Форма занятия: активная и интерактивная

Цель и задачи: изучение специфики основных модернистских направлений в поэзии рубежа XIX–XX вв., формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для работы в исследовательских группах:

Группа I.

1. Проблема искусства и образ поэта в статьях и лирике В. Брюсова. Особенности поэтики стихотворения «Творчество»

2. Экзотика и ее функция в раннем творчестве поэта.

3. Историософская проблематика: поэма «Замкнутые», «Грядущие гунны», «К русской революции» и др.

4. Символ и миф в циклах «Любимцы веков», «Правда вечная кумиров».

5. Урбанистическая тема в творчестве В. Брюсова: «Конь Блед» и др.

6. Особенности поэтической манеры К. Бальмонта. Мелодика стиха.

7. Прием циклизации в поэзии. Идейно-художественное своеобразие сборника «Фейные сказки»

8. Концепция искусства в поэзии К. Бальмонта и ее отражение в стихотворении «Фантазия».

9. Какое суждение о символизме можно составить на основе анализа стихотворения Андрея Белого «Проповедуя скорый конец…»?

Группа II.

1. Кризис символизма и акмеизм. Н.С. Гумилев как теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов».

2. Отношение к творчеству Ин. Анненского в акмеистической среде.

3. Статья «Наследие символизма и акмеизм» как манифест нового направления в поэзии.

4. «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики, роль детали.

5. Связь ранней лирики О.Э. Мандельштама с поэзией позднего символизма.

6. Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов.

7. Стихи О. Мандельштама как «поэзия поэзии».

8. Драматическая напряженность лирики поэта.

9. Какое суждение о акмеизме можно составить на основе анализа стихотворения В. Нарбута «После грозы»?

Группа III.

1. Футуризм как одно из течений русской литературы «авангарда».

2. «Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов группы «Гилея» (позднее – кубофутуристов) как манифесты нового направления.

3. Русский футуризм в контексте европейского футуризма: сходство и различия.

4. Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства.

5. Эксперименты футуристов в области поэтики и стилистики. «Самовитое» слово.

6. Велимир Хлебников: Опыты в области русского стихосложения. Мифотворчество и языкотворчество.

7. Противоречия поэтической практики В. Маяковского и футуристической теории. Экспрессионистские тенденции в лирике поэта.

8. Какое суждение о футуризме можно составить на основе анализа фрагментов поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»: «Я, воспевающий машину и Англию…» и «Я думал, ты всесильный божище…»?

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

Определить, какая группа имен существительных выписана из стихотворения символиста, какие – акмеиста и футуриста: 1) небо, труп, звезды, черви, туман, боль, обман, миопы, круп, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, вервия, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук; 2) бездна, ночь, Дух, Миры, Любовь, кормило, сретенье, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень; 3) лыжи, небо, месяц, луг, дворец, окошки, тишина, тропинки, дорожки, проруби, ива, дерево, русалки, путь, ветки, галки.

Источники: 113, 114, 117–119, 123, 130, 134, 139, 141, 146

Литература:

· обязательная: 1, 10

· дополнительная: 3, 32, 58, 59, 62


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: