Разные теоретические подходы к анализу и объяснению грамматических способностей человека

3.2.1. Бихевиоризм: языковые способности как результат классического и оперантного обусловливания

Леонард Блумфилд (1887-1949)

1. Люди могут воздействовать друг на друга при помощи неречевых и речевых стимулов. При этом речевые стимулы формируются как заместители практических стимулов. Речь является системой стимулов-средств, обеспечивающих организацию и регулирование совместных практических действий и решение практических задач.

2. Овладение единицами языка и грамматикой основывается на законах классического и оперантного обусловливания (на законах бихевиоризма). Ребенок учится в повторяющихся ситуациях отвечать на речевые стимулы сначала определенными неречевыми формами реакций и поведения, а через них и речевыми реакциями. Поэтому практические действия человека могут включать речевые замещающие стимулы и реакции: S ® r ® s ® R, где:

· S ® R – практическая безречевая реакция.

· s ® r ® s ® r – речевая (замещенная) реакция, которая заключается в том, что один речевой стимул может порождать речевую реакцию, которая может служить стимулом для другой речевой реакции и так далее.

3. Мышление представляет собой скрытые, редуцированные формы речевых и других моторных реакций, возникающих в ответ на речевые и неречевые стимулы.

Замечания и критика:

· Не объясняется множество явлений: а) выбор и интерпретация слов, стоящих в начале предложения, часто определяются словами, находящимися в конце предложения; б) нельзя провести различие между предложениями и не предложениями; в) нельзя объяснить понимание двусмысленных предложений.

· Речевые действия человека имеют не реактивный и стохастический (вероятностный), а активный, произвольно контролируемый и целенаправленный характер.

· Накопление стимульно-реактивных связей, необходимых для обеспечения возможности пользоваться речью, требует больше времени, чем время индивидуального существования субъекта.

3.2.2. Трехуровневая модель речевого поведения в необихевиоризме

Чарльз Осгуд (1916-1991)

(модель языка с конечным числом состояний, марковская стохастическая модель)

1. Появление каждого нового элемента в речевой последовательности зависит от предшествующих элементов, которые на основе накопления речевого опыта связываются друг с другом условной вероятностью предшествования – следования.

· Вероятность появления каждого очередного слова определяется непосредственно предшествующими словами.

· Чем больше слов предшествовало в высказывании очередному слову, тем с большей вероятностью его можно предсказать.

2. В речевом поведении существует два типа иерархически организованных процессов, которые при восприятии и порождении речи комбинируются:

· Горизонтальная иерархия (конвергентная и дивергентная), соотносящая предшествующие и последующие единицы речевого поведения, кодирование и декодирование которых на всех уровнях языка подчиняется вероятностным закономерностям (математически описываются как «марковские процессы»).

· Вертикальная иерархия, соотносящая подчиненные единицы речи с подчиняющими единицами, которая также подчиняется вероятностным закономерностям (математически описываются как «марковские процессы»).

3. Если слово и определенная особенность стимулов или поведения неоднократно сочетаются друг с другом, то формируется «опосредствованная репрезентация», которая представляет собой не прямую двигательную реакцию, а изменения в самоорганизации организма.

Значение слова (знака) включает: а) потенциальную реакцию по отношению к невербальному стимулу б) через ассоциации (обусловленные реакции) с вербальными стимулами (словами, знаками), а через них с другими невербальными стимулами и потенциальными реакциями.

4. Кодирование и декодирование речевых стимулов (восприятие речи и говорение) включает три уровня последовательной переработки информации: уровень проекции; уровень интеграции; уровень репрезентации.

Декодирование речевых стимулов:

· Уровень проекции (рецепции): речевые стимулы как физические явления перекодируются в нервные импульсы на рецепторном уровне и по нервным волокнам проецируются в мозговые центры, которые обеспечивают интеграцию поступившей информации.

· Уровень интеграции: в нервных мозговых центрах поступившая извне сенсорная информация интегрируется в целостные структуры (подобно законам, установленным в гештальтпсихологии).

· Уровень репрезентации (символический уровень): в результате процессов интеграции актуализируется набор реакций опосредствованной репрезентации, основанных на прошлом опыте обработки и использования подобной информации.

Кодирование речевых реакций:

· Уровень репрезентации (символический уровень): реакции опосредствованной репрезентации (через механизмы ассоциаций, основанных на прошлом опыте обработки и использования аналогичной информации) актуализируют набор определенных форм двигательных ответных реакций.

· Уровень интеграции (самостимуляции): в нервных мозговых центрах отбираются и интегрируются целостные структуры двигательных последовательностей.

· Уровень проекции (моторное кодирование речи): осуществляется кодирование конкретных форм артикуляции. В моторных центрах мозга модель действия перекодируется в двигательные речевые реакции, которые представляют собой стереотипы воспроизведения звуковых последовательностей.

Замечания и критика:

· Игнорирование активности речевого поведения и активности в построении речевых действий субъектом.

· Не учитывается то, что речевое развитие и овладение языком – это результат общения и включения во взаимодействия с другими людьми.

· Невозможно объяснить особенности развития речи у детей.

3.2.3. Грамматические модели «непосредственно составляющих» в лингвистике

1. Существуют универсальные правила порождения предложений в направлении от замысла к его конкретной реализации в форме высказывания, которое строится на основе исходно простого предложения путем его распространения и согласования его частей.

Всякая грамматически сложная единица высказывания складывается из двух более простых единиц, называемых непосредственные составляющие (англ.: immediate constituent). Части высказывания (предложения), являющиеся цельными единицами, называются «непосредственно составляющими» (НС) предложения.

Классификация непосредственно составляющих основывается на принадлежности вершины группы определенной части речи. При этом выделяются следующие классы групп (англ. phrasal categories):

· Предложение (П; англ. sentence, S).

· Именная группа, возглавляемая существительным (группа существительного, ИГ; англ. noun phrase, NP).

· Группа, возглавляемая глаголом (группа глагола, ГГ; англ. verb phrase, VP).

· Группа, возглавляемая предлогом (предложная группа, ПрГ; англ. prepositional phrase, PP).

· Группа, возглавляемая прилагательным (группа прилагательного, ГПрил; англ. adjectival phrase, AP).

· Группа, возглавляемая наречием (наречная группа НарГ; англ.adverbial phrase, AdvP).

Некоторые фразовые категории, в частности именная группа и предложение, обладают свойством рекурсивности – способностью включать в себя составляющие той же фразовой категории.

2. Семантико-грамматическая структура предложениястроится в виде «дерева»: а) от «вершины к основанию»; б) «слева направо».

Предложение (П; англ. sentence, S) сначала «прописывается» в виде двух НС: группа существительного (подлежащего) + группа глагола (сказуемого). (Naminal phrase (NP) + Verbal phrase (VP)).

Указанные группы далее могут «переписываться»: а) группа существительного = существительное (определяемое) + прилагательное (определение); б) группа глагола = глагол + группа существительного (дополнения) и т.д. – до достижения терминальных (конечных) элементов.

В строящееся предложение могут вводиться новые предложения, что позволяет оперировать сложными и «вложенными» предложениями.

Когда все элементы становятся терминальными (конечными смысловыми единицами), образование предложения завершается.

Фонологическая структура предложения реализуется на основе построенного «дерева НС» в той последовательности, в которой располагаются терминальные элементы высказывания.

3.2.4. «Трансформационная генеративная (порождающая) глубинная грамматика»

Ноэм Хомский, Джордж Миллер

1. Человеческий язык – это продуктивная система, позволяющая активно генерировать (порождать) потенциально бесконечное количество высказываний. В организации языка следует различать:

· Языковую способность – общие для всех людей врожденные лингвистические структуры.

· Языковую активность, которая формируется на основе врожденной языковой способности и проявляется в овладении конкретными языками, позволяющими порождать бесконечно изменчивые варианты высказываний.

Языковая способность (глубинная трансформационная грамматика) включает: а) лексико-грамматические классы единиц возможного словаря, который формируется и наполняется на протяжении индивидуальной жизни; б) правила построения и распространения высказываний; в) правила их трансформации в различные синтаксические формы.

2. Существует два грамматических уровня порождения высказываний:

· Врожденные глубинные лингвистические структуры, которые: а) строятся на основе немногочисленных универсальных врожденных правил; б) составляют основу языковой способности.

· Приобретаемые поверхностные лингвистические структуры, которые: а) формируются на основе овладения определенным языком; б) порождаются на основе преобразований (трансформаций) глубинных лингвистических структур в структуры непосредственно составляющих; в) составляют основу языковой активности.

Одинаковым поверхностным грамматическим структурам могут соответствовать различающиеся глубинные структуры. (Например: «Убийства бандитов были ужасны»). Одной глубинной структуре могут соответствовать различающиеся поверхностные структуры. (Например: «Спартак обыграл Зенит» и «Зенит проиграл Спартаку»; «Приглашение писателя» – писатель приглашает кого-то и кто-то приглашает писателя?).

3. Глубиннаяграмматика преобразований (трансформационная генеративная грамматика) обеспечивает: а) перевод конкретных поверхностных языковых сообщений в глубинные лингвистические (семантические) структуры; б) перевод глубинных лингвистических структур на уровень конкретных поверхностных языковых сообщений.

Любое высказывание на «глубинном» уровне строится на основе:

· Активного утвердительного суждения, лежащего в основе будущего предложения, и его последующего распространения в соответствии с правилами аналогичными правилам «грамматики непосредственно составляющих» («правила перезаписи»).

· Ограниченного количества трансформаций синтаксических структур, которые преобразуют активные утвердительные суждения в их различные грамматические типы («правила трансформации»): вопросительное, отрицательное, пассивное, отрицательно-вопросительное, пассивно-отрицательное, отрицательно-пассивно-вопросительное и так далее (путем замещения элементов; путем перемещения элементов; путем перестановки).

4. Речевое поведение человека предполагает три системы составляющих:

Семантические компоненты (глубинная лингвистическая структура высказываний) лежат в основе семантической подготовки субъектом собственных высказываний или интерпретации воспринимаемых высказываний.

Синтаксические компоненты включают механизмы преобразования глубинной семантической структуры в фонетически реализуемую поверхностную структуру высказывания на конкретном языке. При этом следует различать: а) врожденные «ядерные» синтаксические структуры (НС); б) врожденные правила глубинной грамматической трансформации «ядерных» синтаксических структур в развернутые структуры НС; в) формирование высказывания в соответствие с поверхностной грамматикой конкретного языка, приобретаемого субъектом в течение индивидуальной жизни.

Фонологические компоненты, которые соответствуют поверхностным грамматическим структурам конкретного языка и обеспечивают фонетическую подготовку и реализацию или фонетическое восприятие высказываний.

5. Грамматические трансформации представляют собой врожденные «правила», посредством которых обеспечивается восприятие и порождение высказываний:

· В процессах порождения высказываний на основе исходных «ядерных» грамматических структур строятся грамматические структуры различных предложений.

· В процессах восприятия и интерпретации высказываний сложные по грамматической структуре предложения преобразуются в определенный набор «ядерных» структур.

Порождение высказываний включает ряд этапов:

· Базовая структура НС, выступающая основой для формирования глубинных структур высказывания, получает семантическую интерпретацию. В результате формируется глубинная лингвистическая структура высказывания.

· Посредством глубинных грамматических трансформаций глубинная лингвистическая структура преобразуется в поверхностную грамматическую структуру предложения на конкретном языке.

· Посредством фонологической организации подготавливается и реализуется внешнее речевое высказывание.

Восприятие и понимание высказываний включает ряд этапов:

· Посредством восприятия внешней фонологической организации высказывания фиксируется его поверхностная грамматическая структура.

· Посредством глубинных грамматических трансформаций поверхностная грамматическая структура преобразуется в глубинные лингвистические структуры базовых НС.

· Глубинные лингвистические структуры получают семантическую интерпретацию. В результате восстанавливается (понимается) глубинная лингвистическая структура высказывания.

При этом: а) врожденные «правила» распространения по НС составляют основу для грамматического анализа и построения предложений; б) врожденные «правила» иерархической категоризации различных слов составляют лексикон, на основе которого осуществляется семантическая организация или интерпретация предложений.

Замечания и критика:

· Характерен индивидуализм в трактовке развития речевых механизмов – преувеличивается значение наследственных механизмов в речевом развитии.

· Недостаточно учитывается значение общения и взаимодействия с ребенка с другими людьми в процессах формирования речи и овладения способами использования языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: