Тематика лекционных и практических занятий распределяется в соответствии с принципом дополнительности, предполагающем, что вопросы, обсуждаемые на лекционных и практических занятиях, фактически не дублируют друг друга. Выбор этого принципа обусловлен тем, что результатом изучения дисциплины «Психолингвистика» должно стать, с одной стороны, усвоение основных теоретических положений, составляющих базис психолингвистической науки, а с другой – формирование у студентов навыков практического анализа языкового материала в аспекте психолингвистических механизмов речевой деятельности. Если первый из названных аспектов составляет основную цель лекционной части учебной дисциплины, то второй аспект – основную задачу практических занятий.
По теме «Формы речи и виды речевой коммуникации» на лекции и на практические занятия вынесены разные вопросы (см. ниже).
Исключение составляе т один вопрос темы № 2 «Основные понятия психолингвистики» – «Основные положения учения Л. С. Выготского о внутренней речи». Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
|
|
Во-первых, учение Л. С. Выготского о внутренней речи составляет теоретическую основу моделирования двух видов речевой деятельности – порождения речи и восприятия речи. Следовательно, правильное понимание студентами сущности внутренней речи в отличие от внешней должно быть специально закреплено на практических занятиях. Если на лекции преподаватель сущность функционального подхода к изучению внутренней речи, предложенного Л. С. Выготским, и выделяет ключевые положения, связанные с соотношением фазической и семантической стороны во внешней и внутренней речи, а также основные отличительные особенности внутренней речи от речи внешней в синтаксическом, формальном (фонетическом) и семантическом аспектах, то на практических занятиях преподаватель должен обратить основное внимание на анализ конкретных примеров, иллюстрирующих, с одной стороны, отдельные синтаксические, фонетические и семантические особенности внутренней речи в сравнении с речью внешней, с другой – конкретные условия, при которых во внешней речи могут реализоваться особенности, свойственные речи внешней.
Во-вторых, неотъемлемой составляющей учения Л. С. Выготского о внутренней речи является решение вопроса о формировании внутренней речи в онтогенезе, составляющего теоретическую основу моделирования процесса развития языковой способности в онтогенезе. На лекции преподаватель объясняет сущность генетического метода исследования внутренней речи, разработанного Л. С. Выготским, тогда как основная цель соответствующего практического занятия – детальный анализ экспериментального исследования эгоцентрической речи.
Особая теоретическая значимость учения Л. С. Выготского для психолингвистики предопределила тот факт, что два разных аспекта – (1) отличие внутренней речи от речи внешней и (2) формирование внутренней речи в онтогенезе – обсуждаются на разных практических занятиях.