I. Знаковые системы

Мир сигнала

Семиология рассматривает все явления культуры как знаковые;ы, предполагая, что они таковыми

и являются, будучи, таким, также феноменами коммуникации. Тем самым она отвечает

потребностям самых разнообразных современных научных дисциплин, как раз и пытающихся

свести явления самого разного порядка к факту коммуникации. Психология изучает восприятие

как факт коммуникации, генетика устанавливает коды наследственной информации,

нейрофизиология описывает процесс передачи сигналов с периферии нервных окончаний к коре

головного мозга; при этом все эти дисциплины неизбежно обращаются к математической теории

информации, которая и была создана для того, чтобы объяснить процесс передачи сигнала на

уровне машины на основе общих положений физико-математических дисциплин. По мере своего

развития такие

См. "Communications" № 4, Presentation. Roland Barthes. Elementi dl semiologia, Torino, 1966. (Ролан Барт. Начала семиологии.)

В том, что семиология изучает только явления культуры, можно усомниться хотя бы потому, что существуют такие ее

ответвления, кикзоосемиотика, изучающая коммуникативные процессы в животном мире. Однако, по-видимому, также и эти

исследования, скажем, изучение языка пчел, направлены на выявление систем конвенций, хотя бы и инстинктивного характера,

и, стало быть, форм социальной регламентации животного поведения.

науки, как кибернетика, занимающаяся вопросами контроля и управления автоматическими

системами и электронно-вычислительной техникой, сблизились с биологическими и

неврологическими исследованиями2. Одновременно коммуникативные модели находят все более

широкое применение при изучении жизни общества, при этом на редкость эффективным

оказывается сотрудничество структурной лингвистики и теории информации, предоставляющее

возможность применять структурные и информационные модели при описании культур, систем

родства, кухни, моды, языка жестов, организации пространства и т. п., и даже эстетика иногда

заимствует некоторые понятия теории коммуникации, используя их в своих целях. Ныне мы

наблюдаем ощутимую унификацию поля исследований, позволяющую описывать самые

разнообразные явления с помощью одного и того же научного инструментария.

1.2. Но если любой факт культуры это факт коммуникации и как таковой, может быть рассмотрен

по тем же параметрам, по которым рассматривается всякий коммуникативный акт, попробуем

выделить элементарную коммуникативную структуру там, где имеет место самый, так сказать,

примитивный случай коммуникации, например, рассмотреть передачу информации от одного

простейшего автоматического устройства к другому. И вовсе не потому, что сложнейшие

коммуникативные феномены, включая эстетическую информации могут быть редуцированы к

передаче сигнала от одной машины к другой, но потому что было бы полезно посмотреть, с чем

мы имеем дело в самом простом и очевидном случае коммуникации, построив ее

2 См. J. R. Pierce, La teoria dell'informazione, Milano, 1963; AAW, Filosofia e informazione, "Archivio di Filosofia", Padova,

1967; Ross Ashby, Design for a Brain, London, 1960; W. Slukin, Mente e macchine, Firenze, 1964; AAW, Kybernetik, Frankfurt, a. M.,

1966; AAW, La filosofia degli aufomi.Torino, 1965; A. Goudot-Perrot, Cybernetique et biologic, Paris, 1967.

3 См., например, Giorgio Braga, La rivoluzione tecnologica delta comunicazione umana. Milano, 1964, и Comunicazione e societa,

Milano, 1961.

4 Особенно в работе "Лингвистика и теория коммуникации". Roman Jakobson, Saggi di linguisiica generate, Milano, 1966 (и

вся книга в целом); см. также Colin Cherry, On Human Communication, New-York, 1961; George A. Miller, Languageand

Communication, New-York, 1951, Andr6 Martinet, Elementi di linguistica generate, Bari, 1966 (особенно гл. 6, III); G. C. Lepschy.La

linguisticastruttwale, 1966 (приложение); J. K. Saumjan, La cybernetique et la langve, in Problemes du langage, Paris, 1966.

5 Два наиболее примечательных примера: A. A. Moles, Theorie de I'information et perception esthetique, Paris, 1958. Абраам

Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. Max Bense, Aesthetica, Baden Baden, 1965; общая библиография

по теме приведена в главе "Apcrtura, informazione, comunicazione", Umberto Eco, Opera aperta, Milano, 2a edizione, 1967.

образцовую модель. И только когда нам удастся это сделать, когда мы сможем выделить

коммуникативную структуру^ лежащую в основе и более сложных случаев коммуникации,

только тогда мы будем вправе рассматривать любое явление культуры с точки зрения

коммуникации. При этом важно отметить, что, когда мы говорим о культуре, имеется в виду тот

смысл, который вкладывает в это слово антропология: культура это любое природное явление,

преображенное человеческим вмешательством и в силу этого могущее быть включенным в

социальный контекст.

Я. Коммуникативная модель

.т-

II. 1. Итак, рассмотрим простейший случай коммуникации. Жители долины хотят знать, когда

вода в водохранилище, расположенном в котловине между двух гор, достигнет уровня, который

можно определить как опасный.

Обозначим этот опасный уровень как нулевой. Есть ли еще вода в водоеме, или она ушла, ее

уровень выше нулевой отметки или ниже и насколько, с какой скоростью она поднимается — все

это и многое другое составляет те сведения, или информацию о состоянии водоема, которую нам

желательно получить. Источником этой информации служит сам водоем.

Предположим, что в водохранилище есть приспособление, что-то вроде поплавка, которое,

оказавшись на нулевой отметке, приводит в действие передающее устройство, способное послать

какой-нибудь сигнал, например, электрический. Этот сигнап идет по каналу связи, будь то

электрический провод или радиоволна, и поступает в принимающее устройство в долине;

приемник преобразует сигнал в сообщение, предназначенное адресату. В нашем случае адресат —

это другое устройство, соответствующим образом настроенное и способное при получении того

или иного сообщения начать регулировать сложившуюся ситуацию, например, привести в

действие механизм для спуска воды.

6 Об антропологическом понимании термина "культура" см. Kardiner,

studio dell'uomo, Milano, 1963; Clyde Kluckhohn, Mirror for Man, N. Y., 1944; Tullio Tentori, Antropologiaculturale, Roma, 1960;

Ruth Benedict,McdeWrf/си/гига, Milano,

1960; AAW, La ricerca antropologica, Torino, 1966; Remo Cantoni, // pensiero del primitivi, Milano, 23 ed., 1963; Carlo Tullio Allan,

Antropologia funzionale, Milano,

1966.

7 Приводимый ниже пример взят из работы Tullio de Mauro,Mode/ft semiologiciL'arbetrarietasemantica, in "Lingua e stile",

I. 1.

Именно такая коммуникативная цепь возникает во множестве устройств, называемых

гомеостатами и предназначенных, например, не допускать превышения определенной

температуры, обеспечивая ее регулировку при получении соответствующим образом закодирован-

ного сообщения. Но такая же цепь возникает и в случае радиосообщения. Источником

информации в таком случае выступает отправитель, который, прикинув, что он, собственно, хочет

сказать, начинает говорить в микрофон (передатчик); микрофон преобразует звуки голоса в другие

физические сигналы, волны Герца, передающиеся по каналу связи в приемник, в свою очередь

преобразующий их в артикулированную речь, которую слышит адресат. Когда я с кем-то

разговариваю, замечает Уоррен Уивер, мой мозг служит источником информации, а мозг моего

собеседоыка — адресатом; мой речевой аппарат является передающим устройством, его ухо —

приемником.

Но как мы вскоре увидим, стоит нам поместить на противоположных концах коммуникативной

цепи людей, ситуация чрезвычайно усложнится, поэтому вернемся к нашей первоначальной

модели коммуникации между двумя механизмами.

П.2. Чтобы известить адресата о том, что вода достигла нулевой отметки, нужно послать ему

сообщение. Пусть таким сообщением будет загорающаяся в нужный момент лампочка, хотя само

собой разумеется, что у принимающего устройства нет никаких органов чувств и что оно не

"видит" лампочки, — с него достаточно выключателя, замыкающего и размыкающего

электрическую цепь. Но для удобства мы будем говорить о загорающейся или гаснущей лампочке.

Однако состояния лампочки — это уже некий код: зажженная лампочка означает, что вода

достигла нулевой отметки, в то время как не горящая лампочка говорит о том, что этого еще не

случилось. Код, таким образом, устанавливает некоторое соответствие между означающим

(зажженная или погасшая лампочка) и означаемым (вода достигла или не достигла нулевой

отметки). Впрочем, в нашем случае означаемое это не что иное, как готовность устройства

определенным образом ответить на полученный сигнал^ при этом означаемое и референт, т.е. то

реальное явление, к которому относится знак (достижение водой нулевой отметки), — вещи

разные, ведь устройство не "знает", достигла или не достигла вода нулевой отметки, прибор

устроен так, что придает определенное значение сигналу "лампочка загорелась" и реагирует

соответствующим образом.

Warren Weaver, The Mathematics of Communication, in "Scientific American", 181, 1949.

Между тем существует также явление, называемое шумом. Шум — это возникающая в канале

связи помеха, способная исказить физические характеристики сигнала. Это могут быть

электрические разряды, внезапное обесточивание и т. п., из-за которых сигнал "лампочка не

горит" может быть истолкован превратно, а именно понят так, что вода ниже нулевой отметки.

Схема такой коммуникации дана на с. 13.

П.З. Но это значит, что, если мы хотим уменьшить риск ошибки из-за шума, нам следует

усложнить код. Допустим, мы установили две лампочки А и В. Когда лампочка А горит, это

значит, что все в порядке; если А гаснет и зажигается В, значит, вода превысила уровень нулевой

отметки. В этом случае мы удвоили затраты на коммуникацию, но зато уменьшился и риск

ошибки, связанной с возникновением шума. Обесточивание погасило бы обе лампочки, но приня-

тый нами код не предусматривает ситуации "обе лампочки не горят", и мы в состоянии отличить

сигнал от не-сигнала.

Но может случиться и так, что из-за какой-то простейшей неисправности вместо лампочки В

загорится лампочка А или наоборот, и тогда в целях избежания этой опасности мы продолжаем

усложнять код, увеличивая его комбинаторные возможности. Добавим еще две лампочки и

получим ряд ABCD, в котором АС будет означать "безопасный уровень", BD — нулевую отметку.

Таким образом мы уменьшим опасность помех, могущих исказить сообщение.

Итак, мы ввели в код элемент избыточности: мы пользуемся двумя парами лампочек для

сообщения того, что можно было бы сообщить с помощью одной лампочки, и, стало быть,

дублируем сообщение.

Впрочем, избыточность, предоставляющая возможность дублировать сообщение, не только

обеспечивает большую надежность, усложненный таким образом код позволяет передавать

дополнительные сообщения. Действительно, код, состоящий из элементов ABCD, допускает

различные комбинации, например: A-B-C-D, AB-BC-CD-AC-BD-AD, ABC-BCD-ACD-ABD, а

также другие сочетания "АВ -С D" или же "A-C-B-D" и т. д.

Код, следовательно, предполагает наличие репертуара символов, и некоторые из них будут

соотноситься с определенными явлениями, в то время как- прочие до поры до времени останутся

незадействованными, не значащими (хотя они и могут заявлять о себе в виде шума), но готовыми

означить любые сообщения, которые нам покажутся достойными передачи.

9 Подробнее об этом в А.2.1.2.

Всего этого достаточно, чтобы код мог сигнализировать не только об уровне опасности. Можно

выделить ряд уровней, последовательно описывающих переход от полной безопасности к

состоянию тревоги, обозначая уровни ниже нулевой отметки -3, -2.-I и т. д., и ряд уровней выше

нулевой отметки 1,2, 3, от "очень тревожно" до "максимальная опасность"» закрепив за каждым

определенную комбинацию букв путем введения соответствующих программ в передающее и

принимающее устройства.

II.4. Каким же образом передается сигнал в кодах такого типа? Принцип их действия — выбор из

двух возможностей, обозначим его как оппозицию "да " и "нет ". Лампа или горит, или не горит

(есть ток в цепи, нет тока). Суть дела не меняется, если сигнал передается как-то иначе. Во всех

подобных случаях имеется бинарная оппозиция, максимальная амплитуда колебания от 1 к 0, от

"да" к "нет", от размыкания к замыканию.

Здесь не обсуждается вопрос о том, является ли метод бинарных оппозиций, позаимствованный,

как мы увидим позже, из теории информации, наиболее подходящим способом описания передачи

информации и всегда ли и везде передача информации основана на двоичном коде (всякая ли

коммуникация, когда 5ы и где она ни осуществлялась, базируется на последовательном двоичном

выборе). Однако то обстоятельство, что все науки, от лингвистики до нейрофизиологии, при

описании коммуникативных процессов пользуются бинарным методом, свидетельствует о его

простоте и экономичности в сравнении с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: