Основное содержание

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Проверка качества усвоения знаний проводится как в устной форме – участие в об­суж­дении вопросов на практических занятиях, так и в письменной форме: конспектирование обя­зательной научной литературы, выполнение контрольных работ, фо­но­семантического ана­лиза текста, психолингвистического анализа словообразовательных нео­логизмов. Важ­ным показателем усвоения знаний дисциплины является умение са­мо­сто­я­тель­но подбирать языковой материал, иллюстрирующий основные закономерности развития язы­ковой способности в онтогенезе, функционирование отдельных составляющих речевого ме­ханизма, а также функции и роль невербальных средств общения.

Итоговая аттестация

Дисциплина предполагает итоговую аттестацию, на которой проверяется:

· усвоение теоретических знаний по психолингвистике,

· освоение основных психолингвистических терминов,

· умение аргументировать свою точку зрения;

· умение сопоставлять разные точки зрения на одну и ту же проблему,

· умение применять теоретические знания при анализе процесса речевой деятельности и уровня развития языковой способности.


Основное содержание

1. Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психо­линг­вистики.

1.1. Сравнение предмета и методов исследования традиционной лингвистики и психо­линг­вистики. Этапы развития психолингвистики: психологический (Б. Скин­нер, Ч. Осгуд), линг­вистический (Н. Хомский, Дж. Миллер) и когнитивный (Дж. Верч, Дж. Брунер, Ж. Ну­а­зе) этапы.

1.2. Лингвистические основы отечественной психолингвистики. Основные по­ло­же­ния кон­цепции В. фон Гумбольдта, А. А. По­теб­ни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, имеющие те­о­ре­ти­чес­кое значение для психолингвистики. Значение концепции Л. В. Щербы для пси­хо­линг­вис­ти­ки: три ас­пекта языковых явлений – речевая деятельность, языковая сис­те­ма и язы­ко­вой ма­териал,– их взаимосвязь; понятие пси­хо­фи­зи­ологической речевой организации ин­ди­вида. Зна­чение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых яв­ле­ний, по­ня­тие психофизиологической речевой организации индивида их взаимосвязь.

1.3. Пси­хологические основы психолингвистики. Основные положения культурно-ис­то­ри­чес­кой концепции Л.С. Выготского: социальная и индивидуальная природа пси­хи­ки че­ло­ве­ка; ору­дийный характер человеческой дея­тель­нос­ти; слово как психическое орудие ре­че­вой дея­тель­ности; анализ по единицам в отличие от анализа по элементам; значение слова как еди­ни­ца речевого мышления; ре­че­вая деятельность как процесс «формирования мысли в сло­ве»; вто­ричный характер речевой деятельности. Основные положения общей теории дея­тель­нос­ти А. Н. Леонтьева: сущность деятельностной парадигмы; структура деятельности (дея­тель­ность, действия, операции), уровни осознаваемости (актуальное сознавание, со­зна­тель­ный конт­роль, бессознательный контроль, неконтролируемость и неосознаваемость).

1.4. Фи­зи­о­ло­гические основы психолингвистики: теория физиологической активности Н.А. Берн­ш­тей­на: цель как “модель желаемого будущего”; планирование деятельности; уровневое строение нерв­ной системы и уровневая организация деятельности – ведущий и фоновые уровни ЦНС.

2. Основные понятия психолингвистики.

2.1. Понятие речевой деятельности. Признаки, свойственные всякой человеческой дея­тель­ности: мо­ти­ви­ро­ванность, целенаправленность, «вертикальная» структура, «го­ри­зон­таль­ная» структура, планирование, контроль. Специфика речевой деятельности: ком­му­ни­ка­тив­ная природа, знаковая природа, речевая деятельность как процесс передачи информации, по­нятие выводных знаний.

2.2. Понятие языковой способности.

2.2.1. Общая характеристика языковой способности: соот­но­ше­ние терминов «языковая способность», «речевая ор­га­ни­зация» и «внутренняя языковая сис­тема; индивидуальная и со­ци­альная природа языковой способности; структура языковой спо­собности (фонетический, лек­сический, грам­матический, семантический, дискурсивный ком­поненты.).

2.2.2. Гипотезы о природе языковой способности. Радикальный нативизм (теория врож­денных знаний, Н. Хомский): исходные положения и аргументация; универсальная грам­матика как система Принципов и Параметров; роль инпута; понятие «языкового органа» (language acqui­si­tion device). Умеренный нативизм (Дж. Фодор, В. Б. Касевич): исходные по­ло­жения и аргументация; понятия “грамматики мыш­ле­ния” (mental grammar), врождённых эв­ристик. Конструктивизм (теория социальной обусловленности языковой способности, Б. Скин­нер, Л. С. Выготский, А. М. Шахнарович): исходные положения и аргументация; язык как составная часть культуры; роль совместной практической деятельности в фор­ми­ро­ва­нии когнитивной базы. Сравнительная характеристика трех теорий. Факторы, обус­лов­ли­ва­ющие развитие языковой способности в онтогенезе.

2.3. Понятие внутренней речи.

2.3.1. Ос­новные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи. Формирование внут­ренней речи в онтогенезе: функции внутренней и внешней речи, общий закон развития выс­ших психических функций, эгоцентрическая речь как переходная ступень в процессе фор­мирования внутренней речи в онтогенезе, интериоризация эгоцентрической речи. Ге­не­ти­ческий метод исследования внутренней речи. Понятие семантической и фазической стороны речи. Сравнительная характеристика синтаксической стороны внутренней и внеш­ней речи. Понятие психологического сказуемого и психологического под­ле­жа­щего; срав­не­ние психологического и грамматического членения вы­ска­зы­ва­ния. Абсолютная пре­ди­ка­тив­ность внутренней речи и её причины. Тенденция к предикативности в устной диалогической ре­чи, фак­торы, обусловливающие предикативность устной диалогической речи. Не­до­пус­ти­мость предикативности в письменной монологической ре­чи; причины максимальной раз­вёр­ну­тости письменной монологической речи. редуцирование формальной стороны внутренней ре­чи; специфика семантической стороны внутренней речи: преобладание смыла над зна­че­ни­ем, значение слова как объ­ек­тив­ная категория, смысл слова как субъективная категория; аг­глютинация (“асинтаксическое слипание”) как механизм со­е­ди­нения слов во внутренней ре­чи; «вливание» смыслов; идиоматичность смысла слов во внутренней речи..

2.3.2. Основные положения теории универсально-предметного кода Н. И. Жинкина. Код как способ реализации языка. Речедвигательный, звуковой и буквенный коды внешней ре­чи. Понятие смешанного кода. Понятия дискретного и недискретного кодов. «Язык» ин­тел­лекта». Кодовые переходы, роль внутренней речи как посрендника во всех типах кодовых пе­реходов. Отличительные особенности универсально-предметного кода. Двузвенность че­ло­ве­ческого мышления.

3. Процесс порождения речи.

3.1. Общая характеристика процесса порождения речи. Значение концепции Л. С. Вы­гот­ского для моделирования рече­про­из­водства как процесса “формирования мысли в слове”. Зна­чение трудов отечественных учёных (А. Р. Лурия, Н. И. Жин­кин, С. Д. Кацнельсон, И. А. Зим­няя, А. А. Леонтьев) для понимания про­цес­су­ального характера речепроизводства. Классификация моделей порождения речи: уровневые, циклические и интегративная модели.

3.2. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева): формирование об­щего замысла, внутреннее программирование, грамматико-семантическая реализация внут­ренней программы (тектограмматический и фенограмматический этапы), син­так­си­чес­кое прогнозирование, синтаксический контроль, моторное программирование.

4. Процесс восприятия речи.

4.1. Общая характеристика процесса восприятия речи как одного из видов восприятия. При­знаки, свойственные восприятию любого объекта: восприятие как сложная, пер­цеп­тив­но-мыслительно-мнемическая деятельность (С. Л. Рубинштейн, И. А. Зимняя); стратегии вос­приятия: от части к целому («снизу вверх») и от целого к части («сверху вниз»), до­ми­ни­ро­вание одной из стратегий в различных типах речевых ситуаций; понятие апперцепции и её роль в процессе восприятия (А. А. По­теб­ня, Л. П. Якубинский); понятие психологической уста­новки и её роль в процессе восприятия (Д. Н. Узнадзе); активный характер процесса вос­при­ятия.

4.2. Специфика восприятия речи. Восприятие речи как опосредованное отражение дей­ст­вительности. Понятие разной глубины восприятия: «понимание речи» (поверхностное вос­при­ятие речи) и «понимание действительности», разный уровень глубины «понимания ре­чи». Специфика восприятия устной речи: понятие неполного и неточного акустического сиг­на­ла; дискретность устной речи, проблема членения речевого континуума на слова, мак­ро­сег­ментация и микросегментация.

4.3. Активность процесса восприятия речи. Восприятие речи как процесс пре­об­ра­зо­ва­ния речевого сигнала. Факторы, определяющие степень встречной активности слушающего: из­быточность текста, степень лексико-грамматической сложности текста, предварительные зна­ния слушающего о предмете речи, ситуативные факторы. Прогнозирование в процессе вос­приятия речи: фонетическое, грамматическое и смысловое; роль знаний языка и знаний о ми­ре в разных видах прогнозирования.

4.4. Понимание текста. Динамический характер понимания текста. Факторы, опреде­ля­ющие различное понимание текста. Цельность и связность текста как две взаимо­обус­лов­лен­ные характеристики, определяющие понимание текста.

4.5. Сравнительная характеристика механизмов восприятия и порождения речи. Вопрос о тождестве / различии механизмов восприятия и порождения речи.

5. Развитие языковой способности в онтогенезе.

5.1. Развитие мышления и речи в онтогенезе: доинтеллектуальная стадия развития речи и доречевая стадия развития интеллекта; формирование речевого мышления в онтогенезе.

5.2. Общая характеристика процесса развития языковой способности в онтогенезе. Твор­ческий характер овладения языком. Стратегии овладения языком: референциальная и экс­прессивная, фонемная и слоговая, морфологическая и синтаксическая. Общие законо­мер­ности развития языковой способности в онтогенезе. Взаимосвязь речевого и когнитивного развития.

5.3. Язык ребенка как целостная самостоятельная система со своими единицами и правилами. Понятие временной языковой системы.

5.4. Доречевой этап в развитии языковой способности: протоязык, гуление, лепет.

5.5. Основные закономерности развития фонетического компонента языковой способ­ности в онтогенезе. Понятие фонематического (фонологического) слуха и его формирование в онтогенезе.

5.6. Общие закономерности овладения лексическим значением слова (развитие семан­ти­ческого компонента языковой способности) в онтогенезе. Овладение знаковой природой слова, его денотативным и сигнификативным аспектами.

5.7. Этапы овладения грамматикой (развития грамматического компонента языковой спо­собности) в онтогенезе с учетом специфики грамматического строя русского языка как синтетического языка флективного типа: дограмматический этап, этап голофраз, этап дву­словных высказываний, этап многокомпонентых высказываний. Интерпретация этапов овла­дения грамматикой с позиций типологической классификации языков (В. Б. Касевич). Ос­новные закономерности овладения грамматической системой русского языка: генерали­зация, выравнивание основ, влияние содержания и структуры грамматической категории и способов выражения грамматических значений. Словообразовательные инновации в детской речи. Причины появления словообразовательных инноваций в детской речи. Механизмы образования словообразовательных инноваций в детской речи.

5.8. Развитие текстовой компетенции (дискурсивного компонента языковой способ­ности) в онтогенезе. Зависимость способности порождать текст от уровня развития языковой способности, формирования внутренней речи и уровня развития языковой личности.

6. Формы речи и виды речевой коммуникации.

6.1. Принципы классификации форм речи: по способу материализации мысли – устная и письменная; по характеру взаимодействия участников речевой деятельности – диалогическая (перемежающаяся форма взаимодействия) и монологическая (длительная форма взаимо­дей­ст­вия); непосредственное и опосредованное речевое вза­и­мо­дей­ст­вие; по сте­пени под­го­тов­лен­ности – спонтанная, псевдоспонтанная и подготовленная, признаки спонтанной речи. По­ня­тие обратной связи и её специфика в различных формах речи.

6.2. Основные виды речевой коммуникации: устная диалогическая спонтанная речь в фор­ме непосредственного ре­чевого взаимодействия; устная (псевдо)спонтанная монологи­чес­кая речь в форме непо­сред­ст­вен­но­го взаимодействия; письменная подготовленная моно­ло­гическая речь в форме опо­сре­до­ванного взаимодействия; другие типы сочетания разных форм речи.

6.3. Функциональный подход к изучению речевой деятельности (Л. П. Яку­бинский). Клас­сификация форм речевого взаимодействия: непосредственная и опосредованная; пере­ме­жающаяся и длительная. Сочетание диалогической / монологической, устной / пись­мен­ной форм речи с непосредственным / опосредованным взаимодействием. Роль зри­тель­ного и слухового восприятия собеседника в непосредственной форме взаимодействия. Роль ми­мики и жестов в непосредственной форме взаимодействия. Значение интонации в не­по­сред­ственной форме взаимодействия.

6.4. Диалогическая и монологическая формы речи. Диалогическая речь как естественная форма речи, монологическая речь как искусственная форма речи. Естественность диалога и ис­кусственность монолога. Виды реплицирования в устной диалогической речи. Связь меж­ду репликами диалога. Ситуативная обусловленность диалогической речи, контекстная обус­лов­ленность монологической речи. Бытовой шаблон и речевой автоматизм: понятие прос­то­го и сложного волевого действия. Диалогическая речь и речевой автоматизм. Особенности по­рож­дения и восприятия разных форм речи. Композиционное своеобразие разных форм ре­чи. Специфика контроля при порождении разных форм речи. Структура “апперципирующей мас­сы”. Роль апперцепции в понимании речи. Соотношение “апперци­пи­ру­ю­щих масс” собе­сед­ников. Изменение содержания “апперципирующей массы” в процессе ре­че­вой дея­тель­ности.

7. Невербальные средства общения.

Типология невербальных средств общения. Генезис невербальных средств общения: уни­версальные и идиоэтнические. Взаимодействие вербальных и невербальных сре дств об­ще­ния в коммуникации между людьми: дублирование, замещение, дополнение. Функции не­вер­бальных средств общения: контактоустанавливающая, эмотивная, волюнтативная, апел­ля­тивная, репрезентативная, коммуникативная.

8. Проблемы фоносемантики.

8.1. Методика экспериментального исследования смысловых ассоциаций звуков (ме­то­ди­ка А. П. Жу­равлева): принципы отбора прилагательных, называющих признаки, по ко­то­рым ис­пы­туемые оценивали буквы; методика семантического дифференциала; психофизи­о­ло­ги­чес­кий механизм синестезии и его ис­поль­зо­ва­ние в эксперименте Л. П. Журавлёва; два эта­па об­ра­ботки результатов экспериментального ис­сле­до­ва­ния Л. П. Журавлёва.

8.2. Фонетическое значение. Принцип первичной мотивации языкового знака. Соот­но­ше­ние лексического и фонетического значения слов. Звукоподражательные слова: природа свя­зи звука со смыслом, типологическое сходство звукоподражательных слов в раз­лич­ных язы­ках. Понятие идеофона: природа связи звука со смыслом, типологическое сходство идео­фо­нов в различных языках. Приёмы звуковой организации текста: аллитерация, ассонанс, ге­ми­нация. Фоносемантический анализ поэтического текста. Роль звуковой оболочки эмо­ци­о­наль­но-экспрессивных синонимов. Актуализация ассоциативной связи звука и смысла в язы­ко­вой игре.

9. Ассоциативные связи между словами в ментальном лексиконе.

9.1. Понятие ментального лексикона. Многомерная организация ментального лек­си­ко­на. Ассоциативное поле как модель фрагмента лексической системы языка. Типы ас­со­ци­а­тив­ных связей между словами в сознании носителей языка. Смысловые связи между словами од­ного ассоциативного поля: синтагматические и парадигматические. Специфика синоними­чес­ких, антонимических и тематических связей в ментальном лексиконе. Формальные связи меж­ду словами. Структура ассоциативного поля: ядро и периферия. Обусловленность ассо­ци­ативных связей социокультурными факторами. Анализ словарных статей из ассоциа­тив­но­го словаря.

9.2. Метод свободного ассоциативного эксперимента. Метод направленного ассоциа­тив­ного эксперимента.

10. Психолингвистический аспект словообразования.

Экспериментальный метод исследования словообразовательных свя­зей в сознании но­си­телей языка (методика Л. В. Сахарного). Психолингвистический анализ словообразова­тель­ных неологизмов. Механизмы образования слов в процессе речепроизводства. Причины по­явления в речи словообразовательных неологизмов. Потенциальное и окказиональное сло­во­образование. Функционирование производного слова в процессе восприятия речи. Фак­то­ры, способствующие функционированию производного слова как целостной номинации. При­чины актуализации деривационных связей производного слова. Словообразовательный ана­лиз словообразовательных неологизмов. Понятие языковой игры. Функции языковой игры. Механизмы намеренного приписывания слову ложной внутренней формы (механизмы ре­этимологизации). Понятие народной этимологии. Механизмы искажения формы слова. Ак­ту­ализация внутренней формы как механизм «народной этимологии». Причины ложного эти­мо­логизирования в речи взрослых. Причины ложного этимологизирования в детской речи.

11. «Коммуникация событий» и «коммуникация отношений» 1.

Синтагматические и парадигматические связи. Наглядно-образное мышление как ос­но­ва «коммуникации событий». Логическое мышление как основа «коммуникации отно­ше­ний». Понятие паратаксиса и гипотаксиса. Специфика лингвистической и психологической структуры «коммуникации событий» и «коммуникации отношений». Основные типы пара­диг­матического типа организации речи: обратимые, сравнительные конструкции, порядок слов, смысловая инверсия, пассивные конструкции, сложные «гипотактические» синтак­си­чес­кие конструкции.

12. Мозговые механизмы речевой деятельности [1].

6.1. История изучения вопросов мозговой организации речевой деятельности: открытия П. Бро­ка, К. Вернике. Локализационизм и антилокализационизм. Влияние общих теоре­ти­чес­ких концепций на понимание мозговой организации речевой деятельности.

6.2. Пересмотр понятия «функция» и принципов ее организации в трудах А. Р. Лурия. Дина­мическая природа мозговой организация речевой деятельности. Мозговая организация процесса порождения речи. Мозговая организация процесса восприятия речи.

6.3. Специализация и взаимодействие левого и правого полушарий в процессах речевой деятельности. Исследование проблемы асимметрии мозговой организации речевой дея­тель­нос­ти методом унилатерального шока. «Левополушарная» и «правополушарная» стратегии речевой деятельности.

13. Эксперимент как основной метод исследования в психолингвистике.

13.1. Психолингвистический эксперимент. Место эксперимента в системе научных ме­то­дов. Понятие прямых и косвенных методик. Проблема объективного и субъективного вы­бо­ра испытуемых. Проблема рефлексии испытуемых в процессе эксперимента. Экс­пе­ри­мен­таль­ные методы исследования семантики слова: свободный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала», метод кластерного анализа (метод свободой классификации), метод толкования слова, изменение степени смысловой близости слов по методике А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой. Экспе­ри­мен­тальные методы исследования понимания текста: семантическое свертывание текста, ана­лиз понимания текста с помощью набора ключевых слов.

13.2. Схема анализа психолингвистических экспериментов: определение теоретических ос­нов методики, формулирование гипотезы исследования, определение цели эксперимента, вы­бор контингента испытуемых (количественный и качественный состав), характеристика ме­тодика проведения эксперимента, формулировка инструкции, констатация результатов экс­перимента, интерпретация результатов эксперимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: