи..
|
|
2.3.2. Основные положения теории универсально-предметного кода Н. И. Жинкина. Код как способ реализации языка. Речедвигательный, звуковой и буквенный коды внешней речи. Понятие смешанного кода. Понятия дискретного и недискретного кодов. «Язык» интеллекта». Кодовые переходы, роль внутренней речи как посрендника во всех типах кодовых переходов. Отличительные особенности универсально-предметного кода. Двузвенность человеческого мышления.
3. Процесс порождения речи.
3.1. Общая характеристика процесса порождения речи. Значение концепции Л. С. Выготского для моделирования речепроизводства как процесса “формирования мысли в слове”. Значение трудов отечественных учёных (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, С. Д. Кацнельсон, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев) для понимания процессуального характера речепроизводства. Классификация моделей порождения речи: уровневые, циклические и интегративная модели.
3.2. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева): формирование общего замысла, внутреннее программирование, грамматико-семантическая реализация внутренней программы (тектограмматический и фенограмматический этапы), синтаксическое прогнозирование, синтаксический контроль, моторное программирование.
4. Процесс восприятия речи.
4.1. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. Признаки, свойственные восприятию любого объекта: восприятие как сложная, перцептивно-мыслительно-мнемическая деятельность (С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя); стратегии восприятия: от части к целому («снизу вверх») и от целого к части («сверху вниз»), доминирование одной из стратегий в различных типах речевых ситуаций; понятие апперцепции и её роль в процессе восприятия (А. А. Потебня, Л. П. Якубинский); понятие психологической установки и её роль в процессе восприятия (Д. Н. Узнадзе); активный характер процесса восприятия.
4.2. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное отражение действительности. Понятие разной глубины восприятия: «понимание речи» (поверхностное восприятие речи) и «понимание действительности», разный уровень глубины «понимания речи». Специфика восприятия устной речи: понятие неполного и неточного акустического сигнала; дискретность устной речи, проблема членения речевого континуума на слова, макросегментация и микросегментация.
|
|
4.3. Активность процесса восприятия речи. Восприятие речи как процесс преобразования речевого сигнала. Факторы, определяющие степень встречной активности слушающего: избыточность текста, степень лексико-грамматической сложности текста, предварительные знания слушающего о предмете речи, ситуативные факторы. Прогнозирование в процессе восприятия речи: фонетическое, грамматическое и смысловое; роль знаний языка и знаний о мире в разных видах прогнозирования.
4.4. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, определяющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимообусловленные характеристики, определяющие понимание текста.
4.5. Сравнительная характеристика механизмов восприятия и порождения речи. Вопрос о тождестве / различии механизмов восприятия и порождения речи.
5. Развитие языковой способности в онтогенезе.
5.1. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.
5.2. Общая характеристика процесса развития языковой способности в онтогенезе. Творческий характер овладения языком. Стратегии овладения языком: референциальная и экспрессивная, фонемная и слоговая, морфологическая и синтаксическая. Общие закономерности развития языковой способности в онтогенезе. Взаимосвязь речевого и когнитивного развития.
5.3. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы.
5.4. Доречевой этап в развитии языковой способности: протоязык, гуление, лепет.
5.5. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.
5.6. Общие закономерности овладения лексическим значением слова (развитие семантического компонента языковой способности) в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.
5.7. Этапы овладения грамматикой (развития грамматического компонента языковой способности) в онтогенезе с учетом специфики грамматического строя русского языка как синтетического языка флективного типа: дограмматический этап, этап голофраз, этап двусловных высказываний, этап многокомпонентых высказываний. Интерпретация этапов овладения грамматикой с позиций типологической классификации языков (В. Б. Касевич). Основные закономерности овладения грамматической системой русского языка: генерализация, выравнивание основ, влияние содержания и структуры грамматической категории и способов выражения грамматических значений. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словообразовательных инноваций в детской речи. Механизмы образования словообразовательных инноваций в детской речи.
5.8. Развитие текстовой компетенции (дискурсивного компонента языковой способности) в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.
6. Формы речи и виды речевой коммуникации.
6.1. Принципы классификации форм речи: по способу материализации мысли – устная и письменная; по характеру взаимодействия участников речевой деятельности – диалогическая (перемежающаяся форма взаимодействия) и монологическая (длительная форма взаимодействия); непосредственное и опосредованное речевое взаимодействие; по степени подготовленности – спонтанная, псевдоспонтанная и подготовленная, признаки спонтанной речи. Понятие обратной связи и её специфика в различных формах речи.
6.2. Основные виды речевой коммуникации: устная диалогическая спонтанная речь в форме непосредственного речевого взаимодействия; устная (псевдо)спонтанная монологическая речь в форме непосредственного взаимодействия; письменная подготовленная монологическая речь в форме опосредованного взаимодействия; другие типы сочетания разных форм речи.
6.3. Функциональный подход к изучению речевой деятельности (Л. П. Якубинский). Классификация форм речевого взаимодействия: непосредственная и опосредованная; перемежающаяся и длительная. Сочетание диалогической / монологической, устной / письменной форм речи с непосредственным / опосредованным взаимодействием. Роль зрительного и слухового восприятия собеседника в непосредственной форме взаимодействия. Роль мимики и жестов в непосредственной форме взаимодействия. Значение интонации в непосредственной форме взаимодействия.
6.4. Диалогическая и монологическая формы речи. Диалогическая речь как естественная форма речи, монологическая речь как искусственная форма речи. Естественность диалога и искусственность монолога. Виды реплицирования в устной диалогической речи. Связь между репликами диалога. Ситуативная обусловленность диалогической речи, контекстная обусловленность монологической речи. Бытовой шаблон и речевой автоматизм: понятие простого и сложного волевого действия. Диалогическая речь и речевой автоматизм. Особенности порождения и восприятия разных форм речи. Композиционное своеобразие разных форм речи. Специфика контроля при порождении разных форм речи. Структура “апперципирующей массы”. Роль апперцепции в понимании речи. Соотношение “апперципирующих масс” собеседников. Изменение содержания “апперципирующей массы” в процессе речевой деятельности.
7. Невербальные средства общения.
Типология невербальных средств общения. Генезис невербальных средств общения: универсальные и идиоэтнические. Взаимодействие вербальных и невербальных сре дств общения в коммуникации между людьми: дублирование, замещение, дополнение. Функции невербальных средств общения: контактоустанавливающая, эмотивная, волюнтативная, апеллятивная, репрезентативная, коммуникативная.
8. Проблемы фоносемантики.
8.1. Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций звуков (методика А. П. Журавлева): принципы отбора прилагательных, называющих признаки, по которым испытуемые оценивали буквы; методика семантического дифференциала; психофизиологический механизм синестезии и его использование в эксперименте Л. П. Журавлёва; два этапа обработки результатов экспериментального исследования Л. П. Журавлёва.
8.2. Фонетическое значение. Принцип первичной мотивации языкового знака. Соотношение лексического и фонетического значения слов. Звукоподражательные слова: природа связи звука со смыслом, типологическое сходство звукоподражательных слов в различных языках. Понятие идеофона: природа связи звука со смыслом, типологическое сходство идеофонов в различных языках. Приёмы звуковой организации текста: аллитерация, ассонанс, геминация. Фоносемантический анализ поэтического текста. Роль звуковой оболочки эмоционально-экспрессивных синонимов. Актуализация ассоциативной связи звука и смысла в языковой игре.
9. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.
9.1. Понятие ментального лексикона. Многомерная организация ментального лексикона. Ассоциативное поле как модель фрагмента лексической системы языка. Типы ассоциативных связей между словами в сознании носителей языка. Смысловые связи между словами одного ассоциативного поля: синтагматические и парадигматические. Специфика синонимических, антонимических и тематических связей в ментальном лексиконе. Формальные связи между словами. Структура ассоциативного поля: ядро и периферия. Обусловленность ассоциативных связей социокультурными факторами. Анализ словарных статей из ассоциативного словаря.
9.2. Метод свободного ассоциативного эксперимента. Метод направленного ассоциативного эксперимента.
10. Психолингвистический аспект словообразования.
Экспериментальный метод исследования словообразовательных связей в сознании носителей языка (методика Л. В. Сахарного). Психолингвистический анализ словообразовательных неологизмов. Механизмы образования слов в процессе речепроизводства. Причины появления в речи словообразовательных неологизмов. Потенциальное и окказиональное словообразование. Функционирование производного слова в процессе восприятия речи. Факторы, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации. Причины актуализации деривационных связей производного слова. Словообразовательный анализ словообразовательных неологизмов. Понятие языковой игры. Функции языковой игры. Механизмы намеренного приписывания слову ложной внутренней формы (механизмы реэтимологизации). Понятие народной этимологии. Механизмы искажения формы слова. Актуализация внутренней формы как механизм «народной этимологии». Причины ложного этимологизирования в речи взрослых. Причины ложного этимологизирования в детской речи.
11. «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.
Синтагматические и парадигматические связи. Наглядно-образное мышление как основа «коммуникации событий». Логическое мышление как основа «коммуникации отношений». Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации событий» и «коммуникации отношений». Основные типы парадигматического типа организации речи: обратимые, сравнительные конструкции, порядок слов, смысловая инверсия, пассивные конструкции, сложные «гипотактические» синтаксические конструкции.
12. Мозговые механизмы речевой деятельности [1].
6.1. История изучения вопросов мозговой организации речевой деятельности: открытия П. Брока, К. Вернике. Локализационизм и антилокализационизм. Влияние общих теоретических концепций на понимание мозговой организации речевой деятельности.
6.2. Пересмотр понятия «функция» и принципов ее организации в трудах А. Р. Лурия. Динамическая природа мозговой организация речевой деятельности. Мозговая организация процесса порождения речи. Мозговая организация процесса восприятия речи.
6.3. Специализация и взаимодействие левого и правого полушарий в процессах речевой деятельности. Исследование проблемы асимметрии мозговой организации речевой деятельности методом унилатерального шока. «Левополушарная» и «правополушарная» стратегии речевой деятельности.
13. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.
13.1. Психолингвистический эксперимент. Место эксперимента в системе научных методов. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного выбора испытуемых. Проблема рефлексии испытуемых в процессе эксперимента. Экспериментальные методы исследования семантики слова: свободный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала», метод кластерного анализа (метод свободой классификации), метод толкования слова, изменение степени смысловой близости слов по методике А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой. Экспериментальные методы исследования понимания текста: семантическое свертывание текста, анализ понимания текста с помощью набора ключевых слов.
13.2. Схема анализа психолингвистических экспериментов: определение теоретических основ методики, формулирование гипотезы исследования, определение цели эксперимента, выбор контингента испытуемых (количественный и качественный состав), характеристика методика проведения эксперимента, формулировка инструкции, констатация результатов эксперимента, интерпретация результатов эксперимента.