3.2.1. Бихевиоризм: языковые способности как результат классического и оперантного обусловливания
Леонард Блумфилд (1887-1949)
1. Люди могут воздействовать друг на друга при помощи неречевых и речевых стимулов. При этом речевые стимулы формируются как заместители практических стимулов. Речь является системой стимулов-средств, обеспечивающих организацию и регулирование совместных практических действий и решение практических задач.
2. Овладение единицами языка и грамматикой основывается на законах классического и оперантного обусловливания (на законах бихевиоризма). Ребенок учится в повторяющихся ситуациях отвечать на речевые стимулы сначала определенными неречевыми формами реакций и поведения, а через них и речевыми реакциями. Поэтому практические действия человека могут включать речевые замещающие стимулы и реакции: S ® r ® s ® R, где:
· S ® R – практическая безречевая реакция.
· s ® r ® s ® r – речевая (замещенная) реакция, которая заключается в том, что один речевой стимул может порождать речевую реакцию, которая может служить стимулом для другой речевой реакции и так далее.
|
|
3. Мышление представляет собой скрытые, редуцированные формы речевых и других моторных реакций, возникающих в ответ на речевые и неречевые стимулы.
Замечания и критика:
· Не объясняется множество явлений: а) выбор и интерпретация слов, стоящих в начале предложения, часто определяются словами, находящимися в конце предложения; б) нельзя провести различие между предложениями и не предложениями; в) нельзя объяснить понимание двусмысленных предложений.
· Речевые действия человека имеют не реактивный и стохастический (вероятностный), а активный, произвольно контролируемый и целенаправленный характер.
· Накопление стимульно-реактивных связей, необходимых для обеспечения возможности пользоваться речью, требует больше времени, чем время индивидуального существования субъекта.
3.2.2. Трехуровневая модель речевого поведения в необихевиоризме
Чарльз Осгуд (1916-1991)
(модель языка с конечным числом состояний, марковская стохастическая модель)
1. Появление каждого нового элемента в речевой последовательности зависит от предшествующих элементов, которые на основе накопления речевого опыта связываются друг с другом условной вероятностью предшествования – следования.
· Вероятность появления каждого очередного слова определяется непосредственно предшествующими словами.
· Чем больше слов предшествовало в высказывании очередному слову, тем с большей вероятностью его можно предсказать.
2. В речевом поведении существует два типа иерархически организованных процессов, которые при восприятии и порождении речи комбинируются:
|
|
· Горизонтальная иерархия (конвергентная и дивергентная), соотносящая предшествующие и последующие единицы речевого поведения, кодирование и декодирование которых на всех уровнях языка подчиняется вероятностным закономерностям (математически описываются как «марковские процессы»).
· Вертикальная иерархия, соотносящая подчиненные единицы речи с подчиняющими единицами, которая также подчиняется вероятностным закономерностям (математически описываются как «марковские процессы»).
3. Если слово и определенная особенность стимулов или поведения неоднократно сочетаются друг с другом, то формируется «опосредствованная репрезентация», которая представляет собой не прямую двигательную реакцию, а изменения в самоорганизации организма.
Значение слова (знака) включает: а) потенциальную реакцию по отношению к невербальному стимулу б) через ассоциации (обусловленные реакции) с вербальными стимулами (словами, знаками), а через них с другими невербальными стимулами и потенциальными реакциями.
4. Кодирование и декодирование речевых стимулов (восприятие речи и говорение) включает три уровня последовательной переработки информации: уровень проекции; уровень интеграции; уровень репрезентации.
Декодирование речевых стимулов:
· Уровень проекции (рецепции): речевые стимулы как физические явления перекодируются в нервные импульсы на рецепторном уровне и по нервным волокнам проецируются в мозговые центры, которые обеспечивают интеграцию поступившей информации.
· Уровень интеграции: в нервных мозговых центрах поступившая извне сенсорная информация интегрируется в целостные структуры (подобно законам, установленным в гештальтпсихологии).
· Уровень репрезентации (символический уровень): в результате процессов интеграции актуализируется набор реакций опосредствованной репрезентации, основанных на прошлом опыте обработки и использования подобной информации.
Кодирование речевых реакций:
· Уровень репрезентации (символический уровень): реакции опосредствованной репрезентации (через механизмы ассоциаций, основанных на прошлом опыте обработки и использования аналогичной информации) актуализируют набор определенных форм двигательных ответных реакций.
· Уровень интеграции (самостимуляции): в нервных мозговых центрах отбираются и интегрируются целостные структуры двигательных последовательностей.
· Уровень проекции (моторное кодирование речи): осуществляется кодирование конкретных форм артикуляции. В моторных центрах мозга модель действия перекодируется в двигательные речевые реакции, которые представляют собой стереотипы воспроизведения звуковых последовательностей.
Замечания и критика:
· Игнорирование активности речевого поведения и активности в построении речевых действий субъектом.
· Не учитывается то, что речевое развитие и овладение языком – это результат общения и включения во взаимодействия с другими людьми.
· Невозможно объяснить особенности развития речи у детей.
3.2.3. Грамматические модели «непосредственно составляющих» в лингвистике
1. Существуют универсальные правила порождения предложений в направлении от замысла к его конкретной реализации в форме высказывания, которое строится на основе исходно простого предложения путем его распространения и согласования его частей.
Всякая грамматически сложная единица высказывания складывается из двух более простых единиц, называемых непосредственные составляющие (англ.: immediate constituent). Части высказывания (предложения), являющиеся цельными единицами, называются «непосредственно составляющими» (НС) предложения.
|
|
Классификация непосредственно составляющих основывается на принадлежности вершины группы определенной части речи. При этом выделяются следующие классы групп (англ. phrasal categories):
· Предложение (П; англ. sentence, S).
· Именная группа, возглавляемая существительным (группа существительного, ИГ; англ. noun phrase, NP).
· Группа, возглавляемая глаголом (группа глагола, ГГ; англ. verb phrase, VP).
· Группа, возглавляемая предлогом (предложная группа, ПрГ; англ. prepositional phrase, PP).
· Группа, возглавляемая прилагательным (группа прилагательного, ГПрил; англ. adjectival phrase, AP).
· Группа, возглавляемая наречием (наречная группа НарГ; англ.adverbial phrase, AdvP).
Некоторые фразовые категории, в частности именная группа и предложение, обладают свойством рекурсивности – способностью включать в себя составляющие той же фразовой категории.
2. Семантико-грамматическая структура предложениястроится в виде «дерева»: а) от «вершины к основанию»; б) «слева направо».
Предложение (П; англ. sentence, S) сначала «прописывается» в виде двух НС: группа существительного (подлежащего) + группа глагола (сказуемого). (Naminal phrase (NP) + Verbal phrase (VP)).
Указанные группы далее могут «переписываться»: а) группа существительного = существительное (определяемое) + прилагательное (определение); б) группа глагола = глагол + группа существительного (дополнения) и т.д. – до достижения терминальных (конечных) элементов.
В строящееся предложение могут вводиться новые предложения, что позволяет оперировать сложными и «вложенными» предложениями.
Когда все элементы становятся терминальными (конечными смысловыми единицами), образование предложения завершается.
Фонологическая структура предложения реализуется на основе построенного «дерева НС» в той последовательности, в которой располагаются терминальные элементы высказывания.
3.2.4. «Трансформационная генеративная (порождающая) глубинная грамматика»
Ноэм Хомский, Джордж Миллер
1. Человеческий язык – это продуктивная система, позволяющая активно генерировать (порождать) потенциально бесконечное количество высказываний. В организации языка следует различать:
|
|
· Языковую способность – общие для всех людей врожденные лингвистические структуры.
· Языковую активность, которая формируется на основе врожденной языковой способности и проявляется в овладении конкретными языками, позволяющими порождать бесконечно изменчивые варианты высказываний.
Языковая способность (глубинная трансформационная грамматика) включает: а) лексико-грамматические классы единиц возможного словаря, который формируется и наполняется на протяжении индивидуальной жизни; б) правила построения и распространения высказываний; в) правила их трансформации в различные синтаксические формы.
2. Существует два грамматических уровня порождения высказываний:
· Врожденные глубинные лингвистические структуры, которые: а) строятся на основе немногочисленных универсальных врожденных правил; б) составляют основу языковой способности.
· Приобретаемые поверхностные лингвистические структуры, которые: а) формируются на основе овладения определенным языком; б) порождаются на основе преобразований (трансформаций) глубинных лингвистических структур в структуры непосредственно составляющих; в) составляют основу языковой активности.
Одинаковым поверхностным грамматическим структурам могут соответствовать различающиеся глубинные структуры. (Например: «Убийства бандитов были ужасны»). Одной глубинной структуре могут соответствовать различающиеся поверхностные структуры. (Например: «Спартак обыграл Зенит» и «Зенит проиграл Спартаку»; «Приглашение писателя» – писатель приглашает кого-то и кто-то приглашает писателя?).
3. Глубиннаяграмматика преобразований (трансформационная генеративная грамматика) обеспечивает: а) перевод конкретных поверхностных языковых сообщений в глубинные лингвистические (семантические) структуры; б) перевод глубинных лингвистических структур на уровень конкретных поверхностных языковых сообщений.
Любое высказывание на «глубинном» уровне строится на основе:
· Активного утвердительного суждения, лежащего в основе будущего предложения, и его последующего распространения в соответствии с правилами аналогичными правилам «грамматики непосредственно составляющих» («правила перезаписи»).
· Ограниченного количества трансформаций синтаксических структур, которые преобразуют активные утвердительные суждения в их различные грамматические типы («правила трансформации»): вопросительное, отрицательное, пассивное, отрицательно-вопросительное, пассивно-отрицательное, отрицательно-пассивно-вопросительное и так далее (путем замещения элементов; путем перемещения элементов; путем перестановки).
4. Речевое поведение человека предполагает три системы составляющих:
Семантические компоненты (глубинная лингвистическая структура высказываний) лежат в основе семантической подготовки субъектом собственных высказываний или интерпретации воспринимаемых высказываний.
Синтаксические компоненты включают механизмы преобразования глубинной семантической структуры в фонетически реализуемую поверхностную структуру высказывания на конкретном языке. При этом следует различать: а) врожденные «ядерные» синтаксические структуры (НС); б) врожденные правила глубинной грамматической трансформации «ядерных» синтаксических структур в развернутые структуры НС; в) формирование высказывания в соответствие с поверхностной грамматикой конкретного языка, приобретаемого субъектом в течение индивидуальной жизни.
Фонологические компоненты, которые соответствуют поверхностным грамматическим структурам конкретного языка и обеспечивают фонетическую подготовку и реализацию или фонетическое восприятие высказываний.
5. Грамматические трансформации представляют собой врожденные «правила», посредством которых обеспечивается восприятие и порождение высказываний:
· В процессах порождения высказываний на основе исходных «ядерных» грамматических структур строятся грамматические структуры различных предложений.
· В процессах восприятия и интерпретации высказываний сложные по грамматической структуре предложения преобразуются в определенный набор «ядерных» структур.
Порождение высказываний включает ряд этапов:
· Базовая структура НС, выступающая основой для формирования глубинных структур высказывания, получает семантическую интерпретацию. В результате формируется глубинная лингвистическая структура высказывания.
· Посредством глубинных грамматических трансформаций глубинная лингвистическая структура преобразуется в поверхностную грамматическую структуру предложения на конкретном языке.
· Посредством фонологической организации подготавливается и реализуется внешнее речевое высказывание.
Восприятие и понимание высказываний включает ряд этапов:
· Посредством восприятия внешней фонологической организации высказывания фиксируется его поверхностная грамматическая структура.
· Посредством глубинных грамматических трансформаций поверхностная грамматическая структура преобразуется в глубинные лингвистические структуры базовых НС.
· Глубинные лингвистические структуры получают семантическую интерпретацию. В результате восстанавливается (понимается) глубинная лингвистическая структура высказывания.
При этом: а) врожденные «правила» распространения по НС составляют основу для грамматического анализа и построения предложений; б) врожденные «правила» иерархической категоризации различных слов составляют лексикон, на основе которого осуществляется семантическая организация или интерпретация предложений.
Замечания и критика:
· Характерен индивидуализм в трактовке развития речевых механизмов – преувеличивается значение наследственных механизмов в речевом развитии.
· Недостаточно учитывается значение общения и взаимодействия с ребенка с другими людьми в процессах формирования речи и овладения способами использования языка.